Для осуществления этой работы надо знать icon

Для осуществления этой работы надо знать



НазваниеДля осуществления этой работы надо знать
Дата конвертации01.07.2012
Размер47.75 Kb.
ТипДокументы

Вопрос 22. Непрерывное образование: цели, задачи, пути реализации, ступени (уровни) образования.


Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач.    Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, в отличие от прерывного - имеющего свои определенные временные рамки и конечный, достижимый результат. Практика показывает, что прерывные формы обучения не охватывает тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.
     Получение первоначального профессионального образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деятельность может быть прервана и продолжено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продолжаться без отрыва от производства.
     Прерывистость образовательного процесса не противоречит идее непрерывного образования. Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний. В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами.

Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию. Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.

Для осуществления этой работы надо знать принципы непрерывного образования. Это система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся:

  • поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности,

  • вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса;

  • интеграция учебной и практической деятельности;

  • учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;

  • содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;

  • единство профессионального, общего и гуманитарного образования;

  • самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;

  • интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса.

^

Теоретические основания принципов непрерывного образования


Принципы непрерывного образования базируются на следующих теоретических положениях:

  • охват образованием всей жизни человека;

  • понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;

  • включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования;

  • горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера - общество - мир труда - средства массовой информации - рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни;

  • вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным); между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);

  • акцент на самоуправление; акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;

  • индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора; интердисциплинарность знаний, их качества; гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;

  • динамичный подход к знаниям - способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов;

  • облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей; поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития; развитие воспитывающего и обучающего общества; учиться для того, чтобы "быть" и "становиться" кем-то; системность принципов для всего образовательного процесса.
^

Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования


Со всей убедительностью и полнотой своего звучания сегодня заявила о себе выявленная в отечественной педагогике и психологии закономерность эффективного формирования личности с задействованием ее личных усилий и резервов, а также возможностей пополнения знаний и умений. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки.
     Профессиональное самосовершенствование как одно из условий непрерывного образования представляет собой сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. В основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма ("Я-реальное профессиональное") и некоторым воображаемым (моделируемым) его состоянием ("Я-идеальное профессиональное").
     Источники профессионального самосовершенствования специалистов находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека.
     Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности и профессиональных возможностей. Непрерывное образование и является одним из способов преодоления разрыва между идеальным и реальным профессиональным Я человека.








Похожие:

Для осуществления этой работы надо знать iconКирилл васильевич бардин
Трудно представить себе туристский поход без костра. Но подружиться с костром не просто. Надо уметь его развести, надо знать, какие...
Для осуществления этой работы надо знать iconОформление унифицированных форм: основные правила и заполнение формы т-1
Госкомстата: постоянные переводы оформлялись в унифицированной форме, а временные в произвольной. На самом деле для того, чтобы "дружить"...
Для осуществления этой работы надо знать iconПлан учебно-воспитательной работы моу сош №10 в четвертой четверти 2008-2009 учебного года
Четвертая тематическая четверть «Подросток и закон» («Что надо знать, чтобы не было поздно…»)
Для осуществления этой работы надо знать iconПрограмма коррекционной работы образовательного учреждения пояснительная записка
Задания для этой группы детей, обучающихся по системе учебников «Начальная школа XXI века», включены в учебники, рабочие тетради,...
Для осуществления этой работы надо знать iconУрок по информатике в 6 классе: "Путешествие по клавишам"
Для того чтобы успешно работать на пк необходимо хорошо знать клавиатуру: назначение отдельных клавиш и их комбинаций для выполнения...
Для осуществления этой работы надо знать iconДокументы
1. /Авербах_Что надо знать об эндшпиле.djvu
Для осуществления этой работы надо знать iconДокументы
1. /Врагов надо знать в лицо.doc
Для осуществления этой работы надо знать iconПубличный отчет «по итогам 2010 2011 учебного года»
Основной целью Программы развития школы на 2010-2015 годы является создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления...
Для осуществления этой работы надо знать iconВрага надо знать в лицо! Вот чего они хотят
Бывший директор цру, Аллен Даллес (1893 1969) "План разгрома Советского Союза и России"
Для осуществления этой работы надо знать iconЗаседание по составлению памятки для консультирования педагогов по теме дрк "Организация активной самостоятельности деятельности учащихся на уроке"
В целях осуществления системной работы ресурсного центра по направлению "Методика организации и проведения дней дрк по важнейшим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов