Бхактивинода Тхакур icon

Бхактивинода Тхакур



НазваниеБхактивинода Тхакур
страница1/26
Дата конвертации30.06.2012
Размер5.36 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
1. /Шри Чайтанья Шикшамрита/Шри Чайтанья Шикшамрита.docБхактивинода Тхакур

Бхактивинода Тхакур


Шри Чайтанья Шикшамрита


Предисловие к бенгальскому изданию


Уроки и назидания, которые дал миру Шри Чайтанья Махапрабху, воплотившийся в Шридхаме Навадвипе-Майяпуре в образе сына Шачиматы, известны под назва­нием «Шри Чайтанья-шикшамрита». Подобная амброзии, «Шикшамрита» представляет величайшую ценность. Эта книга увидела свет в 400 году эры Чайтаньи (1886 году) и с тех пор переиздавалась трижды.

Да будет читателям известно, что, углубленно изучая эту книгу, можно достичь высшей цели жизни. Внимательно прочитав «Шикшамриту», вы убедитесь, что она вобрала в себя суть всех шастр (1: Курсивом в тексте выделены санскритские слова, приводимые в фонетической транскрипции. Отдельные санскритские термины, имена и географические названия объясняются в словаре имен и терминов в кон­це книги), ибо в ней содержатся основопо­лагающие истины четырех Вед («Риг-веды», «Сама-веды», «Яджур-веды» и «Атхарва-веды»), восемнадцати Пуран, двад­цати дхарма-шастр, «Рамаяны», «Махабхараты», шести глав­ных философских систем, а также тантра-шастр. Кроме того, здесь можно найти все, что есть в других священных писаниях, и даже то, чего больше нет нигде.

Учение «Шикшамриты» очень просто и в то же время возвышенно. Оно просто, так как понять его может даже круглый невежда, а возвышенно, поскольку находит отклик в сердцах людей высокоразумных и сведущих в шастрах.

«Шикшамрита» описывает лучшую джайва-дхарму (веч­ную религию души), которая превосходит прочие дхармы и подходит всем без исключения. Много полезного найдут и "Шикшамрите» те, кто следует заповедям варнашрама-дхармы и других дхарм. Если даже скептики и глупцы, почтительно выслушав наставления этой книги, могут обрести спасение, то что говорить об искушенных пандитах и дру­гих свободомыслящих людях? Если они, проявив непредвзятость, примут эту книгу как руководство к действию, то без труда достигнут высшей цели своей жизни, а приверженцы самых разных философий и доктрин, отведав сладостных наставлений этой книги, избавятся от всех заблуждений и предрассудков.

Хотя удивительные поучения Шри Чайтаньи Махапрабху суть величайшее сокровище, неверующие не спо­собны по достоинству оценить их. Но если же удача когда-нибудь улыбнется этим людям, то и они смогут извлечь полное благо из наставлений Господа Шри Чайтаньи.

Находятся нечестивцы и мошенники, которые выдают свои безбожные взгляды за философию Шри Чайтаньи Махапрабху, а их неразумные последователи безоговорочно верят им, тем самым лишая себя возможности постичь истинный смысл назиданий Шри Чайтаньядевы.
Нам лишь остается сокрушаться об этом и надеяться, что Махапрабху направит их на путь истинный.

Годрума (Надия)

420 г. эры Шри Чайтаньи

Шри Кедаранатха Бхактивинода


Глава I

Введение



В мире есть бесконечное множество учений, которые, хотя и нацелены на постижение истины, при этом изначально основаны на сумбурных представлени­ях и потому несут печать несовершенства и противоре­чат друг другу. Все эти учения достигают совершенства в кришна-бхакти. Поэтому, прежде чем перейти к теме данной книги, я выражаю свое почтение Шри Кришне Чайтанье, по милости которого кришна-бхакти стала до­ступна каждому.

Три начала вселенной - это Господь, наделенные со­знанием живые существа и материя 1: «Две птицы, случайно оказавшись на одном дереве, сплели гнездо. Хотя эти птицы связаны узами дружбы и схожи по своей природе, одна клюет растущие на дереве плоды, а другая, более могущественная, чем пер­вая, и потому занимающая более высокое положение,— нет» (Бхаг., 11.11.6). Материей называет­ся все, что лишено воли и желаний, например, земля, камни, вода, огонь, воздух, эфир, дом, древесина, злаки, одежда или тело. Люди же, звери, насекомые и пресмыкающиеся наделены сознанием, поскольку они мыслят и изъявля­ют волю. Но ни одно живое существо не сравнится разу­мом с человеком. Вот почему человека иногда называют ца­рем всего движущегося и неподвижного 2: «Верховный Господь посредством Своей энергии, майя-шакти, со­творил для обусловленных душ бесчисленное множество видов жизни, та­ких, как деревья, птицы, звери, змеи и другие пресмыкающиеся, но не был этим удовлетворен. Затем Он создал человека, наделив его разумом, спо­собным постичь Абсолютную Истину, и лишь тогда остался доволен Своим творением» (Бхаг., 11.9.28). Все движущиеся и неподвижные существа сотворены Богом, но мы не ви­дим Господа, потому что у Него нет материального тела. Бог самодостаточен и совершенен, и Его сознание ничем не осквернено. Он - наш творец, покровитель и властелин 3: «Верховный Господь является причиной возникновения, суще­ствования и разрушения вселенной, и в то же время у Самого Господа нет причины. Он существует как в трех состояниях бытия (бодрствовании, дремоте и глубоком сне), так и помимо них. Входя в сердце каждого живого существа в образе Сверхдуши, Он приводит в действие тело, чувства, внут­ренние воздушные потоки и ум, обеспечивая тем самым их жизнедеятель­ность. Поэтому, о досточтимый царь, знай, что нет никого превыше Вер­ховного Господа» (Бхаг., 11.З.35). Лишь по Его воле мы обретаем благополучие или бедствуем. В образе Бога-личности Он безраздельно правит духов­ным миром, Вайкунтхой. Он - Бог богов, и существование вселенной полностью зависит от Него.

Поскольку у Бога нет физического, то есть материального, тела, Он недоступен восприятию наших орга­нов чувств. Только по этой причине Веды называют Его бесформенным. У всего есть какая-то форма или образ, и Бог не исключение 4: «Я поклоняюсь предвечному Господу Говинде, чье нетленное трансцендентное тело исполнено блаженства, знания и ослепи­тельного великолепия. Каждая часть Его трансцендентного тела способ­на выполнять функции любого другого органа, а также созерцать, поддерживать и проявлять бесчисленные вселенные, духовные и материальные» (Б.-с., 5.З2). Материальные предметы имеют материальную форму, а наделенные сознанием живые существа - духовную. Она называется четана-сварупа. Но хотя человек по своей природе духовен, у него есть материальное тело, которое скрывает его истинный, духовный облик.

Бог, в отличие от нас, состоит из чистого сознания, или духа. У Бога нет никакой иной формы, кроме Его духовного тела. Образ Господа недоступен материальному глазу. Увидеть его можно лишь неоскверненным, духовным зрением 5: «Я поклоняюсь предвечному Господу Говинде, чей образ всегда доступен взору преданных, глаза которых умащены бальзамом любви к Нему. Такие преданные созерцают Господа, пребывающего в их сердцах, в Его вечном образе Шьямасундары» (Б.-с., 5.38).

К сожалению, некоторые люди не верят в Бога. Это говорит об их духовной слепоте. Отчаявшись увидеть Бога материальным зрением, они приходят к выводу, что Бога не существует. Подобно тому как незрячий не способен понять, что такое солнечный свет, безбожники не способны поверить в существование Бога 6: «Люди демонической природы не знают, что следует делать, а чего нельзя. Им не свойственны ни чистота, ни благонравие, ни правди­вость. Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового желания и у него нет иной причины, кроме вожделения» (Б.-г., 16.7—8). Хотя вера в Бога присуща каждому человеку от природы, те, кто вследствие пороч­ного общения с детства усвоил ошибочные взгляды, начи­нают отрицать существование Господа. От этого теряют лишь они сами, а не Господь.

Следует оговориться, что к миру Вайкунтхи неприменимы материальные представления. Например, чтобы попасть в Мадрас, Бомбей, Бенарес, Калькутту, Лондон, Париж и другие города, относящиеся к земному царству, нужно преодолеть огромное расстояние. Даже на поезде или на корабле такое путешествие займет очень много времени. При этом в путь отправится наше материаль­ное тело. Но этого нельзя сказать о Вайкунтхе, лежащей за пределами материального мира 7: «Я выражаю почтение трансцендентной обители Шветадвипе, где богини процветания с любовью служат Верховному Господу Кришне как своему единственному супругу. Деревья в этой обители, состоящей из философского камня, исполняют любые желания, а вода подобна нектару. Каж­дое слово там—песня, каждое движение — танец, а флейта — излюбленный музыкальный инструмент. Сияние Шветадвипы исполнено трансцендентного блаженства, все населяющие ее духовные существа источают радость, а бесчисленные коровы дают безграничное количество молока. Течение вечно царящего в этой обители духовного времени никак не ощущается, ибо там нет прошлого и будущего, а есть лишь настоящее. О том духовном царстве, Голоке, в этом мире знает лишь горстка осознавших себя душ» (Б.-с., 5.56). Она духовна, вечна и совершенна. Ее нельзя увидеть материальным зрением или постичь умом. В этой непостижимой обители обитает Сам Верховный Господь. Ублаготворив Господа своим служением, мы можем вознестись в Его божественную оби­тель и удостоиться права вечно служить Ему там.

В материальном мире существует лишь подобие счастья. Оно так же недолговечно, как рябь на воде. В сущнос­ти, этот мир — юдоль страданий. Само появление человека на свет уже сопряжено с тягчайшими муками. Помимо это­го, мы вынуждены заботиться о своем пропитании, чтобы не жить впроголодь. Нас все время преследуют страдания: летом мы изнываем от жары, а зимой мерзнем от холода. Чтобы избежать этого, нужно в поте лица зарабатывать день­ги. Мы вынуждены строить себе дома, иначе нам негде будет жить, а, обзаведясь семьей, обязаны воспитывать детей. В те­чение всей жизни нам приходится встречаться с непонима­нием и враждебным отношением окружающих. А когда в конце концов наступает старость, мы понимаем, что жизнь прошла впустую. Всем ясно, что в этом мире не может быть безоблачного счастья. Счастьем здесь называют лишь временное избавление от бед и невзгод. Жить в таких условиях очень нелегко, но, если мы достигнем обители Господа, где вечно царит духовное блаженство, нас больше никогда не коснутся материальные горести и радости. Вот почему слу­жить Богу — святая обязанность каждого.

Пока человек не начнет доставлять Господу удовольствие своим служением, нельзя сказать, что он действительно печется о собственном благе. Однако встать на путь служения Богу можно, лишь обретя чистое знание. К сожалению, большинство людей считает, что, пока мо­лодой, нужно жить в свое удовольствие, а служить Богу можно и на склоне лет. Но это неправильно, ибо упущен­ное время нельзя вернуть ни за какие деньги. Поэтому, как только мы осознаем важность служения Господу, нам следу­ет, не медля ни минуты, встать на этот путь 8: «Тот, у кого достаточно разума, должен с самого начала, с детских лет, использовать свою человеческую жизнь для того, чтобы заниматься преданным служением, а не чем-то иным. Родиться человеком — это редкая удача: ведь человеческое тело, хотя оно, как и все другие тела, бренно, имеет особую ценность, ибо позволяет преданно служить Верховной Личности Бога. Даже недолгое, но искреннее преданное служение может привести человека к высшему совершенству. Поэтому если человек, живущий в материальном мире, способен отличить истинное от ложного, то, пока он мо­лод и полон сил, пока его тело не стало больным и дряхлым, ему надлежит стремиться к высшей цели жизни» (Бхаг., 7.6.1, 5). «Обрести труднодости­жимое человеческое тело можно лишь после множества жизней. Тело это, хотя и бренно, позволяет достичь высшего совершенства. Поэтому серь­езному человеку надлежит, не теряя времени, попытаться сделать свою жизнь совершенной, пока его тело, обреченное на гибель, не прекратило своего существования. В конце концов, чувственные наслаждения доступ­ны даже в самых недостойных формах жизни, тогда как сознание Кришны может обрести только человек» (Бхаг., 11.9.29). Безусловно, рождение в человеческом облике — большая удача, но мы должны хорошо понимать, что наша жизнь может обо­рваться в любой момент. Поэтому было бы ошибкой счи­тать, что в детстве поклоняться Господу необязательно. Из священных писаний известно, что Дхрува и Прахлада удостоились милости Господа, когда были еще маленькими детьми. Если это возможно для них, то и другие могут достичь того же. Ведь все то, что мы делаем в детстве, впос­ледствии становится для нас естественным и привычным.

Существуют четыре мотива, по которым люди обра­щаются к Богу, — это страх, стремление к материальным благам, чувство долга и искренняя привязанность. Одни поклоняются Господу, боясь заболеть или обнищать, по­пасть в ад или умереть, а другие делают это, потому что хотят улучшить условия своей жизни и получить больше счастья. Хотя вначале такие люди служат Богу из страха или ради материальной выгоды, впоследствии их зачастую начинает привлекать бескорыстное служение Господу, ибо только оно приносит подлинную радость. Третьи по­клоняются Творцу из чувства благодарности; ими руково­дит чувство долга. А четвертые, те, кто черпает подлинное удовлетворение в бескорыстном служении Господу, движи­мы привязанностью (рагой). Рага — это такое состояние че­ловека, когда при виде чего-либо его ум самопроизвольно, без долгих размышлений, устремляется к этому объекту. Тот, в чьем сердце при мысли о Боге возникает подобная привязанность, поклоняется Ему с рагой. Что же касается людей, служащих Господу из страха, корысти или чувства долга, их мотивы не так чисты. Поэтому истинно предан­ным слугой Бога можно назвать лишь того, кто поклоняет­ся Ему, движимый спонтанной привязанностью.

Душа неразрывно связана с Богом, и с пробуждением раги эта связь возобновляется. Наши взаимоотношения с Господом вечны, но, пока мы находимся в материальном рабстве, они остаются непроявленными. При удобной возможности их можно возродить с помощью садханы — над­лежащей практики. Эта практика возрождает в сердце че­ловека привязанность к Богу, как огниво высекает огонь из кремня. Возобновить отношения с Богом можно, даже служа Ему из страха, чувства долга или в надежде на воз­награждение, и тому есть много свидетельств 9: «Очень многие обрели освобождение, просто погрузившись в мысли о Кришне и оставив греховные занятия. Глубокая сосредоточен­ность ума на Господе может быть порождена вожделением, враждебностью, страхом, нежной привязанностью или преданным служением. Поэтому, чтобы получить милость Кришны, достаточно обратить к Нему свой ум, и сейчас я приведу несколько примеров, подтверждающих это. О царь Юдхиштхира, гопи удостоились милости Кришны благодаря тому, что питали к Нему вожделение, Камса — благодаря своему страху перед Ним, цари вроде Шишупалы — благодаря зависти к Кришне, а Ядавы — благодаря тому, что относились к Кришне как к родственнику; вы, Пандавы, обрели милость Кришны благодаря своей глубокой привязанности к Нему, а мы, обычные преданные,— благодаря преданному служению» (Бхаг., 7.1.30-31). Дхрува, например, стал поклоняться Богу, чтобы обрести царство. Но когда благодаря садхане Дхрува возобновил свои чис­тые отношения с Богом и обрел в сердце привязанность к Нему, то отверг предложенные Им материальные блага.

Строго говоря, поклонение Богу из страха или в на­дежде на воздаяние предосудительно 10 «Для того, кто удовлетворил Верховную Личность Бога — причину всех причин и источник всего сущего, — нет ничего недостижимого. Гос­подь обладает бесчисленными духовными добродетелям. Поэтому какой смысл преданным, поднявшимся над гунам материальной природы, стре­миться к мирскому благочестию, богатству, чувственным удовольствиям и освобождению — ведь все это приходит к человеку само собой благодаря взаимодействию трех гун? Нам, преданным, которые постоянно восхваля­ют лотосные стопы Господа, незачем просить у него благ, приносимых дхармой, артхой, камой или мокшей. Религиозная деятельность, материаль­ное процветание и удовлетворение чувств описаны в Ведах как три-варга, три пути к спасению. Они включают в себя образование и познание свое­го «я», совершение ведических обрядов, искусство логики, знание зако­нов и обязанностей, а также различные способы зарабатывать на жизнь. Все эти виды деятельности относятся к внешней стороне ведического зна­ния, и потому я считаю их материальными. Духовно лишь преданное слу­жение лотосным стопам Господа Вишну» (Бхаг., 7.6.25—26). Когда сознание преданного очищается, он избавляется от этих низмен­ных мотивов и в дальнейшем руководствуется лишь чув­ством долга или благодарности. Пока человек не обрел рагу, ему приходится считать служение Господу своей обя­занностью. Служить Богу из чувства долга — значит соблю­дать религиозные заповеди (видхи) и запреты (нишеда).Заповеди и запреты, регламентирующие поклонение Гос­поду и установленные великими святыми в незапамятные времена, отражены в священных писаниях 11 «Существует два вида преданного служения — регламентирован­ное и спонтанное. Тот, кто еще не обрел спонтанную преданность Госпо­ду, служит Ему под руководством истинного духовного учителя в соответ­ствии с принципами богооткровенных писаний. В них такое преданное служение названо вайдхи-бхакти» (Ч.-ч., Мадхья, 22.108—109). «У Кришны есть разные преданные: одни выступают в качестве Его слуг, а другие — в качестве друзей, родителей или возлюбленных. Про того, кто осознан­но связан с Господом тем или иным видом отношений, основанных на спонтанной любви, говорят, что он идет по пути спонтанного лю­бовного служения» (Ч.-ч., Мадхья, 22.161). «Преданные, которые обре­ли эти трансцендентные богатства, никогда не лишатся их, ибо над этими богатствами не властно ни время, ни оружие. Поскольку предан­ные видят во Мне своего друга, родственника, сына, наставника, покро­вителя и Верховное Божество, они вечно наслаждаются обретенными благами» (Бхаг., 3.25.38). Таким обра­зом, следование букве священных писаний и соблюдение заповедей основано на чувстве долга.

Изучив традиции народов мира, мы можем убедить­ся, что вера в Бога присуща любому человеку. Даже дика­ри, питающиеся плотью животных, поклоняются солнцу и луне, высоким горам, широким рекам и большим деревь­ям как своим покровителям. Почему они это делают? Дело в том, что, даже попав в плен к материи, мы не лишаемся извечно присущей нам веры в Бога, которая проявляется тем или иным образом в зависимости от того, насколько наше сознание покрыто материей 12: «Верховный Господь сказал: „В свой срок, когда вселенную постиг­ло разрушение, трансцендентный звук ведического знания был утерян. Поэтому, когда вселенная была сотворена вновь, Я поведал ведическое зна­ние Брахме, ибо Я Сам олицетворяю религиозные заповеди Вед. Господь Брахма передал это знание своему старшему сыну Ману, который, в свою очередь, передал его Бхригу Муни и другим великим мудрецам. Прародители во главе с Бхригу Муни и другими сыновьями Брахмы произвели на свет многочисленное потомство, в том числе полубогов, демонов, людей, гухъяков, сиддхов, гандхарвов, видьядхар, чаран, киндевов, киннаров, нагое и кимпурушей. Все представители разнообразных видов жизни, заселивших вселен­ную, и их предводители в зависимости от влияния на них трех гун материальной природы обладали разной природой и желаниями. Эти различия между живыми существами во вселенной привели к возникновению огром­ного разнообразия мантр и ведических ритуалов. Различные наклонности и природа людей определили существование многообразных религиозных учений, передающихся из поколения в поколение или по цепи ученической преемственности. Но есть и такие учители, которые открыто исповедуют атеистические учения"» (Бхаг., 11.14.3-8). Но цивилизованные люди, обладающие обширными познаниями, полностью окутывают свою веру пеленой мирских умозаключений и начинают искать прибежища в атеизме или, что еще хуже, философии пустоты. Следует понимать, что подоб­ные заблуждения являются признаком болезненного со­стояния души.

На пути от отсталой, нецивилизованной жизни к пре­данному служению Богу человечество проходит три этапа. На этих этапах его подстерегают болезни под названием атеизм, материализм, скептицизм и философия пустоты. Эти учения затрудняют прогресс человечества и приводят его в жалкое состояние. Разумеется, не следует думать, что этими болезнями раньше или позже должны переболеть все. Однако пока человек страдает ими, он не может под­няться на более высокий уровень. Дикие племена, восполь­зовавшись преимуществами
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26



Похожие:

Бхактивинода Тхакур iconКрестный oтец исккон
В этой брошюре речь пойдет о Маму Тхакур Прабху, который является крестным отцом исккон. Реально, если судить по фактам, он основал...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы