Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи icon

Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи



НазваниеВопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи
Дата конвертации01.07.2012
Размер130.27 Kb.
ТипДокументы

Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г. профессионального образования молодежи


Говоря о реформировании, следует определить не только декларируемые цели и поставленные задачи, но и реальные интересы и внутренние мотивы. Однако перед тем как подойти к подобному анализу, следует все-таки зафиксировать, что именно мы собираемся анализировать, в чем состоит суть предлагаемой реформы или модернизации.

Предлагаемая реформа, "модернизация", включает в себя несколько ключевых моментов. Во-первых, речь идет о переходе на двенадцатилетнее среднее образование - по заграничному образцу; после этого наши аттестаты зрелости будут признаваться во всем мире, а их обладатели смогут поступать в зарубежные учебные заведения. Во-вторых, предполагается, что программа старших классов школы будет разгружена за счет специализации. В третьих, будет введен единый государственный экзамен, который сделает оценку знаний "объективной", избавит выпускников от необходимости раздельно сдавать выпускные и вступительные экзамены и позволит им подавать документы в московские вузы, не выезжая из родных населенных пунктов. Наконец, самое главное, вводятся именные финансовые обязательства (ГИФО), то есть подушевое финансирование; вузы будут получать деньги не по заранее определенным разнарядкам, а в зависимости от количества и качества набранных ими абитуриентов.

Итак, начнем по порядку и попытаемся рассмотреть предполагаемые достоинства каждого из нововведений и те недостатки, которые можно отметить (и возможно исправить) уже сейчас.
^

Специализация и двенадцатилетнее образование


Вопросы законодательного закрепления продолжительности школьного образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени, и введения профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений как в концепции Центра образовательной политики при ВШЭ, так и в правительственной концепции упоминаются всего несколько раз. Поэтому для того, чтобы представить, что из себя будут представлять данные нововведения, обратимся к другому документу, пока что находящемуся на стадии разработки, - "Концепции структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе)".

По замыслу реформаторов школьное образование по прежнему будет состоять из трех ступеней, однако их продолжительность и наполнение будут изменены:

I ступень - начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы. Возраст поступающих в школу - не менее 6 лет на 1 сентября (продолжительность обучения - 4 года). Младшие школьники обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.


II ступень - основное общее образование (обязательное), 5-10 классы. Продолжительность обучения - 6 лет. Основная школа предоставляет условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

III ступень - среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11-12 классы. Продолжительность обучения - 2 года. В старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации. Профильное обучение может реализовываться в следующих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. При этом могут сохраняться непрофилированные общеобразовательные классы. Профильный характер старшей ступени реализуется на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем формирования индивидуальных образовательных программ.

Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы, по мнению реформаторов, будут отличаться от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

Предполагаемые достоинства

Разработчики концепции мотивировали необходимость перехода на обязательную 10-летнюю основную и полную 12-летнюю среднюю школу следующими соображениями:

1. ^ Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников. Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала.

2. ^ Повышение качества общего образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов. Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования. Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.

3. ^ Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992) преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12-14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, а также в Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 10-11 лет.

Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы.

4. ^ Влияние демографических и социально-экономических факторов. По прогнозам, в 2011 году в школах будет обучаться не 21 млн. учащихся, как сейчас, а только 13 млн., что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать дополнительных финансовых затрат на обеспечение этого перехода.

5. ^ Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию создает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования. Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки к поступлению в учреждения начального и среднего профессионального образования.

Возможные недостатки

Теперь об обратной стороне медали. Проведение реформы многим представляется нереальным, поскольку она повлечет за собой дополнительные затраты на оплату труда учителей (так как количество классов при 12-летнем обучении увеличится), разработку новых программ, написание и издание учебников и методической литературы.

Еще одним существенным "но" является угроза призыва в армию сразу после школы. С одной стороны, в Концепции модернизации образования записано, что для обеспечения конституционных гарантий на равные условия получения общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования требуется принятие закона о предоставлении отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования. С другой стороны, военное законодательство пока что никак не сочетается с проектами реформаторов, привлекая все новые силы в ряды противников реформы.

Следующим камнем преткновения является вопрос о ранней специализации. Поскольку обучение в 11-12 классах будет являться профильным, решение о выборе будущей специальности придет принимать в 16 лет, то есть довольно-таки рано. Тем не менее, в ответ на подобные доводы, хотелось бы отметить, что и при существующей по сей день системе 10-летнего образования (с окончанием школы в 17 лет) проблема самоопределения у тех, кто собирался продолжить свое образование в высших учебных заведениях, возникала, по меньшей мере, за год до окончания школы (то есть в те же 16 лет), так как подготовка в вуз требовала, по меньшей мере, года дополнительных занятий. Единственным отличием является то, что теперь, с введением 12-летки, сделанный выбор будет каким-либо образом официально закреплен.

В отношении вопроса ранней специализации интересным представляется рассмотрение опыта стран Восточной и Центральной Европы, в частности Польши, Венгрии, Румынии и т.д. Проводимые в этих странах в 90-х гг. реформы были, наоборот, во многом нацелены на преодоление таких недостатков, как ранняя (с 14 лет) и узкая специализация, слабое общее образование, связанное с вытеснением специализированными программами важных компонентов школьной программы 2 . В этой связи важно понять, куда движемся мы, и не являются ли наши предлагаемые нововведения пройденным этапом для других стран. Ведь в Западной Европе, напротив, специализация редко начинается раньше 16 лет, при этом постоянно возрастает объем и значение непрерывного образования, направленного на расширение и укрепление общеобразовательных навыков и навыков общения.
^

Единый экзамен


Вводимая, пока только в порядке эксперимента, система единого экзамена, по замыслу ее разработчиков, должна быть направлена на повышение объективности оценки результатов выпускников общего образования и на обеспечение равных возможностей получения среднего и высшего профессионального образования. Во-первых, уровень испытаний был рассчитан даже не на среднего ученика, и уже по этому не справиться с ним было довольно-таки сложно. Во-вторых, проверкой работ занимались сами учителя, имевшие возможность либо просто слегка подправить неправильные ответы, либо вообще разрешить переписать работу (и примеров этому множество), поскольку, прежде всего, они оценивали не знания учеников, а свою работу. Кроме того, в-третьих, сама атмосфера проведения экзамена в стенах родной школы, с родными учителями, располагала к "взаимопомощи", а порой и к откровенному списыванию. В подобных условиях, очевидно, речи о какой-либо объективности и выявлении реальных результатов идти не могло. Таким образом, ни средний балл в аттестате, ни даже медаль не отражали реального положения вещей

Предполагаемые достоинства

По логике авторов нововведений ЕГЭ имеет следующие преимущества:

1. У всех равные права и возможности для поступления. 2. Поступить в вуз становится на порядок легче. 3. Расходы на поступление ребенка в вуз сокращаются в сотни раз. 4. Вы становитесь клиентом, а не просителем. Вуз становится заинтересованным в хорошем студенте, а не только студент в хорошем вузе.

5.^ Дети будут лучше учиться. Через пару-тройку лет, когда ученики школ убедятся, что действительно все работает по честному, что действительно все зависит от того, как они сдадут ЕГЭ, мотивация резко повысится.

Возможные недостатки

По словам заместителя министра образования РФ В. Болотова, главная задача единого экзамена - "упразднить позорный институт репетиторства", платные подготовительные курсы и платные экзамены, в общем, обеспечить всем детям одинаковые условия для поступления.
^

Новые механизмы финансирования образования


В последнее десятилетие высшее образование не только России, но и большинства стран Западной Европы, сталкивается с острыми экономическими проблемами. В этот период высшую школу большинства развитых стран охватил финансовый кризис, связанный с сокращением темпов роста государственной поддержки вузам, которое происходило одновременно с увеличением численности студентов; возникли тенденции, проявляющиеся в желании государства переложить определенную часть расходов на образование на самих учащихся. В связи с этим возросло значение новых механизмов финансирования образования, наиболее значимыми из которых являются введением систем кредитования и разновидностей подушного финансирования, в т.ч. образовательных ваучеров и субсидий 8 . При этом, большинство стран, в которых происходили реформы, пока что отдали предпочтение первому варианту. Так, например, в Великобритании во второй половине 90-х гг. государственная помощь студентам на половину состояла из кредитов и на половину из стипендий .
^

Государственные именные финансовые обязательства


В предлагаемой Правительством Концепции модернизации образования введение государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) закрепляется следующим образом: в качестве одной из мер "... формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования необходимо осуществление бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования на базе дифференцированных нормативов, отражающих характер образовательных программ и уровень подготовки абитуриентов, показанный на государственных испытаниях". Согласно Постановлению, ГИФО - это свидетельство о результатах сданного гражданином единого государственного экзамена с соответствующей записью, удостоверяющей категорию финансового обязательства, являющееся основанием для предоставления вузу бюджетных средств на обучение в нем этого гражданина в течение всего срока обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Предполагаемые достоинства ГИФО

Внедрение ГИФО должно стимулировать:

  1. повышение качества высшего образования,

  2. обеспечение его доступности,

  3. привлечение в высшие учебные заведения наиболее подготовленной молодежи,

  4. рост эффективности использования ресурсов, направляемых государством в эту сферу за счет развития конкурентных начал и повышения самостоятельности высших учебных заведений в расходовании бюджетных средств.

Можно утверждать, что введение ГИФО может привести к возникновению серьезных перекосов. В зависимости от конкретного момента времени в образовании складывается мода на определенные специальности. Так, в 70-е годы были огромные конкурсы на физические специальности, сейчас все хотят быть экономистами или юристами. Таким образом, закрепленный принцип "деньги следуют за студентом" приведет к тому, что основной объем бюджетных средств в виде ГИФО будет доставаться преимущественно "модным" вузам и специальностям, тогда как остальные вузы, в том числе обслуживающие особые государственные интересы, не смогут получить необходимые для обеспечения их деятельности бюджетные средства. Для решения данной проблемы в сферу высшего образования предполагается ввести госзаказ. Министерство образования уже решило изменить порядок приема в российские государственные вузы. На открытии Всероссийского совещания секретарей приемных комиссий вузов в апреле 2002 года было заявлено, что государство хочет, чтобы институты готовили столько специалистов, сколько потом будет возможно трудоустроить. С 15 мая 2002 года в России начинается создание специальных комиссий - они будут заниматься определением принципов формирования государственного заказа на прием школьников в институты и университеты.

Система государственного образовательного кредитования

Альтернативой (или дополнением) ГИФО, как меры по изменению экономических отношений в системе образования, является создание системы государственного образовательного кредитования и субсидирования. Концепцией модернизации российского образования планируется ввести два направления экономического развития высшей школы, и какое из них станет основным - покажут результаты проводимого эксперимента в ближайшие два-три года. Изначально данное направление (кредитование) называлось "Государственные возвратные кредиты", или "Образовательные кредиты". То есть, по определенным специальностям, при определенных условиях будет заключен договор с поступившим в вуз о том, что при стоимости обучения, например, в 1000 долларов в год за ним к моменту завершения пяти лет обучения в институте образуется долг в 5000 долларов. Но если он по окончании вуза поедет на работу агрономом в деревню, пойдет учителем в школу, врачом в больницу и т.д., то государство полностью спишет с него кредит.

Предполагаемые достоинства

Основным достоинством введения системы кредитования с точки зрения государства является снижение финансовой нагрузки. Тем не менее, при оценке эффективности данной меры, следует помнить, что результаты ее применения скажутся на системе образования не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе, когда начнутся первые выплаты по предоставленным кредитам. Вузы же должны будут получить эти деньги "немедленно", что в современных условиях дефицита бюджетного финансирования является немаловажным.

Возможные недостатки

Во-первых, возникает риск, что хотя студенты могут и не завершить обучение или не завершить его в срок, им все равно придется возвращать кредит.

Во-вторых, начиная учебу, студенты еще точно не знают, какое влияние она окажет на их будущие доходы. Студенты из семей с низкими доходами могут не захотеть влезать в долги, поэтому для них доступность высшего образования уменьшится.
^

Другие нововведения


Безусловно, несмотря на то, что сердцевиной предлагаемой реформы являются двенадцатилетка, специализация, ЕГЭ и ГИФО, только к этому задуманная модернизация не сводится. В первую очередь Концепция модернизации российского образования провозглашает, что комплексная и глубокая модернизация системы образования - это императив образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. В этой связи в первоначальном варианте документа признавалось, что реальное недофинансирование образовательных учреждений на данный момент составляет до 50-60%. Поэтому необходимо уже в ближайшее время повысить долю бюджетных расходов на образование в структуре ВВП с 3,5% до 4,5%, обеспечить опережающий рост затрат на образование по отношению к другим сферам бюджетного финансирования, конкурентоспособность образования на рынке труда. Для реализации этого положения предполагается произвести увеличение финансирования образования из федерального бюджета не менее чем на 25% в год в реальном выражении и не менее чем на 10 % из бюджетов территорий.

Кроме того, особое место в Концепции отведено программе обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами и их поддержке государством и обществом. Государство рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики. Решение этой задачи предполагает существенные изменения в оплате труда педагогических и управленческих работников в системе образования и повышение их квалификации. Данная программа включает в себя следующие основные мероприятия:

  • передача функции оплаты труда работников общего образования на уровень субъектов Федерации: при этом за счет введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда;

  • повышение в ближайший период минимальной тарифной ставки педагогических работников до уровня не ниже прожиточного минимума, доведение к 2004 году средней заработной платы учителя до уровня средней по промышленности;

  • отказ от ETC в сфере образования, переход на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли;

  • введение целевых надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности, надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности;

  • принятие закона об отсрочке призыва в ряды Вооруженных Сил для выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах.







Похожие:

Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи iconПриказ №60/3 Об организации системы муниципального мониторинга реализации основных направлений модернизации образования
В соответствии с письмом №8772/031 от 16. 08. 2010г. Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О внедрении...
Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи iconАнализ работы по икт за 2009 2010 учебный год
Концепции модернизации российского образования, республиканской целевой программы «Развитие единой образовательной среды», а также...
Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи iconОбластное совещание работников образования «Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации» Дата проведения
«Модернизация муниципальных систем образования – основа модернизации региональной системы образования»
Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи iconВопрос 26 Основные концепции воспитания в современной педагогике России
Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на
Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи iconВыступление на коллегии управления образования «Обеспечение доступности услуг дошкольной ступени образования»
Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования – важнейшее направление модернизации российского образования....
Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи iconАнализ учебного плана
Российской Федерации, в ст. 2 «Принципов государственной политики в области образования», Закона «Об образовании», «Концепции модернизации...
Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи icon«Об образовании»
Российской Федерации, в ст. 2 «Принципов государственной политики в области образования», Закона «Об образовании», «Концепции модернизации...
Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи iconСтруктура доклада. Общая информация о школе
В концепции модернизации российского образования на период до 2010г определено: «В современных условиях, когда государство и общество...
Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Белая Калитва
Российской Федерации, в ст. 2 «Принципов государственной политики в области образования», Закона «Об образовании», «Концепции модернизации...
Вопрос 25. Обеспечение концепции модернизации до 2010г профессионального образования молодежи iconУтвердить прилагаемый
Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 1943-р о перечне профессий начального профессионального образования и специальностей среднего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов