Вопрос №30 Система педагогических наук icon

Вопрос №30 Система педагогических наук



НазваниеВопрос №30 Система педагогических наук
Дата конвертации01.07.2012
Размер109.73 Kb.
ТипДокументы

Вопрос №30 Система педагогических наук


Определенную отрасль знаний называют наукой, когда соблю­даются следующие необходимые условия:

1) четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет;

  1. для его изучения применяются объективные методы иссле­
    дования;

  2. зафиксированы объективные связи (законы и закономерно­
    сти) между факторами, процессами, составляющими предмет
    изучения;

  3. установленные законы и закономерности позволяют пред­
    видеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов,
    производить необходимые расчеты.

Все эти требования в отношений педагогики в той или иной степени соблюдены. Но именно мера соблюдения требований ха­рактеризует уровень развитости науки.

Многие теоретики педагогики, следуя принципам классифи­кации наук, установленным немецкими философами В. Виндельбандом и Г. Риккертом, относят педагогику к так называемым нормативным наукам. Причина этого — особенности познанных педагогикой закономерностей. До последнего времени они были и во многом еще остаются широкими заключениями, выражаю­щими общие тенденции развития педагогических процессов. Это затрудняет их применение для конкретного прогнозирования, ход процесса и его будущие результаты можно предсказать лишь в самых общих чертах. Выводы педагогики отличаются большой вариативностью, неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму («учитель должен, школа должна, ученик должен»), но не обеспечивает достижение этой нормы научной поддержкой.

Поэтому не снимается с повестки дня вопрос о соотношении науки и педагогического мастерства. Нормы, даже установлен­ные на основе анализа сущностей педагогических явлений, — это всего лишь абстрактные истины. Наполнять их живым смыс­лом будет думающий творческий педагог. Теория — это абстрак­ция, ее применение — всегда высокое искусство.

Вопрос об уровне теоретизации педагогики, т. е. о том преде­ле, при котором она еще не упускает из поля зрения человека, но и не слишком возвышается в абстракциях, превращаясь в собрание «мертвых», «безлюдных» схем, очень актуален. Попыт­ки делить педагогику на теоретическую и нормативную (прак­тическую) восходят к прошлому веку. «В том, что касается средств, — читаем в монографии начала XX в., — педагогика — наука теоретическая, так как ее средства заключаются в знании законов, которым подчинена физическая и духовная природа человека; в том же, что касается целей, педагогика есть наукапрактическая» (Лапшин И. И. История педагогических теорий. — СПб., 1912. — С. 10).

В ходе продолжающейся и ныне дискуссии о статусе педа­гогики были предложены различные подходы к анализу и структурированию накопленных наукой знаний, оценке их уровня и степени зрелости самой науки.
Для нас важен тот факт, что большинство исследователей во всем мире считают обоснованным и правомерным выделение из обширной облас­ти педагогических знаний теоретической педагогики, содер­жащей базовые научные знания о закономерностях и законах воспитания, образования, обучения. Главными компонентами системы научной педагогики являются также аксиомы и принципы. Через конкретные рекомендации и правила теория соединяется с практикой.

Понимание педагогики как искусства воспитания продержа­лось многие столетия; нельзя утверждать, что от него полностью отказались и сегодня. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К. Д. Ушинский подчеркнул: «...Из сказанного вытекает уже само собой, что пе­дагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности». Далее уточнил: «Педаго­гика — не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство вос­питания опирается на науку. Как искусство сложное и обшир­ное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и на­клонности, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совер­шенного человека» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспи­тания. — М.; Л., 1946. — С. 10, 25).

Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный ста­тус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения тео­рии и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым при­менением педагогической теории, в другом — успех приносят высокое личное мастерство учителя, искусство педагогическо­го воздействия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно остро ощущалась несогласованность между школь­ной практикой и педагогической наукой. Последней доста­валось за то, что она не снабжает практику прогрессивными рекомендациями, оторвана от жизни, не успевает за быстро­текущими процессами. .

Подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания опирается на научные знания. Если бы кто-нибудь мог достигать высоких результатов без знания педагогической теории, это оз­начало бы ненужность последней. Но так не бывает: чем слож­нее задачи приходится решать воспитателю, тем выше должен быть уровень его педагогической культуры. Все достижения — от науки, и только провалы — от ее отсутствия.

Но развитие педагогической науки автоматически не обес­печивает качества воспитания. Необходимо, чтобы теория пере­плавлялась в практические технологии. Пока сближение науки и практики идет недостаточно быстро, многие важные научные знания не востребованы практикой. По оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой сохраняется и по некоторым направлениям достигает 10—15 лет.

Подтверждает это и опыт учителей-новаторов, внедривших в широкую практику зачастую не самые новые, а всего лишь хо­рошо известные научные разработки. Вот что говорил по этому поводу известный педагог В. Ф. Шаталов: «Если вы глубоко вникните в то, что мы делаем, поймете: все это уходит корнями в нашу классическую педагогику. Есть только элемент совершен­ствования, улучшения. Ничего более. Я не пытаюсь даже в ма­лейшей степени противопоставить нашу работу всему тому, что достигнуто педагогикой на всем ее протяжении, тысячелетиями» (Учительская газета. 7 октября 1986 г.).

Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое название самой диалектичной, изменчивой науки. В последние десятиле­тия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими програм­мами, позволяют успешно справляться с задачами управления учебным процессом, достигнуть высоких результатов с меньши­ми затратами энергии и времени. Наметился прогресс и в облас­ти создания более совершенных методик воспитания, технологий самообразования и самовоспитания. В инновационных учебных заведениях создаются благоприятные условия для более быстрого проникновения в практику новых научных разработок. Научно-производственные комплексы, авторские школы, эксперимен­тальные площадки — все это заметные вехи положительных перемен.


За долгие годы становления и развития педагогика превратилась в разветвленную систему наук, к которым относятся:

  • история педагогики;

  • общая педагогика;

  • дошкольная педагогика;

  • педагогика школы;

  • педагогика профессионально-технического образования;

  • педагогика среднего специального образования;

  • педагогика высшей школы;

  • специальная педагогика;

  • производственная педагогика (педагогика труда);

  • сравнительная педагогика;

  • лечебная педагогика (валеология);

  • социальная педагогика;

  • военная педагогика;

  • этнопедагогика;

  • педагогика пенитенциарных учреждений;

а также особая группа педагогических наук: частные, или предметные методики.

Современная педагогика интенсивно развивается. В сферу педагогики входят такие области воспитания, которые еще недавно не рассматривались ею. Идет процесс накопления педагогических знаний, которые нуждаются в научном обобщении, систематизации. Вновь формирующиеся знания не укладываются в рамки сложившихся представлений, что приводит к расширению границ педагогики и к ее дифференциации – возникновению ряда отраслей педагогического знания.

^ Процесс дифференциации педагогики идет в основном по двум путям:

      • по отношению к воспитанию людей различных возрастных групп;

      • по профилю или виду воспитания и образования.

История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества. Источником для истории педагогики служат официальные материалы, относящиеся к сфере образования; учебники, программы и учебные пособия, применявшиеся в школах; труды педагогов, педагогическая и непедагогическая пресса; архивные материалы, мемуарная и художественная литература.

Условно выделяются следующие периоды истории образования:

    • древняя;

    • средневековая;

    • новая;

    • новейшая.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Традиционно содержит четыре раздела:

    • основы учебно-воспитательного процесса;

    • дидактику (теорию обучения);

    • теорию воспитания;

    • школоведение.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.

^ Педагогика школы представляет собой одну из старейших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

^ Педагогика начальной школы – наука о закономерностях развития, формирования личности детей младшего школьного возраста (6-10 лет).

Педагогика средней общеобразовательной школы – наука о воспитании, обучении и образовании детей среднего школьного возраста и старшего школьного возраста (соответственно 10 – 15 лет, 15 – 18 лет).

^ Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

^ Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

^ Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание на новые профессии. Необходимость научных разработок в этой области педагогики предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства. Наука обеспечивает теоретическими обоснованиями и разработкой дидактических средств сеть институтов, центров, курсов переподготовки кадров, повышения их квалификации.

^ Специальная подготовка разрабатывает пути подготовки детей с недостатками в развитии к жизни в нашем обществе. Распадается на ряд отраслей:

    • сурдопедагогику – педагогику обучения и воспитания глухих, глухонемых и слабослышащих;

    • тифлопедагогику, изучающую закономерности обучения и воспитания слепых и слабовидящих;

    • олигофренопедагогику, которая исследует закономерности обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Обучение и воспитание этих категорий проводится в специальных учебных заведениях.

^ Лечебная педагогика (валеология) – интегрированная медико-педагогическая наука, основным предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. В связи с ростом заболеваемости среди детей школьного возраста, проникновением в школьную среду таких негативных явлений, как наркомания и токсикомания возникла проблема разработки щадящих педагогических технологий.

^ Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.

Военная подготовка – отрасль психологии, вскрывающая закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов в военных учебных заведениях и частях вооруженных сил, где молодежь осваивает воинские специальности.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей.

^ Исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений) содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления, и связана с юриспруденцией и правоведением.

^ Сравнительная педагогика – область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира.

Частные, или предметные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин в учебно-воспитательных учреждениях всех типов.


Наука едина, потому что изучаемое ею знание целостно. Де­ление его на предметы есть уступка нашим возможностям. Что­бы хоть как-то познать необъятное, ограниченный человеческий разум вынужден разрывать знание на куски. Достигая при этом некоторого прогресса в глубине познания, мы неизбежно теряем в широте. Вот и приходится говорить о связях между науками там, где мы должны были бы вести речь об одной науке о чело­веке и среде его обитания.

Педагогика, будучи частью изначально единой науки, раз­вивается в тесной взаимосвязи со всеми другими научными на­правлениями. Сегодня практически не найти науки, от которой педагогика не берет хотя бы немного для исследования своего предмета и не отдает взамен свои наработки по проблемам обучения, образования, воспитания, управления. Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковеде­ние, социология, этика, эстетика и др.) помогают педагогике определиться со смыслом и целями воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происхо­дящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая кор­ректировать направленность воспитания. Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с физиологией

и психологией. Последнюю вообще невозможно отделить от пе­дагогики. Анатомия и физиология составляют базу для пони­мания биологической сущности человека: развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функ­ционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей зако­номерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует развитие психики, а педагогику — эффектив­ность тех воспитательных воздействий, которые приводят к на­меченным изменениям во внутреннем мире и поведении челове­ка. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствую­щем разделе психологии. В дидактике, например, опираются на теорию познавательных процессов и умственного развития; тео­рия воспитания базируется на психологии личности и т. д. Инте­грация наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психологии и психопедагогики.

Несмотря на теснейшую связь, педагогика и психология — отдельные науки, имеющие каждая свой предмет. Нет психоло­го-педагогической науки, как об этом часто говорят. Психоло­гия, оставаясь наукой о закономерностях развития психики, оказывает большую помощь науке о воспитании, но отвечать на главные вопросы педагогики — об идеалах, целях, задачах вос­питания, о том, когда, что и как воспитывать, она не берется. Психология раскрывает теорию и механизмы психической дея­тельности, а педагогика вырабатывает на этой основе конкрет­ные технологии воспитания.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, гео­графией и биологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Даже наука о происхождении человека может помочь в понимании педагогических проблем. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педа­гогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях.

У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек со­прикосновения, из которых часто и возникают новые перспек­тивные направления, связывающие науку в неразъединимое целое. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педаго­гики с точными и техническими науками — кибернетическая, математическая, компьютерная педагогики.




Похожие:

Вопрос №30 Система педагогических наук iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный руководитель доктор педагогических наук
...
Вопрос №30 Система педагогических наук iconЧелышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт
Данная статья подготовлена в рамках Президентской Программы поддержки ведущих научных школ России (руководитель научной школы – доктор...
Вопрос №30 Система педагогических наук iconСенека Аналитический отчет Региональный сетевой проект «Нижегородская инновационная школа» Отчет экспериментальной площадки
Научное руководство: Игнатьева Г. А., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики; Тулупова О. В., кандидат...
Вопрос №30 Система педагогических наук icon\Главная
РФ, академик Академии педагогических наук Украины, доктор политических и философских наук, профессор
Вопрос №30 Система педагогических наук iconА. В. Федоров, Доктор педагогических наук, профессор, Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института
Написано при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России»...
Вопрос №30 Система педагогических наук iconН. В. Макаровой Третье переработанное издание Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник
Н. В. Макарова, профессор, доктор педагогических наук научное и общее редактирование; предисловие; гл. 1,2,3,8,9,12 и 14; Л. А. Матвеев,...
Вопрос №30 Система педагогических наук iconН. В. Макаровой Третье переработанное издание Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник
Н. В. Макарова, профессор, доктор педагогических наук научное и общее редактирование; предисловие; гл. 1,2,3,8,9,12 и 14; Л. А. Матвеев,...
Вопрос №30 Система педагогических наук iconЖюри турнира знатоков химии
Председатель Попков Владимир Андреевич, заведующий кафедрой общей химии стоматологического факультета мма им. И. М. Сеченова, академик,...
Вопрос №30 Система педагогических наук iconПроектирование комплексной программы развития взаимосвязи и преемственности формального и неформального образования
С. В. Сальцева, зав кафедрой социальной педагогики и социологии гоу впо «Оренбургс­кий государственный педагогический университет»,...
Вопрос №30 Система педагогических наук iconВопрос 5 Дидактика и ее основные категории. Закономерности и принципы современной дидактики Понятия система дидактики
Понятия система дидактики включает в себя философские, общенаучные и частнонаучные понятия
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов