Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса icon

Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса



НазваниеМетодологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса
Дата конвертации01.07.2012
Размер28.73 Kb.
ТипДокументы

Вопрос №16 Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса


Для того чтобы достичь намеченной цели, воспитание долж­но быть организовано. Иными словами, воспитанию необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет надлежащим образом соединено взаимодействие учителей и учеников, получены определенные результаты. Такой процесс называется учебно-воспитательным, или педагогическим. Он направлен на достижение заданной цели и приводит к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогический процесс — это процесс, в котором со­циальный опыт воспитателей переплавляется в качества личнос­ти воспитанников.

Главная особенность — целостность учебно-воспитательного процесса. Это следует понимать как необходимость сохранения в нем всех важнейших составных частей. Если что-то из про­цесса выпадает, изымается, то он уже не будет целостным и не сможет обеспечивать решение задач на должном уровне. Поэто­му всегда необходимо следить, чтобы в учебно-воспитательном процессе были все звенья. Обеспечение единства обучения, вос­питания и развития на основе целостности составляет главную сущность педагогического процесса.

Педагогический процесс — внутренне связанная совокупность многих процессов. В нем неразъединимо слиты процессы обучения, образования, воспитания, развития и формирования личности. Но это не механическое соединение процессов воспи­тания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям. Общность и единство педагогического процесса подчеркивают подчинение всех состав­ляющих его процессов единой цели. Сложные отношения внутри педагогического процесса выражаются в единстве и само­стоятельности процессов, его образующих; в целостности и соподчиненности входящих в него процессов; в наличии общего и сохранении специфического.

В чем же специфика отдельных процессов, образующих цело­стный педагогический процесс? Она обнаруживается при выде­лении главных (доминирующих) функций каждого из процессов. Доминирующая функция процесса обучения — обучение, процес­са воспитания — воспитание, процесса развития — развитие. Но каждый из этих процессов выполняет в целостном процессе и со­путствующие функции: воспитание осуществляет не только вос­питательную, но и развивающую, и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Выделение главных и сопутствующих функций позволяет глубже анализировать цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления отдельных процессов. Например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. Поэтому нужно хо­рошо смотреть, какие знания будут наиболее полезными и в ин­теллектуальном, и в воспитательном, и в развивающем значении.
В содержании воспитания преобладает формирование убежде­ний, норм, правил, идеалов, ценностных ориентации, установок, мотивов и т. д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. И здесь необходимо учесть, как все вместе скажется на интеллектуальном развитии, формировании личнос­ти. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели — фор­мированию личности, но каждый из них способствует достиже­нию этой цели присущими ему средствами.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется пре­имущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы раз­личного характера: общественно полезная, спортивная, художест­венная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Несколько различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преиму­щественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздейст­вующим на мотивационную и эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно при­меняются устный контроль, письменные работы. Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Информацию пе­дагогам дают здесь наблюдения за деятельностью и поведением учеников, другие прямые и косвенные характеристики.




Похожие:

Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса iconПрограмма «информатизация учебно-воспитательного процесса моу «сош №16» Исполнители: педагогические работники школы Пихтовникова Нина Васьльевна
Информатизация учебно-воспитательного процесса через развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса и...
Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса iconУо «Миорский государственный Дом детского творчества» Организация учебно-воспитательного процесса в кружке
Организация учебно-воспитательного процесса в кружке. Аспекты подготовки, проведения и анализа учебного занятия: Сборник материалов...
Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса iconОрганизационные мероприятия Обеспечение качества учебно-воспитательного процесса
Создание щадящих условий при прохождении государственной (итоговой) аттестации для социально-дезадаптированных детей и детей, имеющих...
Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса iconПриказ №92, в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда и проведения учебно-воспитательного процесса
В соответствии с п. 2 приложения 1 к Положению о службе охраны труда, утверждённом приказом Минобразования РФ от 22. 02. 95 №92,...
Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса iconПлан работы районного методического кабинета на 2010 2011 учебный год
«Пути совершенствования организации образовательно-воспитательного процесса в условиях реализации национальной образовательной инициативы...
Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса iconПрограмма развития «Модернизация учебно-воспитательного процесса на основе применения новых технологий»
«Модернизация учебно-воспитательного процесса на основе применения новых технологий»
Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса iconПрограмма развития
Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика учебно-воспитательного процесса
Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса iconВнутришкольный контроль учебно – воспитательного процесса школы на II полугодие 2011 – 2012 учебного года

Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса iconВнутришкольный контроль учебно – воспитательного процесса школы на I полугодие 2008 – 2009 учебного года

Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса iconДиректор мбоу оош №21 Скляр О. Г
Проблемный анализ результатов учебно-воспитательного процесса, основных способов их достижения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов