Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация icon

Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация



НазваниеВопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация
Дата конвертации01.07.2012
Размер102.52 Kb.
ТипДокументы

Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - комплекс психолого-пе­дагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимиза­цию процесса трудоустройства молодёжи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учётом потреб­ности в специалистах народного хозяйства и общества в целом. Сложи­лись две формы П.о.: 1) П.о. на узкой базе, состоящая в том, что в учеб­ном заведении, готовящем специалистов, уч-ся раскрывают все особен­ности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к данной профессии и т.д.; 2) П.о. на широкой базе, состоя­щая в ознакомлении молодых людей, ещё не сделавших свой выбор, с миром профессий.

^ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ - совокупность психи­ческих и психофизиологических особенностей человека (знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств), необходимых и достаточ­ных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или р профессии. П.п. не дана человеку изначально, она формируется в про­цессе обучения и последующей профессиональной деятельности при на­личии положительной мотивации; её возникновению и упрочению спо­собствуют система материальной и моральной стимуляции, удовлетворе­ние, получаемое от деятельности, осознание общественной значимости её результатов и др.


Профессиональная ориентация школьников относится к раз­ряду хорошо разработанных практических педагогических про­блем, что дает возможность создания технологии профессиональ­ной ориентации учащихся.

Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Этой проблемой человечество интересуется очень давно. Еще в 1575 г. Хуан Уарте написал знаменитую книгу «Исследование способностей к наукам», где предлагал в государ­стве найти людей великого ума и звания, которые смогли бы оп­ределить природные дарования каждого уже в раннем возрасте и разумно управлять ими (см.: Уарте Хуан. Исследование способнос­тей к наукам. — М., 1960). А молодой К.Маркс писал, что «заб­луждение относительно наших способностей к определенной про­фессии — это ошибка, которая мстит за себя». Действительно, как не допустить ошибки?

Профессиональный выбор происходит у всех по-разному, од­нако можно схематично представить идеальный процесс профес­сионального самоопределения.

Иgif" align=left hspace=12>^ НТЕРЕС- СКЛОННОСТИ -►ПРОФНАПРАВЛЕННОСТЬ -►ПРИЗВАНИЕ

Интерес к профессии как избирательное отношение может возникнуть после прочтения занимательной книги о какой-либо профессиональной деятельности, наблюдения за работой увле­ченного человека, а также видя пример родителей, которые и дома «живут своей работой», и др.

Склонности — это избирательная направленность человека на определенную деятельность, устойчивая потребность ею зани­маться.

Между интересами и склонностями как бы пропущено то, без чего склонности не возникнут вовсе — речь идет о способ­ностях.

Способности — это психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им опреде­ленного вида деятельности. Развитие способностей опирается на соответствующие задатки.

Способности обнаруживаются только при включении в дея­тельность. Так, технические способности у подростка выявятся тогда, когда он отремонтирует или усовершенствует какой-либо механизм или бытовой прибор, правда, до этого он неоднократно будет вскрывать механические игрушки, пытаясь изучить их уст­ройство. Подросток переживает свой первый успех, и это может стать толчком к возникновению склонностей. Если он занимается техническим творчеством подолгу и не уставая, это свидетель­ствует о появившихся склонностях.

^ Профессиональная направленность — это иерархия или совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личнос­ти. Профессиональная направленность становится стержневой в личностной направленности школьника и определяет его интере­сы, склонности, убеждения, идеалы. Проще говоря, профес­сиональная направленность диктует стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, инте­рес к определенным учебным предметам, предпочтения в обще­нии и т.п., а главное — выбор профессии по призванию. Такой вы­бор — большая редкость, но все же он существует. Это идеальная ситуация, к сожалению, характерная не для многих.

Профессиональный выбор непосредственно связан с личност­ной идентификацией, и для него подходит примерно та же клас­сификация, которую предложил канадский психолог Д. Марше для типовых вариантов формирования идентичности. В профес­сиональной ориентации такая идентичность соответствует готов­ности к профессиональному самоопределению.

Первый, идеальный, вариант — «зрелая идентичность» — соответствует профессиональному выбору на уровне самоопределе­ния. Это самый благоприятный вариант профессионального выбо­ра, осуществляемый по схеме: профессиональный интерес, воз­никновение склонностей на основе выявленных способностей к какой-либо деятельности, профессиональная направленность и затем выбор профессии на основе призвания.

Второй вариант — «проба ролей» или «активный поиск» — характерен для деятельных подростков, которым не удалось встретиться со своим призванием, но они не теряют надежды его найти. Для этого они посещают кружки, станции юннатов, раз­личные студии, пытаясь найти любимое дело. Они нигде подолгу не задерживаются: поняв, что это дело не соответствует их инте­ресам, сразу отправляются в следующий кружок.

Иногда можно встретить и немолодых людей, находящихся в активном поиске своей профессии. Об этом образно написал М. А. Булгаков в «Белой гвардии»: «Целых лет двадцать человек за­нимается каким-либо делом, например читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право не при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором люди сплошь и рядом попадают на свое место только к концу жизни». Таким людям, вероятно, стоит понять, что можно получать удовлетворение от работы, к которой есть хоть небольшой интерес — она будет приносить все большее удо­вольствие по мере дальнейшего ее освоения.

Третий вариант — «предрешенный вариант» или «навя­занная роль», для которой характерна ситуация следования роди­тельскому выбору. За такого выпускника все решили другие. Он может интересоваться компьютером больше всего на свете, нена­видеть химию, иметь склонности к профессиям «человек—техни­ка» — и по настоянию родителей после девятого класса выбирать химико-биологический десятый класс. Дело в том, что сам он ни­чем конкретным не интересуется, а родители-врачи рекомендуют поступать в медицинский университет.

Наконец, четвертый, самый неблагоприятный вари­ант — неопределенный, несложившийся выбор — характерен для школьников, относящихся к «диффузной» группе, которая отнюдь не малочисленна. Таким подросткам совершенно безразлично, что обучение в школе заканчивается и необходимо выбрать свой профессиональный путь. Они легко перемещаются в третий вари­ант, так как в конце концов за них выбирают учебное заведение небезразличные родители.

Технологию профессиональной ориентации школьников мож­но представить следующим образом.

  1. ^ Постановка цели. В отличие от технологии психолого-педагогической диагностики, в профессиональной ориентации цель
    практически всегда одна — достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении. Длительность
    пути к достижению этой цели может быть различной. Для одних
    школьников — это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других — длинная дорога вместе с педагогом и родителями в поисках своего призвания.

  2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных инте­ресов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости
    школьников.

Требования к анкете по изучению профессиональных намере­ний старшеклассников:

  • она должна содержать вопросы, позволяющие составить общее представление о школьнике, т.е. имя, возраст, профессии
    родителей, их место работы и отношение родителей к профессиональному выбору школьника;

  • для выявления интересов школьников к учебным дисциплинам следует узнать их любимые предметы, но еще важнее — не­
    любимые, что позволит определить соответствие профессионального выбора и интересов к учебным предметам и сведений об ус­
    певаемости;

  • информация о том, чем любит заниматься школьник в свободное время, соотносится с учебными интересами и поможет
    уточнить сведения о профессиональных склонностях школьника;

необходимо также выяснить, кто или что повлияло на выбор
профессии, когда произошел профессиональный выбор. Эта ин формация поможет определить устойчивость профессиональных интересов школьников.

  1. ^ Изучение учебных интересов школьников. Психологи часто ис­
    пользуют для изучения интересов школьников к учебным пред­
    метам известную методику «Карта интересов». Она состоит из ха­
    рактеристик видов деятельности, связанных с отдельными учеб­
    ными предметами (например, «Нравится проводить физические
    опыты»). Мы бы рекомендовали использовать для изучения интересов школьников методику Л. Голомштока и О. Мешковской. На
    основе «Карты интересов» ими была создана «Ориентировочно-
    диагностическая анкета направленности интересов» (ОДАНИ).
    Методику можно легко найти в книгах по профессиональной
    ориентации.

  2. ^ Информирование школьников о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования. Для этой цели можно использовать самые
    различные методы профессионального просвещения, и среди них
    такие, как беседа на тему «Защита профессий», встречи с пред­
    ставителями различных видов трудовой деятельности, экскурсии
    и многое другое. Центральным звеном в этой работе должно быть
    разъяснение известной классификации профессий на группы по
    объекту труда: «человек—природа», «человек—техника», «чело­
    век—человек», «человек—знаковые системы», «человек—художе­
    ственный образ» (см. подробнее: ^ Климов Е.А. Как выбирать про­
    фессию. — М., 1987).

  3. Изучение профессиональных склонностей школьников. Для этой
    цели лучше всего использовать методику Е.А.Климова «Дифференциально диагностический опросник» (ДДО).




  1. ^ Профессиональная диагностика способностей и личностных
    особенностей школьников.
    Для осуществления этого этапа профес­
    сиональной ориентации лучше привлечь профессионального пси­
    холога, что на практике бывает затруднительно в силу большой
    занятости школьного психолога. Для классного руководителя,
    владеющего методами психологической диагностики, можно по­
    рекомендовать материал в приложении по использованию мето­дов диагностики для изучения склонностей, способностей и личностных особенностей (см. Приложение 6).

  2. ^ Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям. Из­
    вестно, что все профессии делятся на две группы. Одни профессии не предъявляют строгих требований к человеку, и практически любой человек может овладеть ими при наличии интереса,
    склонностей, способностей и соответствующих личностных осо­бенностей.

Для других профессий этого недостаточно — они предъявляют строгие требования к ряду психических, физиологических и фи­зических особенностей человека. В последнюю группу входят

ПС ПУ

ЛПП ПТ


СП Скл.

УП Инф.

Рис. 7. Восемь сторон выбора профессии

профессии летчика, космонавта, машиниста, подводника, монтаж­ника-высотника и др. Для этих профессий особенно важно знать противопоказания.

Учителю вовсе не обязательно изучать их по специальной лите­ратуре. Достаточно на уровне здравого смысла дать представление об элементарных противопоказаниях. Например, людям с плохим зрением не стоит выбирать профессии, которые требуют хороше­го зрения. Людям, имеющим сердечные заболевания, нельзя ра­ботать на высоте или под землей. Людям с заболеваниями позво­ночника или нарушениями в опорно-двигательном аппарате про­тивопоказаны профессии, требующие длительного нахождения на ногах, и т. п.

8. Заключительный этап профессиональной ориентации — про­фессиональная консультация школьника — не является завершаю­щим в работе по развитию интересов, склонностей и способно­стей школьника. Наоборот, главная цель профессиональной консуль­тации на основе определенного уровня профессионального самооп­ределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.

Существует несколько правил, которые педагог обязан соблю­дать при проведении профессиональной консультации: 1) педагог не может рекомендовать какую-либо одну профессию и даже не­сколько профессий — это этическая норма психологов всего мира, занимающихся профессиональной ориентацией; 2) непра­вильный выбор жестоко мстит впоследствии, поэтому педагог должен не торопиться делать вывод о профессиональной деятель­ности, которая будто бы подходит школьнику. Пусть вопрос о вы­боре профессии остается открытым — человек сам должен при­нять окончательное решение. Школьнику необходимо самостоя­тельно определиться в профессиональном выборе, а психологи и педагоги могут только оказать ему помощь.

Разговор с учащимися проще вести по следующей схеме. Е.А.Кли­мов предлагает учитывать восемь важнейших сторон выбора про­фессии, соответствующих на схеме сторонам (или углам) восьми­угольника (см. рис. 7). Каждая сторона может служить предметом разговора с подростком, что поможет ему в самоопределении. На­зовем эти восемь сторон выбора, которые совершенно равноправ­ны и одинаково значимы в профессиональном выборе.

  1. Личные профессиональные планы (ЛПП). Речь идет о той
    профессии, которую выбирает школьник.

  2. Мнение родителей о профессиональном выборе, по Климову — позиция старших (ПС). Родители знают свое чадо лучше дру­их, и их мнение должно быть учтено при выборе профессии, од­
    нако не стоит слепо следовать рекомендации родителей.

  3. Мнение учителей или позиция учителя (ПУ). Учитель-профессионал способен дать квалифицированный совет — ведь он
    наблюдал школьника много лет и в деятельности, и в свободном
    общении со сверстниками.

  4. Информированность о профессии, которую выбирает подросток (Инф.). Речь пойдет о том, насколько школьник знает особенности выбираемой профессии, условия труда.

  5. Склонности школьника (Скл.). Выявляются для того, чтобы в
    первую очередь помочь школьнику сориентироваться в мире профессий. Разговор может быть очень полезен, если он пойдет о том,
    какие положительные и отрицательные стороны видит школьник в
    предпочитаемом виде деятельности (по результатам ДДО).

  6. Способности школьника (СП). Они должны быть обязательно
    учтены как предпосылка успешности будущей профессиональной
    деятельности.

  7. Уровень притязания (УП). Это соответствие желаний школь­
    ника и его возможностей. Притязания могут быть адекватными,
    т. е. уровень знаний, интеллектуальное развитие и способности со­
    ответствуют уровню выбираемой профессиональной сложности.
    Уровень притязаний может быть завышенным и заниженным.

  8. Мнение товарищей по поводу выбора профессии, или позиция товарищей (ПТ). Эта позиция имеет как бы две стороны. Во-
    первых, мнение товарищей о развитии определенных сторон и
    способностей личности может быть учтено при выборе профессии
    отдельным учеником. Во-вторых, учащихся следует предостеречь
    от ошибки, когда выпускники поступают куда-либо «за компанию» с товарищем, чтобы играть по-прежнему в одной команде
    или просто потому, что не хочется расставаться. Классический
    пример — это поступление Федора Шаляпина и Максима Горького в консерваторский хор, в который приняли не Шаляпина, а
    Горького.

Создание технологий профессиональной ориентации еще раз подтверждает, что технологизация учебно-воспитательного процесса – это явление закономерное в педагогической науке и практике, происходящее вместе с детальным и глубоким изучением закономерностей пед. процесса, способное перевести решение учебно – воспитательных задач на качественно новый уровень.








Похожие:

Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация iconДоклад на тему: «Профессиональная ориентация школьников». Учитель начальных классов Сивохина М. В
Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ является органической частью системы воспитания. Ее осуществляет весь...
Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация iconЧем обусловливается центральная роль учителя в шко­ле?
Вопрос 14 Личность учителя (преподавателя). Профессиональная подготовленность и профессиональная компетентность
Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация iconПедагогическим
Вопрос 29. Особенности педагогического процесса в профессиональной школе. Методы обучения в профессиональной школе
Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация iconПрофессиональная ориентация: «Кем быть?»
В результате может случиться так, что несколько лучших лет жизни тратятся в пустую, на принося удовлетворения, и лишь затем (иногда...
Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация iconВопрос 4 Диагностика процесса и результатов обучения и воспитания
Диагностика, напомним еще раз, это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов...
Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация icon§ Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных отраслях экономики
Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация iconПротокол педагогического совета № от
Целью деятельности тку является: решение проблем личного характера: саморазвитие, самореализации учащихся; консолидация и мобилизация...
Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация iconТема «Компетентный учитель компетентный ученик»
Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности
Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация iconОбластные мероприятия Всероссийская нпк г. Москва «Шаг в будущее» диплом 1 степени
Диагностика профессиональной культуры педагогов (анкетирование, тестирование, анализ уроков)
Вопрос 3 Диагностика профессиональной направленности и профпригодности профессиональная ориентация iconРешение на основе проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Определить свои жизненные планы и в соответствии с ними наметить пути развития профессиональной карьеры
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов