В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон icon

В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон



НазваниеВ. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон
В. В. Зеньковский и др.)<> <> <>Сергей Иосифович Гессен (1887-1
Дата конвертации01.07.2012
Размер60.67 Kb.
ТипЗакон

Вопрос 31. Педагогика российского зарубежья, ее основные представители (С. И. Гессен, В. В. Зеньковский и др.)

Сергей Иосифович Гессен (1887-1950)

Рассматривал педагогику как прикладную философию

Биографические сведения

Родился 16 ав­густа 1887 г. в

Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закончил гимназию в Петербурге, историко-фило­софский факультет университета. В университете и женской гимназии читал лекции по логике, психоло­гии, педагогике, истории педагоги­ки, фиософии. В 1921 г. эмигри­рует за границу.

В 1934 г. занима­ет кафедру Вар­шавского универ­ситета.

Работы:

^ Основы педагогики, Мое жизнеопи­сание,

О противоречии и единстве воспита­ния и т. д.

Был редактором журнала Русская школа за рубежом

Философско-педагогические идеи

Воспитание человека осуществляется сразу в нескольких пла­нах его бытия:

^ План биологического бытия: воспитание представляет собой опеку и дрессуру.

План общественного бытия: воспитание — обработка моло­дого поколения соответственно потребностям группы.

^ План духовной культуры: воспитание как образование и со­участие в культурных ценностях.

План благодатного бытия: воспитание есть спасение.

Дал анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США.

Осуществил философский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностное отношение к образованию, которое рас­сматривал как непрерывное восхождение к ценностям культу­ры.

^ Главной ценностью педагогики Гессена является личность и ее индивидуальность, обретенная в самостоятельном твор­ческом труде по осуществлению целей-заданий, носящих вы­сокий, «сверхличный» характер.

Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассмат­ривая ее как прикладную философию.

^ Задача педагогики — формировать профессиональное мышление учителя, его способность искусно решать кон­фликты внутри образования.

Убедительно показал неприемлемость национализма в сис­теме общего образования: российский национализм, перехо­дя в великорусский, постепенно мельчает до московско-суз­дальского. «Всякое хорошо поставленное образование по не­обходимости будет национальным».


Дисциплина возможна через свободу, а свобода — через закон долга.

Свобода есть творчество нового, «особого пути, не суще­ствовавшего ранее даже в виде возможного выхода».

^ Задача обучения — овладение методом.

Задача учителя — мыслить научно, применять метод как ору­дие мысли.

Цель образования — не только приобщение ученика к культурным и научным достижениям человечества, но и формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности.

Могущество индивидуальности коренится в тех духовных ценностях, которыми проникается ее душа

Всякая педагогическая система — даже там, где она выступает как чисто эмпирическая, — есть приложение к жизни философских воззрений ее автора

Считал, что многие современные педагогические взгляды являются развитием и углублением воззрений педагогов прошлого.


^ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗЕНЬКОВСКИЙ (1881-1962), психолог, педагог, богослов и философ

Биографическая справка: Родился и вырос на Украине. Закончил Киев­ский университет, профессором которого стал после его окончания и защиты докторской диссертации. Был министром исповеданий в украин­ском правительстве. В 1919 г. покинул страну. Преподавал в Белграде, Праге, с 1962 г. — в Парижском богословском институте им. С. Радонеж­ского. В 1941 г. был рукоположен в иереи и причислен к русской введенской церкви в Париже.

^ Основные работы: Принцип индивидуальности в психологии и педагогике; Социальное воспитание, его задачи и пути; О педагогическом интеллектуа-лизме; Психология детства; Педагогика и психология; О психологии совре­менной молодежи; Проблемы воспитания в свете христианской антрополо­гии; Русская педагогика XX века; История русской философии; Проблемы психической причинности и др.

Считал, что познание не является первичным и определяющим нача­лом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру.

Выдвигал на первый план антропоцентризм русской философии, кото­рая больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях.

Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни.

Предлагал строить педагогику на фундаменте христианской антрополо­гии. Школа должна быть религиозной не только по содержанию, но и по своему духу.

Видел смысл воспитания в «духовном устроении», в идее спасения, ос­мысливал физическое, социально-интеллектуальное, моральное, эстети­ческое и религиозное развитие как восхождение к духовному началу.

Дал свое понимание понятий социальная педагогика и социальное воспита­ние, выступая против сторонников свободного воспитания. Педагогические течения, ставящие в центре всего ребенка и его индивидуальные запросы, направлены на воспитание эгоиста, пользующегося всеми благами социаль­ного развития, но живущего только своими проблемами. Жизнь всегда и вез­де социальна, поэтому воспитание означает, что бессознательное случайное воздействие общества на детей должно стать сознательным и планомерным. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Все это не исключает развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, а лишь «придает этой задаче новый смысл».

Не отрицал свободы в воспитании. Вне свободы воспитание превраща­ется в дрессировку. Необходимо обеспечить связь свободы и добра. При­знавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития.

Призывал признать учение об образе Божьем в человеке и глубокой ценности человеческой личности в православном сознании.

Согласовать идею личности с социальной средой возможно лишь че­рез естественную, приводящую к возникновению коллективного духовно­го начала и благодатную соборность, которой является церковь.

Отстаивал идею «эмоционализма», понимая под ним стремление к ох­ране, развитию и укреплению основных сил души, «основных ее эмоцио­нальных движений».

Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка.

^ Раннее детство — ребенок вживается в весь безграничный мир смыс­лов, в природу, в человеческие отношения.

Второе детство — ребенок стремится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и социальной жизни.

Отрочество — для подростка характерны мечтательность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своей жизнью. От отрочества в юность приходит могучая сила пола, укрощенная и просветленная развитием эроса.

Юность — период внутреннего единства и творческой цельности, увле­чения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизан­ных религиозной верой в Бога.

Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспита­ния иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти».

Признавал главнейшим принципом педагогики принцип индивидуальности.

Подчеркивал, что моральная жизнь становится фактором духовного устройства лишь как религиозная жизнь.

Не абсолютизировал дисциплину. Она выступает лишь как инструмен­тальный фактор духовного воспитания ребенка, регулирующий духовную жизнь, освобождающий духовные силы ребенка от случайных порывов.

^ Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая — «воспитанию души через приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть свя­зано с трудом души.

^ Интеллектуальное воспитание развивает потребность в целостном ми­ровоззрении через развитие инициативы ума, творческих сил и интуи­ции.

Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохно­вения, живой, всецелой и свободной погруженности души в жизнь церк­ви.

^ Физическое воспитание оправданно, «оно священно как устроение жиз­ни тела».

Сексуальное воспитание — имеет чрезвычайно серьезное значение. «Ус­троение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духов­ного здоровья личности». Энергия пола — одно из самых глубоких и твор­ческих движений в человеке, и суть его в глубокой потребности выйти за пределы своей личности и достигнуть всецелого и глубокого соединения с любимым существом. Удовлетворение сексуальных желаний без люб­ви — извращение и искажение закона целостности, заложенного в душе человека. Все запросы и стремления, связанные с полом, должны разре­шаться только в браке.

Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уни­кальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а, следовательно, не будет и педагогического мастерства.




Похожие:

В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон iconДокументы
1. /Приказ процедуры ГИА-9.doc
2. /Процедура...

В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон iconВ. Л. Степанов  Предпосылки денежной реформы С. Ю. Витте: политика министра финансов И. А. Вышнеградского (1887-1892) Еще в начале 1920-х гг известный экономист А. И. Буковецкий указал на слабое исследование
Предпосылки денежной реформы С. Ю. Витте: политика министра финансов И. А. Вышнеградского (1887–1892)
В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон iconДокументы
1. /WRE-1.TXT
В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон iconДокументы
1. /lekture.doc
В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон iconДокументы
1. /Patuknuzue.pdf
В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон iconДокументы
1. /56 видеокурс.doc
В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон iconДокументы
1. /fondovay_birga.doc
В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон iconДокументы
1. /Час настал_7.doc
В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон iconДокументы
1. /Исследование фотопроводимости.doc
В. В. Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) Рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения Родился 16 ав­густа 1887 г в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закон iconДокументы
1. /Краткий курс лекций.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов