Nlr шифр 20. 81 37 icon

Nlr шифр 20. 81 37



НазваниеNlr шифр 20. 81 37
Дата конвертации30.06.2012
Размер170.97 Kb.
ТипДокументы

Материалы по методике преподавания в низших сельскохозяйственных школах .. 1895 NLR Шифр 20.81.6.37 ( http:// zt1.narod.ru/doc/sh-nizobr-1895.doc )
.. [Марьинская школа] Двухлетняя практика выяснила следующее: 1) Для того, чтобы воспитанник сельскохозяйственной школы, окончивший курс в ней, был в состоянии более или менее самостоятельно заняться ремеслом, необходимо в стенах учебного заведения изучать что-нибудь одно — или столярное, или слесарно-кузнечное дело. 2) Время, назначенное для занятий в мастерских, не должно прерываться классными занятиями, так как при этом его много теряется на сборы при начале и конце работы. Лучшее распределение времени в отношении мастерских было бы тогда, когда выпадающие на их долю пять или шесть часов ученической работы прерывались только небольшой переменой (с.64).
Мензелинская школа .. Для того, чтобы ученики могли ознакомиться с возможно разнообразным земледельческим инвентарем, необходимо, чтобы школьные мастерские были поставлены практически с приемом заказов по ремонту машин и орудий, так как только при этих условиях будет достаточно материала для изучения и, кроме того, ученики познакомятся с настоящей работой, которая значительно отличается от работы, имеющей исключительно учебный характер. Машины и орудия при школе не только должны чиниться, но и пробоваться на работе, причем ученики наилучшим образом могут ознакомиться как с конструкцией машины, так и с ее производительностью, качеством производимой работы и потребной для нее тягой. Для этой же цели крайне полезно открытие при школе склада, содержащего по крайней мере по одному экземпляру машин и орудий, пригодных для данной местности; такой склад будет служить как бы постоянной выставкой машин, которые при нем могли бы подвергаться испытанию относительно производительности, качества производимой работы и потребной для них тяги — при помощи динамометра; присутствие в школе специалистов гарантировало бы правильные условия испытания машин и, следовательно, обеспечивало бы покупателям выбор машин и орудий, вполне пригодных для местных условий. / Чтобы капитал в машинах не лежал непроизводительно, имеющиеся в складе экземпляры могли бы быть продаваемы, с тем, чтобы тотчас были бы заменяемы новыми. Представляя сам по себе важное значение в деле распространения сельскохозяйственных машин и орудий, такой склад при школе представляет ничем не заменимое пособие по сельскохозяйственному машиноведению. Вследствие моего доклада Экономическому Совету и Мензелинскому уездному земскому собранию, открытие такого склада предположено при Мензелинской сельскохозяйственной школе в 1895 г. .. [Ж. Зубрилов] (с.72-73).
Жабковская школа ..
/ На первых порах существования школы являлся затруднительный вопрос: изучать ли ученику оба ремесла, введенные в школе, или только одно? / Ведение школьного дела показало, что при трехлетнем курсе, при многих сельскохозяйственных работах, исполняемых учениками, усвоение учениками ремесел в форме практически полезной возможно только при изучении ими одного ремесла. Изучение двух ремесел не ведет ни к чему: ученик ни одним ремеслом не владеет в такой степени, чтобы мог применить свое знание с пользой. Эти соображения заставили направить изучение ремесел отдельно одно от другого. При этом мы сообразуемся, главным образом, с его [ученика] наклонностями и желаниями .. / Хозяйственные работы в зимнее время сильно препятствуют систематичности в занятиях ремеслами, что можно бы значительно устранить увеличением школьного бюджета рублей на 300 — 400 ежегодных, исполняя наемными силами такие работы, как рубка дров, топка печей, уборка комнат, посылки за материалами и продуктами, возка дров и проч. работы, имеющие весьма незначительное воспитательное значение .. / При изучении ремесел наблюдается весьма интересное явление: успех в изучении ремесла идет наравне с успехом классных занятий; хорошо учащийся ученик лучше успевает и в изучении ремесла. Правда, случались и исключения, но весьма редкие (в школе был один только случай, когда плохой ученик был хорошим столяром) .. / .. При изучении ремесла весьма желательно было бы иметь для каждого ученика набор инструментов и место для их хранения, что повлекло бы за собой, без сомнения, большую аккуратность и бережливость инструментов .. [Г. Володин] (с.80-82).


------


Макаренко А.С. т. 4 М. 1984 с.361 .. Вопрос: "Не считаете ли вы, что ликвидация мастерских по школам, отсутствие трудовых процессов ведут к воспитанию барчуков, людей, пренебрежительно относящихся к труду взрослых?" / ZT. Этот абзац уточнен по Хиллигу. - Я вообще сторонник трудового воспитания и производственного воспитания, и Маркс прямо об этом говорит, что все дети с десяти [ По Хиллигу в оригинале у Макаренко: с 14 ] лет должны принимать участие в производстве; я поэтому являюсь противником каких бы то ни было учебных [ ZT. по труду, трудо-учебных ] процессов в школе, я являюсь сторонником производственных процессов в школе, даже самых простых, самых дешевых, самых скучных. Потому что только в производственном процессе вырастает настоящий характер человека, члена производственного коллектива, там именно человек учится чувствовать свою ответственность за деталь, когда нужно выполнить весь промфинплан.


См. http://zt1.narod.ru/doc/Vessel-o-masterskih.doc Вессель Николай Христианович 1834-1906 против школьных мастерских.


------


Школа подростков. Из практики работы ЛГОНО. Сб. 1 Л.1925 РНБ 20/238-1 ..


Со стр. 104 и дале.


Роль мастерских в школах подростков.


Доклад П. И. Янкевича (42-я школа).


Цель школы для подростков – дать начальное образование и трудовые навыки к самостоятельной жизни. Школа при современном состоянии материальных ресурсов государства должна максимально удовлетворять трудовым задачам текущего момента.


Государство нуждается в рабочих. Наши школы этих рабочих подготовляют. Школа подростков с ремесленной базой становится на путь сознательного оформления личности подростка. При этом связующим звеном между областью воспитания, интеллектуальным развитием и накоплением ремесленных навыков должен быть личный интерес учащегося, целесообразно направленный всей организацией школы.


Мастерская в школе подростков и детдоме — самая основная и существенная часть. Серьезный деловой труд содержит в себе особую привлекательность для подростков ..


[...]


Со стр.106 и дале.


1) Рационализация окружающей подростков обстановки в мастерской в связи с профессиональной гигиеной и охраной труда (установление правильного обмена воздуха в мастерских и очищения его от вредных примесей и пыли, надлежащая температура, освещенность и т. д.). В школьных мастерских очень мало обращается внимания на расстановку механизмов, верстаков и прочего. И у большинства мастеров - инструкторов любимая манера припереть верстак или в угол, или к стене, где бы никакая метла под него и за него не могла забраться и куда сваливается и испорченная работа, и отбросы производства.


2) Рационализация самого производственного процесса, — таковой обдумывается наперед и проводится по определенному плану и потому не дает места работе наобум.


3) Обучение подростка профессиональным навыкам на исправных механизмах и с исправными инструментами.


4) Сообщение умений, необходимых для рационального использования человеческого труда и организации производственного процесса.


5) Использование мастерских не только для приобретения подростками навыков, но и для приобретения привычки к самоорганизации, к хозяйственной организации мастерской, к разделению труда; подростки должны изучить хозяйственно-экономическую сторону мастерской, чтобы она стала ступенью к фабрике.


Здесь невольно возникает вопрос: кто же должен сообщить подросткам все эти навыки и сведения из НОТ'а по технологии материалов, машиноведению и т. д.? Как сочетать недостаточную квалификацию инструкторов с настоятельными требованиями жизни и производства? Ответ ясен, — все сведения, необходимые при обучении ремеслу, сообщаются в мастерской в процессе работы. Квалификацию же инструкторов необходимо поднять.


Наши мастерские при школах подростков в своей основе — учебные мастерские, однако, отсутствие материала для учебных работ в мастерских заставляет брать производственные заказы. Это положение весьма спорное и имеет столько же сторонников, сколько противников. Сойтись можно на одном: что производственные заказы не должны мешать прохождению учебных программ. И это вполне выполнимо, и даже более того, производственные заказы способствуют наиболее рациональному прохождению курса ремесла, потому что весь производственный процесс в целом и частях можно разложить на ряд простейших процессов, чем облегчается обучение профессиональным навыкам и, может быть, никаких нарочитых учебных программ, в виде отдельных предметов, которые должен изготовить учащийся, не требуется. Весь вопрос сводится лишь к тому, чтобы целесообразно использовать производство для целей обучения. Тот факт, что огромная масса квалифицированных рабочих не проходила никакой специальной школы, а выучилась и достигла высокой квалификации производственной работы на заводе, доказывает вполне вышесказанное; следует лишь так вести учащегося по производственным работам, чтобы сложность каждой этой работы в данный момент соответствовала его природным способностям и чтобы при работах последующих использовался бы приобретенный им на предшествовавших работах навык. Начинать обучение следует с навыков наипростейших. Таким способом обучения на производстве мы не намерены готовить каких-то узких специалистов, которые не смогут работать в наших русских условиях; наоборот, мы будем вести подростка, по мере усвоения им приемов, с одной работы на другую, руководствуясь его склонностью к той или иной работе и способностями. Важно отметить, что производственные заказы служат связью с жизнью, т. к. мастерская изготовляет предметы, обладающие потребительской ценностью.


Вопрос же учебной программы работ в мастерских сводится в таком случае не к перечню предметов, которые должен выполнить подросток, а к перечню типичных работ, в порядке их сложности и степени квалификации исполнителя, по которым следует постепенно вести учащегося.


Мастерская, получая заказы с госфабрик, знакомит учащихся с их производством, укрепляет связь с предприятием и тем создает возможность подросткам дальнейшего перехода на работу в это предприятие. Введение в обиход школы производительного труда подростков, тесно связанного с обучением, сделает самое обучение во сто раз жизненнее и глубже. И такая школа будет создавать людей, всесторонне подготовленных к труду, умеющих взяться за каждую работу, приспособиться ко всякой машине, ко всяким условиям производства.


Самостоятельное выполнение ответственных заказных работ не может быть поручено учащимся; для этого должны быть приглашены дополнительный мастера - рабочие на оплату из хозрасчета; но самое наличие этой дополнительной силы, помимо хозяйственно-производственных выгод, оживит мастерскую и повысит интерес у учащихся.


Что же нужно для поднятия производительности работы, интереса и ответственности подростков в мастерских при школах и детдомах? Для этого необходимо: 1) усилить оборудование и пропускную способность мастерских, 2) снабдить их материалами или заказами, 3) отпустить оборотные средства наиболее сильным и установившимся мастерским, переходящим на хозрасчет, 4) установить предельную норму ремесленной группы на инструктора в 15 человек, 5) способствовать прикреплению каждой мастерской к крупному производству в отношении выполнения заданий и заказов и подготовке рабочей силы с таким расчетом, чтобы воспитанники детдомов по окончании школы прямо переходили в производство, с которым связаны, 6) прием в мастерские, как и в школу, производить 1—2 раза в год, 7) привлечь хорошо подготовленных инструкторов, путем повышения оплаты труда. Только при урегулировании всех этих условий возможно ожидать перехода мастерских на частичную самоокупаемость и улучшение постановки дела.


Школы подростков ближайшей своей задачей должны поставить укрепление сети существующих мастерских и создание новых.


ПРЕНИЯ.


Леонов (учащийся 112-й школы). Мастерские при школах очень интересуют подростков. Но каково состояние этих мастерских? Я не знаю, как обстоит дело в других школах Ленинграда, но в нашей школе, вероятно найдется не мало общих черт с другими.


Как мы можем проводить удовлетворительно работы, когда у нас нет соответствующего оборудования и соответствующих инструментов? У нас, конечно, отпадает всякая охота работать. В мастерских вместо ножных станков имеются только ручные, да и то не везде. Когда наша школа была в чужом здании, мы пользовались чужими ножными станками и сверлами; теперь, когда мы переехали в свое здание и сели на свои инструменты, оказалось, что нам не дали ножных станков, а дали только ручные, результаты работы на которых я сам на себе испытал: я сверлил планки, довольно толстые, на ножных станках, и делал до 40 дырок в 2 часа, а на ручном я и 10 штук не могу высверлить. Кроме того, от недостатка инструментов понижается посещаемость. У нас раньше, при ножных станках, посещаемость выражалась в 100%, потом она упала до 50%, дошла до 10%, и в конце концов ни одного ученика не осталось в мастерских.


Далее я хочу коснуться того, что продуктивность работы зависит не только от оборудования, но и от средств. Нам ассигнуется, скажем, 500 руб., а при выдаче Губоно нам раскладывает эти 500 р. на 5 сроков и выдает по 100 руб. За 100 руб. мы сможем купить только тиски, а за 500 руб., если мы имели бы все деньги сразу, можно было бы купить станок, и от этого дело двинулось бы вперед.


Конечно, при таких обстоятельствах мы не можем продуктивно работать, а тем более брать частные заказы, хотя докладчик и говорил, что необходимо иметь связь с ближайшим производством и шефами. Нам, например, нужно было поправить у себя дверь, так как сломались задвижки, - и то не было нужного инструмента; не говоря уже о частных заказах.


Хотя у нас и имеются инструктора, но при отсутствии инструментов и средств, они больше числятся на бумаге, а ребята сидят без дела.


Как идея, организация мастерских при школах вещь безусловно хорошая, и вполне отвечает интересам учащихся.


Я вношу предложение: во-первых, чтобы выдача средств производилась целиком, не разбиваясь по частям, а во вторых необходимо снабдить мастерские инструментами и оборудованием.


[...]


Ментус. [...] В докладе говорится, чтобы мы брали заказы от частных лиц, когда у нас нет ни материалов, ни инструментов; при том, кто же будет эти заказы выполнять: .. заказы нужно выполнять аккуратно, на что должны быть руки, а на учащихся, проходящих 2-х годичный курс, надеяться нельзя .. Говоря принципиально, конечно, выполнение частных заказов вещь очень хорошая, так как во-первых это дало бы средства, а во вторых интерес учащихся был бы выше, т. к. они видели бы не только теорию, но и практику.


Дмитриев. Я хочу сказать, как, по моему мнению, можно даже в наших несчастных условиях несколько поднять продуктивность работы в мастерских. Поскольку у нас в мастерских работают дети детского дома и поскольку эти дети отличаются тем, что они апатичны, не хотят работать, то в первую очередь, нужно поднять у них охоту работать.


Этого можно достигнуть, конечно, если мы создадим лучшие условия для работы, поставим хорошие станки и т. п., но этот способ для нас недоступен. Мне кажется, что мы могли бы поднять интерес и продуктивность труда детей детского дома, которые, главным образом, работают в мастерских, если бы мы имели возможность хотя частично их труд оплачивать. Сразу кажется, что не педагогично давать детям деньги, но кто работал в детских домах, тот отлично знает, что наши дети курят махорку и всегда имеют деньги на эту махорку, и тем, что мы не дадим им денег, мы их от курения не удержим. Для этого нужен другой способ воздействия. Дать же ребенку сразу почувствовать себя маленьким работником, что-то зарабатывающим, мы можем, и этим мы сможем поднять интерес к работе, — тогда совершенно изменится характер работы, изменится посещаемость и т. д. Расплату примерно можно поставить таким образом: завести расчетную книжку, по которой выдавать ребенку на определенные надобности. Ребенку хочется, напр., поехать в отпуск в деревню, — пускай поедет на свои заработанные деньги; есть еще масса других детских нужд, которые, может быть, и не так уж разумны, но ничего вредного в себе не содержат; деньги же в наше время даже и детям нужны для разных мелких расходов.


Янкевич. [...] В одной из записок указывается, что происходят иногда злоупотребления с заказами, так как существуют такие мастерские, где дети работают по 10 часов и получают незначительную плату за свою работу. Это, конечно, болезненное явление, с которым приходится бороться, но обычно в наших школах эксплуатации детского труда нет.


Дальше спрашивают, где получать заказы? Я, к сожалению, на этот счет не могу дать точных указаний, но наши мастерские получают частные заказы, - как заказы от школ, так и со стороны. Мы получаем заказы от Комиссии по улучшению жизни детей, — обычно эти заказы в смысле оплаты ничего не дают, но важно то, что мы получаем материалы для учебной работы. Что касается платы за изготовляемые предметы, то она ничтожна, например, за изготовление платья цена не более 50 коп. Слесарные и жестяничные мастерские получают заказы от учреждений и производство в этих мастерских поставлено очень хорошо.


Тов. Седкова интересует число учащихся в школе. У нас всего около 300 учеников, из них интернов — 153, детей из детского дома занимается в мастерских почти 100%, а приходящих детей около 60%.


Некоторые дети учатся только в мастерских; они прошли общее образование в объеме 3-х семестров; некоторые же дети посещают и школу, и мастерские, при чем занятия в мастерских продолжаются 3 часа. Дети - производственники, посещающие только мастерские, занимаются там от 4 до 6 часов в сутки, в зависимости от возраста.


Тов. Седков интересовался вопросом о мастерах и роли этих мастеров. Я указывал, что для выполнения ответственных заказов нам необходимо иметь мастеров высокой квалификации, потому что ни одно государственное учреждение не доверит нам заказа, если мы его не выполним в срок и добросовестно. Поэтому нам приходится держать таких мастеров, и наши ребята по отношению к ним являются подручными и выполняют определенные небольшие задания ..


Относительно нагрузки подростков, — она приблизительно та, которую указывал тов. Радзиевский.


Далее, вопрос о поощрительных премиях. У нас таких премий, как системы, нет, но я должен указать, что я сторонник, что бы они выдавались, Мы имеем в виду произвести общий экзамен по ремеслу, и тем, кто достаточно уже усвоил ремесло, мы предполагаем установить определенную плату, как это делается в ФЗУ и в учебных мастерских для детей из детских домов.


Тов. Седков понял меня так, что каждый из детей проходит через все девять существующих у нас мастерских. Я этого не говорил. Я указывал, что дети обучаются всем процессам данного производства и постепенно проходят через все процессы, но в одной определенной мастерской. В 3 года мы не могли бы их обучить разным ремеслам.


Спрашивали, сможем ли мы получать заказы от солидных предприятий? Это будет зависеть от того, насколько нам будут доверять. Действительно, в некоторых случаях нам не доверяли. Но в отношении мастерской по металлу мы установили полную связь с производством, и наши мастерские участвуют даже на торгах и оспаривают заказы у других мастерских. Полученные заказы мы выполнили хорошо. Бывает ли прибыль от заказов? При теперешнем положении мастерских говорить о прибыли не приходится. Больше расходов, но кое-что от заказов иногда остается, и эта прибыль идет на улучшение самой мастерской и, кроме того, служит оборотным капиталом для закупки материала на следующие заказы.


На вопрос, что стоит содержание учащегося, я не сумею ответить; за мастерские мы ничего не платим, что же касается оплаты учащегося, то в будущем эта оплата достигнет 12 руб.


Здесь указывалось, что 3 года мало для того, чтобы подготовить квалифицированного рабочего, и необходимо 6 лет.


Я говорил, что у нас в мастерских ученик работает 3 года, и еще 2 или 3 года проводит в мастерских на предприятии для серьезной подготовки. Школа должна всемерно стремиться, чтобы мастерские не были забавой или проходными казармами, и в 3-х годичный срок давали бы достаточную квалификацию.


Тов. Дмитриев указывал, что можно, наладить работу и в наших условиях. Это, конечно, совершенно верно, и я знаю по личному опыту, что некоторые мастерские почти не имеют оборудования, но все же кое-что проходят .. (с.104-113).


--


Нежинский Ник. Павл. Макаренко и педагогика школы. К.1976 РНБ 78-5/593. .. На третьем году работы "в Коммуне появились настоящие производственные установки", писал А.С. Макаренко в дневнике "Перевернутые страницы". Коммуна переходит от учебных мастерских к производству полукустарного типа.


В начале 1930 года были приобретены несколько старых токарных станков и литейный барабан. Слесарно-механическая мастерская освоила производство медной арматуры, кроватных углов и маслянок; деревообделочная мастерская выполняла заказы учреждений г. Харькова на оборудование их стандартной мебелью, пошивочная мастерская принимала заказы на белье. Доходы мастерских дали коммуне возможность к 1 июля 1930 года перейти на, самоокупаемость.


В это время, по инициативе А.С. Макаренко, была введена зарплата для коммунаров. Зарплате он придавал большое воспитательное значение. ( ZT. см. http://zt1.narod.ru/karman-d.htm )


Часть своей зарплаты коммунары отчисляли в "Фонд командиров", на содержание младших товарищей, займы, комсомольские взносы, часть оставалась в распоряжении коммунаров — карманные деньги (размер которых для каждого воспитанника определял лично Макаренко). Оставшаяся сумма от заработка, как неприкосновенный фонд, хранилась на сберегательной книжке коммунара до момента выхода его в "жизнь", в большинстве случаев до поступления в вуз.


Широко распространено было в Коммуне социалистическое соревнование и стимулирующая форма поощрения — премирование. Виды его носили самый разнообразный характер.


В связи с расширением производства и увеличением числа коммунаров пришлось расширить мастерские и вывести их из Центрального здания. В течение июня 1930 года был выстроен "сборный цех" деревообделочной мастерской. В повести "ФД-1" А.С. Макаренко посвятил истории этой постройки много веселых страниц. Коммуна получила возможность принимать больше заказов дня деревообделочной мастерской и выпускать на рынок большое количество массовой продукции.


Вслед за сборным цехом постепенно вывели из главного здания и другие цеха деревообделочной и слесарной мастерских. Освободившееся помещение переоборудовали для спортивного зала.


Еще с весны 1930 года коммунары начали готовиться к летнему походу в Крым. Средства для похода они заработали благодаря напряженной, усиленной работе в мастерских.


Почти перед самой поездкой в Крым Коммуну посетили друзья — рабочие из Чехословакии. Выдающийся революционер, пламенный борец за дело рабочего класса, искренний друг Советского Союза Юлиус Фучик от имени Чехословацкой делегации рабочих в "Книге отзывов" коммуны записал:


"Беспризорные"! Этим словом европейская буржуазия пугает своих единичных слушателей. Вот, говорит она — это наследство революции. Но мы видим совершенно другое наследство революции: коммуну Дзержинского, где позабытые, беспризорные дети растут активными членами нового общества. И мы по забываем, что такие позабытые, беспризорные дети у нас, в капиталистической стране, просто умирают от голода или погибают в тюрьмах. Но нечего сравнивать. Это не впервые мы видим огромную разницу между страной диктатуры пролетариата и страной диктатуры буржуазии.


Для нас это только новый толчок к тому, чтобы выполнить задачу, которую перед нами поставил рабочий класс" (Центральный Государственный архив литературы н искусства СССР, ф. 332, ой- 2, ед. хр. 1.)


Следует отметить, что воспитательная работа Макаренко была действительно "новым толчком" для знакомившихся с Коммуной зарубежных рабочих делегаций.


29 июля [1930 г.] Коммуна в полном составе отбыла в Крымский поход. Все переходы от Севастополя до Ялты были совершены пешком в течение трех дней. В Ялте па берегу моря были разбиты палатки. Здесь коммунары провели весь август, совершая походы и экскурсии.


На обратной пути А. С. Макаренко организовал в Севастополе цикл лекций и экскурсий для воспитанников, знакомя их с историческими памятниками города, увенчанного бессмертной славой.


Ежегодные летние походы были для коммунаров радостным событием первостепенной важности. Производственная деятельность коммунаров, разные виды внешкольной работы, летние походы и т. д. — все это имело важное воспитательное значение. Однако на первое место все больше выдвигаются вопросы, связанные с образованием воспитанников.


Антон Семенович добился через Наркомпрос и ВСНХ УССР разрешения создать в Коммуне рабфак Харьковского машиностроительного института.


Для занятий пригласили преподавателей из высших учебных заведений г. Харькова. Были тщательно оборудованы физический и химический кабинеты, специальная библиотека. Все было организовано по принципу А. С. Макаренко — во всех начинаниях добиваться высокого качества.


15 сентября 1930 года в Коммуне было торжественно отпраздновано открытие рабфака машиностроительного института.


Позднее (в 1934 году) рабфак был заменен полной средней школой — десятилеткой. .. (с.76-77).


Загляните и в: http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc




Похожие:

Nlr шифр 20. 81 37 iconПроректору по научной работе
Ф. И. О. соискателя полностью) на тему (название темы) на соискание ученой степени кандидата (отрасль) наук по специальности (шифр...
Nlr шифр 20. 81 37 iconТема Учет налога на прибыль организации Общие сведения о предприятии зао «Электроаппарат»
Зао «Электроаппарат», инн 7805020683, г. Санкт-Петербург, Кировский район, пр. Калинина, 16, кпп 781101001. Иванов Петр Сергеевич,...
Nlr шифр 20. 81 37 iconШифр работы Вопросы Сумма баллов

Nlr шифр 20. 81 37 iconШифр работы Вопросы Сумма баллов

Nlr шифр 20. 81 37 iconТематический турнир по русским шашкам Шифр турнира тт-01: e1-d8 d8-h4

Nlr шифр 20. 81 37 icon1-й Чемпионат Московской области по электронной переписке Шифр турнира мо-1ЭП

Nlr шифр 20. 81 37 iconВторой Чемпионат Московской области по электронной переписке Шифр турнира мо-2ЭП

Nlr шифр 20. 81 37 icon1-й Чемпионат России по русским шашкам среди ветеранов Шифр турнира crw-01

Nlr шифр 20. 81 37 icon2-й командный Чемпионат России по русским шашкам с жеребьёвкой ходов и позиций Шифр турнира rck-02

Nlr шифр 20. 81 37 icon“ утвержд аю”
Положение о 1-м заочном чемпионате мира по русским шашкам internet World Championship (шифр турнира iwc 01)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов