Константин Дмитриевич Ушинский icon

Константин Дмитриевич Ушинский



НазваниеКонстантин Дмитриевич Ушинский
Дата конвертации01.07.2012
Размер44.38 Kb.
ТипДокументы

В России цельную дидактическую систему разработал пе­дагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стерж­нем его педагогической системы стали требования демокра­тизации образования и обучения, идея народности воспита­ния, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: " Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физи­ческие и психические особенности. Ушинский мечтал о та­ком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, инте­реса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обо­сновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспита­ния, влияния общественной среды, "духа времени", специ­фики культуры и передовых общественных идеалов опреде­ленного социума в конкретно-исторический период. Цель вос­питания, по Ушинскому, — формирование активной и твор­ческой личности, подготовка человека к физическому и ум­ственному труду как высшей форме человеческой деятельно­сти. Считая роль религии в формировании общественной мо­рали положительной, он выступал в то же время за независи­мость науки и школы от религии, выступал против руководя­щей роли духовенства в школе.

Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушин­ского как общественно-исторические. В нравственном воспита­нии он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга "высказать смелое слово истины" против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала автори­тарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя разви­тия активной любви к человеку, создания атмосферы товари­щества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.) Новой педагогической идеей Ушинского была постанов­ка перед учителем задачи научить учеников учиться: "...следу­ет передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учи­теля, приобретать новые познания".

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспита­ния: "Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека". Таким образом, К. Д.Ушинский по праву считается основоположником науч­ной педагогики в России.

Педагогические принципы К. Д. Ушинского

  1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и пси­хологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть
    посильным и последовательным.


  2. Обучение должно строиться на основе принципа на­
    глядности

  3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли — естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой при­
    роды. Обучение должно развивать умственные силы и способ­ности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

Педагогика XIX века. Иоганн Песталоцци, Иоган Гербарт, Адольф Дистервег

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практичес­кое воплощение в трудах швейцарского педагога ^ Иоганна Ген­риха Песталоцци (1746—1827гг.), который утверждал, что цель обучения — в формировании человечности, в гармоничес­ком развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно при-. звано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он — один из основоположников ди­дактики начального обучения. Его теория элементарного об­разования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармони­ческое развитие человека. Его идею развивающего обучения К.Д.Ушинский называл великим открытием. Песталоцци раз­работал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пе­ние и гимнастику. Генрих Песталоцци в своем сочинении "Лингард и Герт­руда" развивал идеи о гуманном характере воспитания, доб­рожелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Пес­талоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитатель­ную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

^ Педагогические принципы Г. Песталоцци

  1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении
    и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

  2. Процесс обучения должен строиться путем последова­тельного перехода от части к целому.

  1. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений,
    развития мышления и речи.

  2. Необходимо бороться с вербализмом, "словесной рассудочностью образования, способной формировать только
    пустых болтунов".

  3. Обучение должно способствовать накоплению знаний
    и в то же время развивать умственные способности, мышле­
    ние человека.

Заметную роль в разработке педагогических основ воспи­тания сыграл ^ Иоганн Гербарт (1776—1841), хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих пози­ций он считал необходимым подавлять в детях "дикую рез­вость", используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записы­вать их проступки в особый журнал — кондуит.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог ^ Адольф Дистервег (1790—1866). Особенно полезными являются его идеи об ак­тивизации учебной деятельности учащихся, усилении их са­мостоятельной работы.

Он был последователем Песталоцци и основными прин­ципами воспитания считал природосообразность, культуро-сообразность и самодеятельность.

Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культу-росообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данно­го времени и страны. Самодеятельность Дистервег считал ре­шающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение.

Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, сформулировал 33 закона и правила.




Похожие:

Константин Дмитриевич Ушинский iconКонстантин дмитриевич бальмонт

Константин Дмитриевич Ушинский iconКонстантин Дмитриевич Бальмонт
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели, в мягкой бархатной постели им отрадно почивать
Константин Дмитриевич Ушинский iconКузьмин константин Дмитриевич
Кушерека Онежского района Архангельской области. С 17-ти лет начал путь рыбака. В мурмансельди с конца 1940-х годов – судоводитель,...
Константин Дмитриевич Ушинский iconОгачев анатолий Дмитриевич
Богачев анатолий Дмитриевич, капитан пст «Кренометр» в 1990 году. Судно было арендовано пинро, экипаж делал короткие рейсы, доставляя...
Константин Дмитриевич Ушинский iconЧехов альберт Дмитриевич
...
Константин Дмитриевич Ушинский iconЛебедев дмитрий Дмитриевич
Лебедев дмитрий Дмитриевич, капитан на судах Мурмансельди. В начале 1970-х годов руководимый им экипаж срт «Уруп» добивался хороших...
Константин Дмитриевич Ушинский iconЛебедев виктор Дмитриевич
Лебедев виктор Дмитриевич, капитан на судах Мурманского тралового флота. В 1960-е годы возглавлял экипажи траулеров «Сосновец», «Ржев»,...
Константин Дмитриевич Ушинский iconПогуц борис Дмитриевич
Погуц борис Дмитриевич, капитан упс «Комиссар Полухин» в 1990 году. До этого работал в Севгосрыбфлотинспекции. Журналистка рыбацкой...
Константин Дмитриевич Ушинский iconВалявкин анатолий Дмитриевич
Валявкин анатолий Дмитриевич, капитан на судах Мурманского тралового флота. Начал работать в море с 1930-х годов. Капитан траулера...
Константин Дмитриевич Ушинский iconАлександр Дмитриевич
Афанасьев александр Дмитриевич, капитан на судах Мурманрыбпрома. В середине 1970-х годов руководимый им экипаж срт «Локатор» успешно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов