\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного icon

"можно" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного



Название"можно" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного
Дата конвертации01.07.2012
Размер374.8 Kb.
ТипДокументы

Жеденов Николай Николаевич. ЦГИА СПб Псковская 18 : (812) 569-27-386 ; 225-1-10783 .


Из http://zt1.narod.ru/jedenov1.htm. -


Линев Д.А. [Дмитрий Александрович 1853-1920] (Далин), Не сказки. [Очерки]. СПб 1895. БАН 1895/1039. Раздел 1-й, очерк 4 "Дети деревни" (цитирую со стр. 43) .. Бедные дети деревни! Они, эти будущие "поильцы" и "кормильцы", эти будущие пахари и плательщики, могут беспрепятственно и замерзнуть, как щенки, и протянуть ноги от голода. Где ТО деревенское учреждение, в которое могла бы постучаться несчастная Прасковья со своими голыми и голодными малютками? Где ТО благотворительное общество, которое поставило себе целью - помощь бедствующим деревенским детям? Всё в городе и для города, и ничего в деревне и для деревни. Деревенской, даже детской нужде некуда постучаться. Точно деревенская нужда - не нужда, точно деревенские дети - не дети. Сколько филантропов и филантропок в городе, сколько всевозможных благотворительных обществ, убежищ, приютов и школ в городе, а в деревне - только беспомощность, безысходность, только право "протянуть ноги" .. (с.43-44).

Гл. Утопия, а не решение вопроса.

Я видел хорошего человека [ Жеденова Ник.Ник. ] и несколько часов подряд слушал его хорошие речи. Он говорил о деревенских сиротах, о необходимости призреть их, образовать и воспитать, говорил что из них следует приготовить пионеров в деле распространения в деревне сельскохозяйственных знаний и больше всего горячо убеждал, что все это не только должно сделать, но и можно... без гроша денег. И вот пока хороший человек [ Жеденов Н.Н. ] говорил о том, что должно, я слушал его с самым полным, с самым горячим сочувствием; но как только он принялся убеждать, стал доказывать свое "можно", "можно без денег", "без посторонней помощи", я стал испытывать какое-то странное чувство не то грусти, не то досады. В речах хорошего человека [ Жеденова Н.Н. ] на тему "можно" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного...

Это было в вольно- экономическом обществе. За длинным столом, за которым могли бы поместиться сорок, пятьдесят человек, сидело всего человек десять членов этого почтенного учреждения. Две дамы, один офицер, один студент и два журналиста составляли "публику". Именно перед этой очень уж небольшой аудиторией и говорил хороший человек [ Жеденов Н.Н. ]. Он говорил, имея перед собой целую кипу тетрадей и записок, говорил лихорадочно, то и дело перебегал от одной тетради к другой, и, очевидно, тщетно старался быть кратким. Он явился в вольно- экономическое общество из Саратовской губернии, явился с результатом своих многолетних дум и однолетнего практического опыта, явился с верой и надеждой...

Признаюсь, мне прежде всего жаль стало этого доброго человека и стыдно за наших радетелей о народном благе. Вот, подумал я, самое неопровержимое доказательство, до какой степени еще ничтожен в нашем интеллигентном обществ интерес к вопросам деревни.
И мода теперь на деревню, а все-таки дело ограничивается больше только словами. Ну как, казалось бы, не заинтересоваться докладом саратовского филантропа? Разве самое заглавие доклада ("Общественное призрение в связи с вопросом о сельскохозяйственном и кустарном образовании") ничего не говорило о важности предмета, о многообещающей постановке вопроса? Общественное призрение связывалось с вопросами образования деревни, - образования сельскохозяйственного и кустарного... И что же? На газетные анонсы из всего петербургского общества обратили внимание только 4 - 5 человек, а на специальные извещения вольно- экономического общества из всех его проживающих в Петербурге многочисленных членов откликнулись едва десять человек!..

Пусть доклад оказался, в конце концов, не выдерживающим критики, утопичным; но как, спрашивается, было им не поинтересоваться, не полюбопытствовать?

Бедный докладчик!

А он-то надеялся на Петербург... приехал в него из-за 1,700 верст... Он так верил что наш общество живо интересуется не одними только помещичье- деревенскими вопросами и нуждами...

Хороший человек говорил почти исключительно о деревенских сиротах и уже этим, собственно говоря, значительно ослабил значение своего доклада. Сироты - только часть целого, - того целого, которое представляет собою бесприютное и беспризорное детство вообще. Положение этого детства, конечно, ужаснейшее. И является оно таким главным образом потому, что, как я уже иллюстрировал это в очерке "Дети деревни", наша деревня вообще и дети её в особенности - почти совершенно обойдены общественною благотворительностью. И гибнут в ней многие десятки тысяч детей, исключительно благодаря беспризорности и беспомощности. И, конечно, устранение последней является делом не только христианской любви, не только делом простой элементарной гуманности и человечности, но и самой вопиющей государственной и общественной необходимости. Необходимо не только призреть бедствующих деревенских детей, но и воспитать их, образовать из них полезных деревенских тружеников. Но, увы, необходимость необходимостью, а зло продолжает существовать почти во всей своей неприкосновенности. Для борьбы с ним нужны прежде всего деньги, а их-то у деревенского интеллигента очень мало, - настолько мало, что сплошь и рядом их не хватает у него и для взноса процентов в дворянский банк. Купец благотворит больше в городе, в городе же и всякая другая филантропия, не исключая, конечно, и акробатствующей, которой в деревне прежде всего не перед кем акробатничать.

И думают добрые люди думу, делают попытки, хватаются за всякую соломинку ...

И вдруг - спасительное открытие: не нужно денег, можно и без посторонней помощи... Открытие сделано в деревенской глуши Саратовской губернии, там же демонстрировано и для окончательного признания принесено на берега Невы.

Перед нами в лице хорошего человека [ Жеденова Н.Н. ] сам творец этого открытия.

Послушаем же его:

- Должно, - говорить он, - повсеместно в империи учредить сельскохозяйственные приюты для детей в возрасте от 1 года до 16 лет. В этих приютах дети-сироты, кроме призрения, т. е. помещения, хлеба, одежды и обуви, должны получать одновременно сельскохозяйственное и ремесленное образование. Они должны обязательно обучиться всему, в чем крестьянин может иметь нужду: они должны, таким образом, обучиться не только полевому хозяйству и огородничеству, но и уменью шить сапоги, платье, шапки, приготовлять сбрую, делать колеса, сани, брички, быть плотниками, столярами, кузнецами, и пр., и пр. Для всего этого каждый приют должен заключать в себе 64 питомца обоего пола, должен иметь 74 дес. земли (27 дес. озимого и 47 дес. ярового), должен иметь смотрителя, смотрительницу, работника и работницу. Такие приюты будут и образцовыми фермами, и складами для продажи земледельческих орудий (ZT. то есть делать деньги и на торговле), а их питомцы не только не погибнуть в нищете и пороках, но и явятся энергичными борцами против народного невежества, деятельными пионерами в деле распространения в народе сельскохозяйственных знаний.

А вот и самое "открытие":

Все эти приюты (а их должно быть сотни, тысячи в России) могут быть устроены и существовать без всякой посторонней помощи, без всяких денежных затрать со стороны государства, общества и частных лиц. Они могут содержать себя исключительно только собственными силами...

Да, не удивляйтесь, читатель: именно собственными силами. Дети от 1 до 16 лет, т. е. грудные дети, младенцы и малютки (ZT. тут Линев почему-то забывает о 10-16-летних, а у А.С. Макаренко были и 20-летние), по решительному уверению саратовского филантропа, могут сами себя прокормить, одеть, обуть и оплатить труд своих смотрителей, смотрительниц, работников и работниц.


[ "Учительская газета" 15.03.1947. ТАК РАБОТАЕТ КОЛЛЕКТИВ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КАРДЫМОВСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ (http://zt1.narod.ru/malyavk1.htm) .. Основное хозяйство Кардымовского детского дома держится на воспитанниках пионерского и комсомольского возрастов. Пионерам и комсомольцам при случае дают понять, что они - в известной степени кормильцы детского коллектива, что на их руках - несколько десятков малышей, младших "братишек" и "сестренок" .. ].


Линев продолжает. - Допрашиваем автора этого открытия:

- Прежде всего, откуда вы возьмете земли для приюта? Ведь ее нужно купить или у кого-нибудь выпросить.

- Зачем купить и выпрашивать? - удивляется он. - Приютам, как я подробно поведал, должно быть предоставлено опекунское право над всеми деревенскими сиротами. В силу этого к приютам переходят и земельные участки, остающееся после родителей призреваемых. Земля, стало быть, есть.

- А рабочий скот, инвентарь?

- Опять таки они остаются после родителей призреваемых. Приют получает их в свое распоряжение, отвечает за них перед сиротами, даже снабжает их по выходе их из приюта, взамен погибшего и старого инвентаря, новым.

- А пища?

- Приют имеет 27 дес. озимого и 47 дес. ярового, имеет огород, имеет молочное хозяйство...

Но позвольте, видь землю-то нужно еще обработать, нужно ведь еще вспахать, посеять, сжать, смолотить... Кто же это все будет делать.

- Дети.

Мы, конечно, изумлены.

- 13-ти-летние дети, - спешит успокоить нас саратовский филантроп, - поверьте мне, отлично пашут, жнут и косят. Нужно видеть, с какой гордостью они это делают.

Пожимаем плечами и продолжаем допрашивать:

- А одежда, обувь?

- Все свое. Конечно, все из грубого материала, но все свое. Дети сами ткут, вяжут, шьют, всё, всё дети сами делают.

- А кто же кормит и ходит за годовалыми и двух- трех- годовалыми детьми?

- Да дети же, всё дети…

- Ну, а за детьми-то, за всеми 64 детьми в приюте кто же смотрит? Кто за ними-то ходит и воспитывает?

- Смотритель и смотрительница.

- И только?

- И только.

- И ничего, все благополучно?

- Благополучно. Не забывайте, что в приютах мальчики с девочками воспитываются вместе, а это одно уже замечательно благотворно влияет: девочки становятся менее сантиментальными, а мальчики менее грубыми.

- Но кто же учит детей? Как они успевают одновременно всему, всему научиться? Кто же жалование платит, хотя бы только смотрителю со смотрительницей и работнику с работницей?..

И хороший человеке, которому, по-видимому, надоели все эти наши сомнения и недоумения, сразу нас побивает:

- Я говорю, - заявляет он, - не о том, что может быть, но утвердительно и основываясь на том, что уже есть. На тех самых основаниях, на которых я доказываю свое "можно", "можно без посторонней помощи", уже существуют в Камышинском уезде 4 приюта. Мой проект имеет за собой, следовательно, свидетельств опыта.

И мы выслушали очень подробное сказание об этих чудесных приютах.

- Они не только существуют, - горячо просвещал своих немногочисленных петербургских слушателей саратовский филантроп, но достаточно заявили о себе. Воспитанники их фигурировали с приютскими изделиями на саратовской сельскохозяйственной выставке, и приюты удостоены за свои изделия наградой... Воспитанники приюта фигурировали и перед областным сельскохозяйственным съездом и вызвали полное одобрение...

- А давно существуют эти приюты? - Позволили мы себе осведомиться.

- Нет, только еще второй год.

- Ска-жите... - изумляемся мы невольно. - Только второй год - и уже успели обучиться, приготовить, на выставке побывать и перед областным съездом заявить себя и награду получить...

- Я говорю о том, что есть. Поезжайте в Камышинский уезд и убедитесь. Кроме того, приюты удостоились внимания и других известных лиц и учреждений, между прочим, - и саратовского губернского земства...

- А местное земство, камышинское, как заявляет себя по отношению к ним?

- К сожалению, не сочувственно: оно не хочет их знать.

- Почему же?

Ответа нет.

И мы узнали еще от автора удивительного открытия, что приютами, призванными между прочим приготовлять пионеров для распространения в народе сельскохозяйственных знаний, должны управлять отнюдь не образованные люди.(см. и файл http://zt1.narod.ru/ziazm.htm)

- Мы пробовали иметь и образованных смотрителей, и принуждены были отказаться от них. Образованные смотрители и спят долго, и удобства им нужны... тогда как смотрители из простых совершенно отвечают своему назначению.


http://zt1.narod.ru/doc/drapkina.doc Драпкина Изабелла Марковна. О педагогах-самородках // Детский дом РНБ П28/104 1929,6 с.19-23. ZT. "Великие педагогические учёные", a la В.Н. Сорока-Росинский, с треском проваливались = садились в лужу ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ), а в эти же года простые, безо всякого педагогического образования, рабочие строили замечательные интернатные подростковые учреждения.

]


Далее уже оказалось, что "можно, но не вполне".

Оказалось, например, что камышинские приюты получили свое существование при особенно благоприятных обстоятельствах: основавший их филантроп - местный земский начальник (ZT. сам Н.Н. Жеденов), который и мог и может оказывать на крестьян известное давление... крестьяне приговорами своими многим приюты эти снабдили; затем основатель их привлек к ним и частные пожертвования; оказало субсидию и губернское земство, и т. д., и т. д.

Посторонняя помощь, стало быть, была и есть, а Америки новой... почти никакой. Я говорю "почти", потому что младенцы-пахари, младенцы-косцы (ZT. Линев опять забывает о 10-16-летних; почему не до 20 ?) и многие другие чудеса жизни, образования и воспитания в камышинских приютах все-таки составляют "открытие". Но, конечно, оно оказалось слишком недостаточным, чтобы вольно- экономическое общество откликнулось на горячий призыв саратовского филантропа и исполнило его просьбу "не дать умереть его детищу", - его средству против беспомощности деревенских сирот и против народного невежества.

Петербург, в который он так верил и на который, очевидно, так надеялся, не только встретил его неприветливо, но и проводил не сочувственно...

А между тем г. Жеденов (фамилия филантропа) - несомненно добрый человек, человек искренно преданный делу помощи и образованию деревенских детишек, во всяком случае немало для них поработавший в Камышинском уезде. Он только замечтался, смешал немного фантазию с действительностью, возвел нечто случайное, непрочное в общее правило, в фундаментальное...

Дети, хотя бы и деревенские дети, от 1 до 15 -16 лет (ZT. почему не до 20 ?), слишком плохие кормильцы и поильцы. Что бы ни говорил г. Жеденов, а этих детей, раз они почему-либо лишены естественного попечительства - родительского, должно содержать и воспитывать общество. И незачем истощать их неокрепшие (ZT. бедные и разнесчастные: кофе утром пили - ну безо всякого удовольствия!) физически организмы (ZT. этих, то есть, деток-конфеток = этих цветочков и 2 руки) в попытках преждевременного превращения их в работников. (ZT. Да, до 18, нет - до 20 лет эти цветочки и 2 руки = эти детки-конфетки должны быть только супер- потребителями без удара пальца о палец).


Линев = один из масс- с-соловейчиков конца 19 в., продолжает. - Эти попытки (ZT. Н. Жеденова), да еще возведенные в общее правило, - прямо-таки нехорошие, вредные попытки…

И нечего ослаблять ими значение жгучего вопроса о бедствующей деревенской детворе.

Его необходимо разрешить, и разрешить как можно скорее на почве не камышинских "чудес", а на более реальных, более прочных основаниях. Земледельческие приюты, земледельческие колонии, без сомнения, вполне целесообразное лекарство против страшного зла; но для них, прежде всего, нужно много, много земли, много, много живого и мертвого инвентаря, много, много всяких других затрат, а стало быть, нужны деньги, деньги и деньги...

Кто их должен дать?

Конечно, общество.

А заставить общество дать, раз один только нравственный закон бессилен в этом случае, должен, очевидно, закон писанный, особый, специально на этот предмет изданный.

А пока остается пожелать, чтобы в нашу многомиллионную деревню проникла хоть частная благотворительность, чтобы нужды деревенской бедноты вообще и деревенского детства в особенности удостоились внимания и столичной, и городской филантропии и чтобы всякий частный почин в деле организации этой помощи не знал никаких канцелярских тормозов…


--


[ Жеденов. Н.Н. ] Общественное призрение в связи с вопросом о сельскохозяйственном и кустарном образовании. Доклад Н. Н. Жеденова в Собрании 1-го Отделения Императорского Вольно-Экономического Общества, 27-го января 1894 года. РНБ 18.182.4.423. БАН 1894/7515. Отт. Из Трудов Вольного экономического общества 1894,5. РНБ 3/2836 и ВЭО 42 1/1-4.


Мм. гг. Ежегодно увеличивающийся сельский пролетариат побуждает усиленно изыскивать меры к его прекращению. Довольно большой его процент дают крестьянские сироты, экономическое положение которых настолько тяжело, что давно требует самого серьезного к себе отношения.

В очень редких случаях вдова продолжает самостоятельно вести полевое хозяйство, особенно при отсутствии взрослых подростков; наем же батрака сопровождается настолько стеснительными условиями, что при забитости русской женщины вообще, даже и при наличности к тому средств, является для вдовы крайне нежелательным. В то же время со стороны мира отношения к сиротам далеко не симпатичные. Прежде всего замечается стремление к пополнению недоимок умершего сочлена из имущества сирот, хотя бы ценою даже разорения, и затем совершенный отказ вдове в наделе землею даже при отсутствии недоимок, из-за боязни одной только возможности их. Если при помощи администрации и удается вдове возвратить надел, то последний обязательно уменьшается сходом в размерах. Происходит это от слишком большого влияния на мир его эгоистических элементов - так называемых мироедов, стремящихся к возможному увеличению собственных наделов - хотя бы за счет благосостояния своих однообщественников, и отнимающих у сирот их земельные души под благовидным предлогом уменьшения тягла, сообразно уменьшившейся трудоспособности семьи с потерею главы ее. Между тем бОльший размер надела дал бы возможность вдове вырученною за часть надела арендною платою принанять батрака для обработки остальной части земли. Лишенная оборотного капитала, осиротевшая семья не в состоянии выполнить лежащую на ней тяготу бездоимочно, и, при следующей же раскладке, лишается, теперь уже на вполне законном основании, - за недоимку, - и остального надела. Лишившись полевой земли, семья обрабатывает лишь усадебную землю под овощи, а хлеб добывает себе нищенством. Круглые же сироты не имеют возможности добывать себе даже овощей: их родительский домик или продается вместе с родною усадьбою за недоимки, или заколачивается наглухо, а сами сироты летом нанимаются, из-за хлеба и в лучшем случае еще пары худых сапог, погонщиками, подпасками, няньками, а зимою бродят, нищенствуя, из одной деревни в другую. Ночуют они иногда у опекунов, у родственников, а большей частью в различных нищенских притонах, воспитываясь в них в ненависти к обществу и с малых лет предаваясь порокам и разврату. В стремлении своем к легкой наживе стекаются они в город, страшно увеличивая числом и без них солидный городской пролетариат. Нормально ли, однако, такое явление и как смотрит на него закон? Закон, мм. гг., обязывает сельские общества к принятию нищенствующих, особенно детей, на свое содержание. Если же он не имеет практического приложения, то только потому, что между законом и жизнью лежит огромная пропасть, перейти которую оказывалось пока невозможным. Пропасть эта - отсутствие денежных средств. В последнее время стали, впрочем, перекладывать через нее жиденькие мостки в вид учреждения различных домов трудолюбия, приютов и т. п., но они могут существовать лишь при постоянном ремонте их посредством сбора различных пожертвований, и не в состоянии выдерживать напора всех нуждающихся в призрении, и, кроме того, слишком шатки, благодаря ненадежности устоев, на которых покоятся, в виде той или другой степени энергии лиц, стоящих у кормила благотворительных учреждений; при малейшем же неблагоприятном течении ветра мостки эти разрушаются. При дружной, однако, работе государства и общества можно с успехом засыпать эту пропасть и тем не только поддержать падающее экономическое положение сиротствующих крестьянских семей, но даже и поднять таковое, дав им более средств для борьбы за существование, в виде улучшенных знаний по сельскому хозяйству и ремеслам. Последнее стало теперь злобою дня, а между тем ни у правительства, ни у земства не имеется вовсе сил для быстрого поднятия упавшей народной сельскохозяйственной культуры, так как для учреждения сельскохозяйственных и ремесленных школ в сколько-нибудь значительном для поднятая культуры количестве требуется огромная единовременная затрата (ZT. первоначальные инвестиции) и значительные (ZT. текущие) расходы на постоянное содержание. Со сторон же крестьянских не только не встречается содействия к развитию сельскохозяйственных школ, но даже антипатия, как, напр., доказывает это приговор одного сельского схода в Сызранском уезде о прекращении преподавания в школе бездельного, по мнению крестьян, садоводства, так как землю копать они и сами сумеют, а нужна им только грамота.

Тот балласт, которым можно засыпать пропасть, мешающую закону о призрении исполнить свое назначение, и который может оказать услугу и в деле кустарно-сельскохозяйственного образования, - это детские земледельческие колонии.

Мысль о них поднималась уже давно, и еще в 1775 году знаменитый педагог Песталоцци основал в Швейцарии первую земледельческую колонию для не имеющих пристанища подростков от 10 до 18 лет, которые, по мысли основателя колонии, должны были изображать из себя работников заведовавшего фермою смотрителя, и, при содержании себя на продукты от сельского хозяйства, еще и учиться рациональным приемам последнего. С легкой руки Песталоцци Швейцария в короткий срок покрылась сетью таких колоний. С нее пример взяли другие государства, особенно Голландия, в которой, по мысли губернатора Ван-дер-Боша, было учреждено благотворительное общество, задавшееся целью посредством земледельческих колоний призревать неимущих всякого возраста. В 1826 г. в местечке Дренте в такой колонии призревалось 3.233 детей. В последующие годы число детей уменьшилось до 200, уступив напору массы взрослых нуждающихся, занявших их место. Содержание призреваемых в этих колониях не окупалось их работами и требовало членских взносов, равно как и во всех других колониях, развившихся по Германии, Италии и Англии, за исключением, однако, Франции, впервые приспособившей колонии к пенитенциарным целям. Некоторые французские колонии для малолетних преступников были поставлены так хорошо, что содержание их совершенно окупалось, вместе с большими довольно расходами на администрацию, исключительно продуктами [ собственного ] сельского хозяйства.

В России вопрос об учреждении земледельческих колоний для призреваемых был поднять Н. А. Крыловым, коим в Собрании 3-го Отделения Императорского Вольного Экономического Общества 24 ноября 1890 г. прочитан был доклад "О сельскохозяйственных колониях в связи с прекращением нищенства" { ZT. Крылов Н., Сельскохозяйственные колонии. - [1890] NLR Шифр 18.294.1.383. (Отт. из: Труды имп. вольного экономического общества СПб 1890, № 5-6 стр. 105-116) }; г. Крылов предлагал потребные для содержания дома трудолюбия пищевые материалы добывать трудом призреваемых путем обработки в летнее время земли. Такою постановкою дела г. Крылов надеялся достигнуть возможности трудом рабочих лиц из числа призреваемых содержать и неспособных к труду, в том числе и детей, эксплуатируя последних только на ремесленные изделия. Он полагал вполне возможным учредить такие колонии в каждой волости, и для учреждения и заведования такими колониями выработал даже устав особого благотворительного общества. Для разработки вопроса избрана была комиссия, о результатах трудов которой сведений в моем распоряжении не имеется.

Описанные попытки к учреждению земледельческих колони и формы их имеют те нежелательные особенности, что они по отношению к молодому поколению преследуют или образовательные цели, и, между прочим, цели призрения, или же цели исключительно призрения, без образовательных. В первом случай они избегают приема детей моложе школьного возраста, а во втором призревают таких лиц, кои являются для колонии постоянным только бременем, без возможности извлечь из них пользу даже в будущем, и, притом, по преклонному возрасту своему, не способных к развитию. Благодаря этому, такие колонии совершенно не могут существовать без посторонних средств на их содержание. В то же время земледельческие колонии из взрослых лиц на время полевых работ не будут постоянными в своем составе вследствие того, что летом каждый, способный к физическому труду, может найти себе работу; и если подобного рода лица и будут находиться в колониях, то только из категории ленивых, или проживающих в колонии временно, на случай безработицы. Большинство же способных к труду членов колонии представят из себя отбросы деревни и города, изленившиеся, спившиеся, склонные к порокам, держать которых в порядке можно лишь - или развитием в них умственных понятий, что вряд ли возможно в короткий срок, или же поддерживая дисциплину достаточно суровыми мерами, что вряд ли желательно… Иное дело дети: как мягкий гипс в руках скульптора, дадут они любые формы, - смотря по желанию ваятеля. Отлагая, поэтому, в сторону вопрос о призрении взрослых, коснусь лишь наиболее беспомощных в этом отношении - детского возраста. По отношению к ним можно достигнуть такого положения, что они будут содержать себя сами, без сторонних источников и, кроме того, не только не упадут в экономическом своем благосостоянии, но поддержат его status quo и даже получат более сил к ведению самостоятельной борьбы за существование, в виде большего, против массы, развития и образования, которым, оставаясь среди этой же массы, наделят и ее.

Не более полувека тому назад, когда ни фабричная, ни торговая жизнь не были еще так развиты, крестьянство обходилось всем решительно необходимым для жизни на месте: рубахи и сарафаны ткались из конопли и льна собственного посева, полушубки, поддевки и валенки добывались от собственного овцеводства; о покупке же хлеба, мяса и овощей не имели и понятая. В некоторых глухих местах и по всей даже области, как Сибирь, крестьянство продолжает жить по прежнему обычаю, добывая и производя все для себя потребное собственными силами каждой семьи - так неприхотливы крестьянские требования. И только в последнее время ситец стал вытеснять холст, фабричное сукно - кустарное, щегольской сапог - лапоть, а чай - молоко. Материалы эти не могут быть получены дома, и потому крестьянин, к несчастью своему также следующий за модой, принужден добывать их променою на хлеб. В прежнее время хлеб ему нужен был только на пропитание и на уплату повинностей; теперь же, кроме того, - на одежду, на обувь, и даже на пищу, расходы на каковые во много раз превышают повинности. Хлеб стал усиленно сбываться даже по цене, не оплачивающей труда крестьянина; в то же время культура его хозяйства не только не поднялась, чтобы излишними доходами пополнить недостающее для новой жизни, но даже упала, и в результате - его разорение.

Вследствие этой именно причины и труднО содержание сирот в городских приютах, где большею частью носят они одежду дорогую, едят пищу, не соответствующую интенсивности их труда, и работают не так продуктивно, как это могло бы быть, если бы жизнь их была поставлена на совершенно крестьянскую ногу. Если мы соберем в одну земледельческую колонию детей разных возрастов в соответствующей пропорции и обратим труд детей на обработку земли и добытых с нее продуктов, то, если не добьемся возможности для детей самостоятельного существования, то уменьшим расход на содержание их до ничтожных размеров.

Мною уже сделаны вычисления ежегодных потребностей для приюта, при штате питомцев в 64 человека, в возрасте от одного года до 16 лет включительно и обоих полов поровну (ZT. А.С. Макаренко был против соотношения "обоих полов поровну", но за учреждение преимущественно мальчишечье с 25 % девочек, чи наоборот).

На пищу для их требуется:

(ZT. пропускаю расклад- численное)

Все изложенное можно добыть с земли, путем ее обработки силами самих питомцев, и от побочных отраслей сельского хозяйства, как скотоводства и птицеводства, без всякой необходимости покупать на стороне.

Наиболее трудною и притом главною работаю в деле сельского хозяйства является пашня. Она была бы даже невозможною для юных сил 15-ти - 16-ти-летнего возраста при примитивном способе ведения хозяйства, так как за тяжелой косулей гнется спина даже взрослого крестьянина, но при помощи науки, рекомендовавшей употребление плугов, конструкция которых доведена до такого совершенства, что избавляет плугаря ходить даже за плугом и низводит расход его сил на управление плугом до минимума, пашня [ как процесс ] не составит никакого затруднения даже для мальчиков 12-летнего возраста. Главное внимание должно быть обращено лишь на качество и количество плугов, и на потребное для них, и соответствующее корму, количество (ZT. потребного для процесса пашни) скота.

Для получения указанного количества хлеба и других продуктов придется обработать земли:

(ZT. пропускаю расклад- численное)

Полагая в приюте лишь 4 двухлемешных плуга, с производительностью по одной десятине в день на плуг, при 12 пар быков и 6 запашниках, найдем, что озимое поле может быть обработано в 1 дней и засеяно в 5 дней - сроки более чем достаточные. В тех же местах, где произрастает яровая пшеница, обработка поля под хлеб разделится во времени на два срока и таким образом облегчит работу вдвое. Что же касается засева 20 десятин под просо, гречу, картофель и коноплю, то это займет не более 5 дней, что при разновременности посева указанных растений не составит для колонии ни малейшего затруднения. Для правильного сева необходимо ввести в обиход колонии рядовую сеялку, с помощью которой достигается большая продуктивность работы, чем ручным способом. Для обработки поля в приведенном штате питомцев имеем 4-х плугаторов 15 и 16-летнего возраста и 10-ых погонщиков до 14-летнего возраста, зауряд исполняющих такие же полевые работы в крестьянстве. С помощью же улучшенных земледельческих орудий и более сильных пород скота, труд их можно сделать даже приятным.

Несколько иначе представится уборка хлеба. При хорошем урожае для съема хлеба серпом мы имеем в распоряжении своем 16 жнецов от 13 до 16 лет при 8 помощниках 11 и 12-летнего возраста. Степень продуктивности их работы можно определить по 3 десятины в день, так что весь хлеб уберут они только в 18 дней. При одном озимом посеве срок этот долог, в виду возможности осыпки хлеба при сухой погоде; при посеве же кроме ржи еще и яровой пшеницы, в следствии более позднего созревания яровых хлебов, срок является совершенно достаточным. При плохом урожае, когда хлеб снимается косою, рабочая сила представится у нас в лице 8 косцов 13-16-летнего возраста, 8 вязальщиц и 8 сгребальщиков. Съемка хлеба, благодаря бОльшей быстроте при работе косою, совершится в тот же срок. Мальчики указанного возраста работают косою средних размеров вполне свободно, и хотя косьба составляет довольно трудную работу, но не невозможную для приюта.

Машины необходимо применить в колонии и к молотьбе хлеба, так как при ручной молотьбе - цепями и катками, кроме утомительности и нечистоты работы, ручная молотьба отнимает своей медлительностью крайне необходимое для остальных полевых работ время. Двуконная молотилка с соломотрясом и приводом к веялке будет достаточною для определенного нами размера запашки колонии. В работе этой могут принимать участие питомцы даже от 10-летнего возраста.

Для остальных полевых работ всевозможные приспособления, в виде окучников, лущильников и пр., не только облегчат их, но и дадут возможность поставить хозяйство приюта на рациональную почву.

Что же касается овощей, то таковые свободно добудутся с 0,5 десятины огорода. Распашка последнего совершается плугами, а остальная обработка вместе с дальнейшим уходом - силами детей 10-12-летнего возраста, и особенно - женского элемента. Посадку растений надлежит совершать правильными грядами, дающими возможность выпалывать их американскими полольниками, а полив - самотеком, с накачиванием воды посредством легкого ручного насоса или же насоса, приводимого в движение ветряною или животною силою.

Таким образом, необходимейшие пищевые материалы вполне могут быть добыты силами самой колонии. Если даже по каким либо причинам, в виде болезни детей или отсутствия средств на приобретение земледельческих машин, часть необходимой работы и не одолевают собственные силы колонии, то таковые части работ могут быть совершены наемным трудом, как это и водится в малосильных крестьянских семьях, нанимающих поденщиков в страдную пору.

С 63 десятин озимого и ярового поля получится соломы не менее 220 возов. Для содержания 12 пар рабочих волов в течении 6 зимних месяцев потребно 144 воза соломы. Следовательно, от всего урожая остается еще 76 возов, могущих идти на содержание остального скота колонии. Для надобностей в молочных продуктах необходимо иметь 3 коровы, на содержание коих в течении 8 зимних месяцев требуется соломы 24 воза. Остальные же 52 воза пойдут на 6 телят и 80 голов овец. С введением же в колонии травосеяния или при наличности лугов приведенный штат скота явится вполне обеспеченным кормом.

С 220 возов корма получится у колонии достаточное количество навоза, могущего идти или на удобрение, или же - в степных местах - на топливо.

Содержанием указанного количества скота колония явится вполне обеспеченною в мясе, шерсти и коже. Полагая, что подрастающий ежегодно приплод будет заменять взрослый скот, могущий пойти на убой, мы получим. - Мяса от 3 быков - 45 пуд. Мяса от 50 овец - 75 пуд. Всего - 120 пуд.

Остальные до потребности 30 пудов получатся колонией от содержания трех свиней, могущих дать по крайней мере 20 пудов мяса, и некоторое количество кур, уток, гусей и индюшек.

От 3 быков колония получит материала не менее как на 30 сапог и башмаков, что на время носки их весною и осенью является совершенно достаточным для детей рабочего возраста. В зимнее время для носки будут более пригодны валенные сапоги, материал на каковые, равно как на свитки, чулки, варежки и проч., получится от собственного овцеводства.

С 80 голов овец при весенней стрижке получим не менее 240 фунтов, а с 130 голов при осенней стрижке не мене 195 фунтов грязной шерсти, а всего 11 пудов, что совершенно соответствует сделанному нами вычислению. От 50 овец получится овчин не менее как на 12 полушубков. В виду же минимальной носки последних в течении трех лет, предполагая, что новые полушубки будут шиться на детей только старшего возраста, явится полная возможность одевать в полушубки детей уже от 9-летнего возраста.

Полученные от земли сырые продукты колония собственными силами должна обратить на свои надобности, а равным образом обходиться в домашней жизни своей также без посторонней помощи.

Женский элемент должен приготовлять пищу, мыть белье, доить коров, стричь овец, ухаживать за малыми детьми, а мужской - кормить скот, чистить хлева и двор, колоть дрова, возить на мельницу хлеб и, вообще, исполнять все хозяйственные работы. Равным образом, и ремесленные [ работы ] должны исполняться колонией, соответственно возрасту и полу обоих ее элементов. На обязанности девочек должны лежать приготовление из конопли пряжи, тканье холста, шитье белья, вязание чулков, варежек, шапок, а мальчики обязаны, в свою очередь, снабжать колонию обувью, как кожаною, так и валенною, полушубками, рукавицами, ложками, чашками, скамейками, столами, фурами, а если возможно, то даже сукном и мелкими слесарно-кузнечными поделками, в виде нарезки винтов, склепки расшатавшихся машинных орудий и т. п. Неприхотливость крестьянского быта, от которого не должна колония отступать ни на шаг, дает полную возможность исполнения самых мельчайших потребностей земледельческой жизни. Зимнего времени для успешной обработки материалов будет совершенно достаточно, чтобы удовлетворить всем потребностям колонии. 8 ткачих соткут холст по 2 аршина в день на каждую, в течении двух месяцев, если будут ткать не более 4 часов в день. При усиленной же работе тканье холста может быть доведено до 8 аршин в день. 30 пар сапог сошьются восемью мальчиками, в течении четырех недель, опять-таки при 4 часовой только работе в день. Остальные же работы - вязанье, столярничанье - будут лишь разнообразить труд детей, исполняясь между прочим.

^ При этом нужно стремиться в малейших деталях экономизировать рабочую силу постановкою жизни колонии по последнему слову науки. Так, например, чистка хлевов облегчается втрое, если полы будут деревянные или каменные, а для очистки их будет употребляться вода из насоса; стрижка овец ускорится в несколько раз, если будет совершаться машинками для стрижки, а не ножницами; шитье белья - швейною машиною; тканье холста - на улучшенных станках, и т. п. Для надобностей полевого, огородного, садового, ремесленного и домашнего хозяйства должна быть введены в употребление всевозможные приборы, могущие служить облегчением в работе и доступные, конечно, силам и способностям питомцев приюта.

[ ZT. Листок из архива Н.А. Лялина. - Н.Э. Фере сообщает о том, что в колонии им. Горького еще в тяжелые 20-е годы колонисты обучались передовым способам ведения растениеводства, огородничества и животноводства. Воспитанники, а что не менее интересно, и воспитатели, - в обязательном порядке сдавали агроминимум. Н.Э. Фере рассказывает о борьбе за внедрение механизации .. Приобретение трактора .. Он же указывает, что добиваясь превращения своего хозяйства в образцовое, колония одновременно оказывала просветительское воздействие на окружающее крестьянство .. ].

Жеденов продолжает. - Прежде чем перейти к реальному подтверждению изложенной мысли, считаю необходимым обратить благосклонное внимание, мм. гг., на то, что урожайность полей колонии мною уменьшена до чрезвычайных размеров, а потребности ее чрезмерно увеличены. В действительности же, при урожай хотя бы сам восемь, труд может быть значительно облегчен как меньшим пространством подлежащего обработке поля, так и по времени, потребном на исполнение работ; так что управиться со своим хозяйством собственными силами не составит для колонии затруднения.


Как показал опыт, устройство детских колоний на началах самостоятельного существования не представляет из себя ничего трудного.

В 1892 году, весною, в четырех волостях Камышинского уезда Саратовской губернии -Тарасовской, Лопуховской, Красноярской и Бурлукской - возник вопрос о том, что делать с сиротами, кормившимися в столовых Красного Креста и с прекращением их лишившимся снова куска насущного хлеба? Тарасовский волостной сход, 9 марта 1892 года, обсуждая вопрос об участи сирот, признал, что назначение на содержание их денежных сумм вызовет необычайно большой расход: на 100 заявивших о нужде своей сирот до 4 тысяч рублей ежегодно, - вдвое более общей волостной сметы, едва выполняемой крестьянами, и, кроме того, при выдач пособия деньгами трудно проследить, чтобы деньги выдавались действительно нуждающимся, так как охотников до пособия явится много; наконец, до малых детей пособия могут и не дойти, оставаясь в карманах их воспитателей; таким образом огромная жертва волости явится бездельною. Опекуны сирот заявили о совершенной невозможности для них содержать детей на собственные средства или даже путем обработки их наделов. Тогда возникла мысль продолжать содержание сирот в столовых Красного Креста, куда обратятся только действительно нуждающееся; хлеб на столовые собрать с общественных запашек, учредив их при каждом селении волости, и в тоже время труд детей обратить на помощь волости по их содержанию. На устройство угла для сирот волость ассигновала 500 р. единовременно, штрафные суммы и третью часть доходов по волостной ссудосберегательной кассе.

Усадьбу для приюта отвело Тарасовское сельское общество в размере около трех десятин, и летом того же года из саманного кирпича было выстроено здание в 18 сажень длины покоем и 4 сажени ширины, заключающее в себе мужскую комнату, женскую, помещение для смотрителей и кухню. Приют рассчитан на 50 человек. (ZT. Последующая практика убедила Жеденова, что для правильной жизни с/х приюту необходимо иметь 80-100 подростков). К нему подстроены необходимый службы: хлева, баня, погреб, сарай и кузница.

Одновременно волостной сход озаботился организацией подлежащего управления приютом, с каковой целью постановил: поручить волостному правлению, заведывающему расходом волостных сумм, на совещания свои по делам приюта приглашать на правах заседателя председателя волостного суда и, в качестве попечителей, всех священников волости, земского участкового врача и волостного фельдшера. Организованный таким образом Совет открыл заседания свои 10 ноября 1892 года, в день торжественного освящения здания приюта, и принял тогда десять круглых сирот обоего пола. Собравшимися на новоселье крестьянами подарены были приюту овцы, куры, гуси, коровы, свиньи, и, таким образом, приют сразу обзавелся хозяйством. Всю зиму дети содержались на хлебе, собранном с 20 десятин общественных запашек при 11-ти хуторах волости, и в то же время обучались шитью, вязанью, пряденью, исполняя все хозяйственные работы исключительно сами, под надзором смотрителя и смотрительницы - мужа с женою. В настоящее время в приюте воспитываются 29 человек детей, следующих возрастов: (ZT. Пропускаю таблицу).

Всего 29 человек.

Из них:

имеющие одного отца 1 (в каторжн. работах).

одну мать 16

не имеющих ни отца, ни матери 12.

Весною 1893 года решено было советом приюта более существенно эксплуатировать силы питомцев. Приобретен был однолемешный плуг системы Эккерта на трех колесах, и 31 марта сироты наглядным образом доказали полную свою способность к обработке земли. Управляли плугом мальчики 13-летнего возраста вполне свободно и с необычайным удовольствием. Результат был совершенно неожидан, почему весною, за отсутствием достаточного количества скота и плугов, было вспахано и засеяно яровыми хлебами только 7 десятин. В то же время на пространстве одной десятины был разбит на целине огород и насажано до 500 корней фруктовых деревьев.

Летом было убрано, кроме косьбы, исключительно сиротскими силами сено с двух сотенников лугов, снятых в аренду за 36 верст от приюта, а осенью скошен, убран и обмолочен не только весь посеянный сиротами хлеб, но даже частью и с общественных запашек. Косьба детьми производилась необычайно охотно, с особенною какою-то гордостью, и поле было у них убрано много чище соседнего крестьянского.

Зимнее время рукодельем, а лето полевыми работами доказали приюту полную возможность существования без посторонней помощи, и с осени 1894 года приют решил отказаться от общественных запашек, хотя не составлявших вовсе обременения для крестьян, так как на долю каждого домохозяина приходилось не более получаса работы, но все-таки вызывавших их неудовольствие.

Отсутствие средств на приобретение рабочего скота и инвентаря, а также отчасти и новизна дела снова задержали полевую работу, почему приют успел подготовить землю под озими в начали уже августа и засеять только 4 десятины. Зато, осенью, получив в подарок на саратовской областной выставке отличной конструкции плуги, приют успел приготовить под пшеницу 1894 года 14 десятин. Кроме того, около 23 десятин будут засеяны овсом, просом, чечевицей, картофелем, коноплею и арбузами. С этим количеством земли приют свободно управится, если только успеет приобрести необходимые ему еще три пары волов и хотя бы один запашник. Хозяйственный инвентарь, кроме плугов, у приюта самый обыкновенный: нет ни запашников, ни сеялки, ни молотилки; с приобретением же таковых не только будет облегчен труд детей, но и самая интенсивность его увеличится.

Уходом за огородом заняты были главным образом девочки, не мало потрудившиеся при поливе, но с нынешнего года полив будет производиться самотеком, посредством двух деревянных помп, что даст возможность обратить освободившееся время на другие работы. Все хозяйственные и ремесленные работы производились исключительно самими питомцами. Хлебом, овощами и шерстью приют обеспечен до нового урожая; конопли, проса и бахчей уродилось у него недостаточно вследствие, во первых, общего по местности неурожая, и отчасти вследствие плохого качества земли; но от первого года земледельческой жизни приюта и нельзя ожидать успеха во всех деталях.

В нынешнем же году приют предполагает добыть сам с земли собственными силами все необходимое, если только удастся ему приобрести потребное количество скота.

В хозяйственных и ремесленных работах он успел уже настолько, что обувью, свитками, полушубками, чулками, шапками, рукавицами, варежками снабжает себя свободно; производство холста и щепное дело (резьба чашек, ложек и пр.) уже начались, и по первым же результатам своим показывают возможность успеха и на этих производствах; столярным и кузнечным работам мальчики серьезно пока не обучаются, дабы укрепиться первоначально в других изделиях, но краткое знакомство и с этими ремеслами не составит затруднения, так как цель приюта составляет не образование ремесленников, но обучение питомцев возможности обходиться в домашнем быту своем без посторонней помощи, почему и малые знания составят для них несомненную пользу.

Что же касается мясной пищи, то весь приплод свой, как рогатого скота, так и овец, приют обращает на увеличен самого состава скота, почему в пищу могут пойти лишь старый скот или мужского пола, а также приплод от птицы, каковой имеется в распоряжении приюта всякого рода в достаточном количестве.

Штат скота в настоящее время таков: лошадей 2, быков 6, коров 4, телят 4, овец 35, поросят 4, гусей 6, кур 40, уток 8, индюшек 2.

В текущем же году от приплода штат скота станет совершенно достаточным для приюта; недостаток будет ощущать лишь в рабочем скоте. Приведенное количество скота может дать достаточное количество навоза для отопления 6 печей приюта, но навоз необходим на удобрение не только огорода, но и полей, почему топливо будет требовать, вместе с расходом на администрацию и освещение, денежных расходов.

Последние составляются из жалованья смотрителю и смотрительнице в сумме 300 р. в год, работнику с работницей (также муж с женою) 120 р., а всего до 600 р. Половину этих сумм приют заработает на учрежденном при нем складе земледельческих орудии и принадлежностей, а остальную часть получит из вышеуказанных источников по сберегательной кассе и штрафным суммам, если только хороший урожай не вознаградит его излишками противу потребности и не даст тем возможности избавить крестьян вовсе от расходов на его [ приюта ] содержание.

На изложенных началах организованы еще три приюта, поотставшие несколько в своем развитая от Тарасовского, но стремящиеся к той же цели - самостоятельному существованию.

Следующий по своему развитию - Красноярский в текущем году также рассчитывает произвести полную запашку, но уборка поля, за слабосилием женского элемента, совершится с помощью наемных рук.

Во всех 4 приютах воспитываются 70 детей. Земли для обработки приюты получают из земельных душ [ паев ] воспитывающихся в приют сирот, каковые для Тарасовского приюта представляются в сумм 100 десятин. Для большего удобства при обработке души [ паи ] сиротские отводятся к одному месту с тем, чтобы со временем образовать из них сплошные постоянные поля.


Кроме земледелия и ремесел дети в приютах обучаются и грамоте. На это в зимнее время назначены только по два часа в день, в том предположении, что за 8 лет школьного возраста питомцы успеют вполне пройти положенный курс для школ грамоты. Счисление преподается даже среди нешумных рукодельных работ (ZT. подражание Песталоцци). Учение и рисование составляют для детей самое любимое развлечение, вместе с пением молитв и народных песен. При приютах производятся ежедневные метеорологические наблюдения, доступные пониманию сирот, по которым они, согласно указаний науки, составляют ежедневные предположения о грядущей погоде, что, если не имеет иногда практического результата, то зато весьма интересует маленьких наблюдателей, являющихся для крестьян предсказателями, и вместе с тем такую сухую науку как метеорология, делает занимательною.


Таким образом, приюты исполняют не одно только назначение как домов милосердия, но являются и рассадниками просвещения в народ, особенно по кустарно-сельскохозяйственным знаниям, и притом в тех только пределах, какие и нужны пока народу. Практически научаясь в приютах улучшенным приемам земледелия, скотоводства и ремесленных производств, воспитанники и вне стен приютов продолжат несомненно ту же культуру, и, таким образом, займутся как травосеянием, удобрением, так и орошением; введут правильное плодосменное хозяйство; будут держать лучший скот, и, во всяком случае, свободно освободятся от многих рутинных приемов крестьянского хозяйства; зимнее время они будут иметь возможность посвятить себя кустарным работам, и, если даже не станут производить изделия для продажи на сторону, то во всяком случае свободно удовлетворят своим семейным потребностям в обуви, одежде, утвари и некоторых земледельческих принадлежностях, так же, как удовлетворяют они этим потребностям в приюте.


Описанные приюты имеют весь характер низших народных сельскохозяйственных школ с интернатом, и рознятся от них только присутствием детей моложе школьного возраста;


что же касается курса обучения, то никто не мешает повысить уровень проходимых в приютах предметов, но только при одном условии, чтобы это не шло в ущерб чисто хозяйственной стороне дела (ZT. позиция А.С. Макаренко была иной);

с улучшением культуры приюта и повышением вместе с тем урожайности полей, явится у детей более свободного времени и более у приюта, вследствие этого, средств к найму учителей. Теперь же учителя приютов получают не более 2 - 4 копеек в час.


Было бы чрезвычайно полезным поучить питомцев приюта землестроению, простейшей механике для лучшего понимания при починке земледельческих орудий, названию вредных насекомых и, особенно, рациональной обработке сырья.

Для местного крестьянства приюты являются образцовыми фермами, на которых крестьяне могут купить прежде всего лучшие земледельческие орудия, семена, экземпляры племенного скота; затем поучиться лучшим приемам земледелия, познакомиться с культивировкой новых растений, что имело место на первых же шагах Тарасовского приюта, питомцев которого одолели крестьяне просьбами снабдить их семенами двухпудовой тыквы, отличных сортов капусты и гаоляна, впервые получившегося на тамошней почве и понравившегося крестьянам тем, что его не нужно обдирать, как обыкновенное просо.

Вернувшись с саратовской выставки сироты привезли подаренные им плуги. Крестьяне поражены были легкостью и дешевизною их, и обратились к местному земскому начальнику с просьбами об устройства им посредничества по приобретению таких плугов, следствием чего и явилась мысль об учреждении при приютах складов земледельческих орудий и принадлежностей. Если казенные заводы откроют кредит приютам, для последних явится возможность приобретать земледельческие орудия и принадлежности из первых рук, что вызовет удешевление цен на них для крестьянина. Равным образом оказало бы большую пользу для народа снабжение приютов на льготных условиях из ближайших казенных ферм племенным скотом, которым в свою очередь могли бы позаимствоваться крестьяне уже от приютов.


Хозяйство приютов поведется хорошо, если для руководства ими по сельскому хозяйству, по мере повсеместного развития таких приютов, будут приглашаемы губернские или уездные агрономы.

Помимо значения своего как школ, приюты окажут на крестьянство серьезное экономическое влияние. Они могут принимать вместе с сиротами на хранение имущества их, продаваемые теперь с торгов за бесценок, с обязательством возврата им [ сиротам ] таких же, и во всяком случае не меньшей ценности. В Тарасовском приюте принята была таким образом на хранение лошадь 8-летнего мальчика Кантемирова. Ее совсем было продали за восемь рублей для уплаты числившихся на отце его недоимок, но недоимки могут смело подождать восемь лет, тем боле, что % на них не нарастает, а через 8 лет мальчик получит из приюта такую же лошадь обратно, и сразу сделается настоящим земледельцем, и с успехом заплатить недоимку.


В приложенном при сем проекте уставе о волостных сельскохозяйственных приютах введен § о снабжении оканчивающих воспитание сирот некоторым количеством мелкого скота, земледельческими и ремесленными орудиями, семенами и некоторым количеством хлеба и одежды, в виде, яко бы, платы за труд во время пребывания в приюте, как это принято в крестьянстве по отношению к приемышам в семьях. Положение это, могущее быть исполнено свободно при правильной жизни приюта, даст возможность питомцу сразу стать на ноги по окончании воспитания, а сельское общество избавит от излишнего пролетария.


Народившиеся в Камышинском уезде четыре сельскохозяйственных сиротских приюта сильно возбудили общественное мнение. Крестьяне, хотя и постановили приговоры об их открыли, но потом стали к ним в недружелюбное отношение, во первых потому, что прошение сиротами милостыни на улиц они признают вполне нормальным явлением, по Божьему промыслу, не видя особенной надобности в изменении участи их, и если постановили приговоры о призрении детей, то, уступая только предъявленным к ним требованиям закона; затем на устройство сиротам угла потребовались некоторые затраты, хотя и не составившие для них [ для крестьян ] обременения в платеже, но все-таки возбудившие в них сожаления о потраченных суммах, и, наконец, с открытием деятельности приютов, сиротские земельные души [ паи ], находившиеся ранее в распоряжении богатых крестьян, бравших их из платежа лишь повинностей, стали поступать в распоряжение приютов, что вызвало со стороны богатых крестьян сильное недовольство.


При этом считаю необходимым отметить то обстоятельство, что все повинности, лежащие на сиротских пайках, с обработкою их приютами подлежат сложению на общем основании, как с земель, принадлежащих богоугодным и учебным заведениям, так что пользование в приютах сиротскими земельными душами не составит обременения для обществ.


Самая организация приютов возбудила массу толков. Идее самостоятельного существования приютов верить никто не хотел, и потому о цели учреждения приютов ходили в народе самые невероятные слухи. Как и во время холерных нелепостей, вымыслы начались от заинтересованных в деле лиц.


Крестьянство наше, особенно в том медвежьем углу, где возникли приюты, блещет своим невежеством. Сперва в народе был слух о том, что нищих детей набирают в приюты с тою целью, чтобы, откормив их там, отвозить затем в Камышин для продажи киргизам.

Затем дьячиха одной слободы объяснила мужикам на престольном празднике под строжайшим секретом, что цель здесь, как дозналась она, иная. - У земского начальника есть где-то имение, и вот он хлопочет набрать больше детей затем, чтобы, научив их ремеслам, отправить потом в свое имение, сделав их крепостными. Слух этот крепко держится и доныне.


Несколько дальше от приютов к ним проявляются уже большие симпатий, хотя много находится недовольных и здесь. С учреждением приютов с рабочего рынка сняты были дешевые сиротские руки, нанимавшиеся на лето подпасками, погонщиками, няньками за пару сапог или платье. Цены на них теперь поднялись, а матери, не отдававшие в приюты детей, даже ссылаются на приюты: "Есть будет нечего, отдам лучше ребенка в приют, чем тебе за такую цену"


... Приюты объявлены были вредным экономическим явлением: камышинская земская управа весною 1893 года не удовлетворила даже просьбу снабдить приюты семенами овощей, присланными ей [ земской управе ] для снабжения школьных хозяйств; фельдшера отказы свои в врачебной даже помощи приютам объясняют негласным запрещением со той же управы.


Зато саратовская губернская земская управа на такую же просьбу о семенах ответила немедленною их присылкою, хотя в то же время отказала тогда в присылке дорогих семян кормовых трав, опасаясь произвести трату на казавшееся ей сомнительным сельское хозяйство приютов.


Осенью 1893 г. приюты экспонировали продукты своего полеводства, огородничества, садоводства и ремесленных изделий на саратовской областной выставке и здесь впервые обратили на себя внимание общества. Последнее поражено было и полевым хозяйством приютов, и их ремесленными изделиями. Областной съезд сельских хозяев юго-восточной России, которому сделан был доклад о жизни приютов, 27 сентября 1893 г. одобрил всю организацию приютов, признав за ними значение низших сельскохозяйственных школ, и постановил ходатайствовать пред правительством о повсеместном их учреждении, а комитет саратовской выставки наградил Тарасовский приют похвальным листом за огородные произведения и большою серебренною медалью за осуществление идеи самостоятельного существования приюта. С того времени симпатии к приютам все нарастают, выражаясь в солидном притоке пожертвований на обзаведение их хозяйственными потребностями.


Не малО влияние приютов и на общественную нравственность. Помимо того, что ряды крестьянства станут пополняться из них нравственно воспитанными, свободными от суеверных понятий земледельцами-кустарями, самим фактом своего открытия приюты сняли с улицы 70 детей, добывавших себе кусок хлеба воровством и погрязавших в разврате по тем нищенским притонам, где они ранее ютились. Дети эти занялись теперь честными трудом.


Матвеев Иван Ник. Санитарн. врач. Общественное призрение в Саратове. Сар. 1898.158 РНБ 58-7/889. С библиогр. с.156-7. Перепечатка из “Саратовской земской недели” №№ 45-47 за 1897 №№ 3-24 за 1898. / Рец. // Вестник благотворительности 1899,5-6 :111-2. / В РНБ еще его 2 санит. кн. Нет ли о Жеденове ? О Жеденове поискать в http://zt1.narod.ru/filantr1.htm, данные по Саратову.

Советов Иван Гаврилович –1909. Помощь детям в Саратове. 1888.18. РНБ 18.293.2.120.


См. также:

http://zt1.narod.ru/jedn1-8.htm

http://zt1.narod.ru/2-jedenv.htm

http://zt1.narod.ru/2-ux-ty.htm


--


Фрагмент из файла http://zt1.narod.ru/zaboty01.htm. - Перепелкин А.П., Историческая записка о 30-тилетней деятельности Московского общества сельского хозяйства и его президента И.Н. Шатилова. – 1890 NLR Шифр 18.268.2.2. NLR Шифр 127/3192 / Орлов В.П., Агроном и лесовод Иосиф Николаевич Шатилов (1824-89). - 1986 (Наши славные земляки) NLR Шифр 86-4/21428. Шатилов (ZT. цитату сверить). – Мне пришлось знакомиться со многими, окончившими курс Петровской с/х академии. Поступая туда из среды, чуждой с/х, молодые выносят много научных сведений, но ни грамма из тех нравственных условий, которые составляют азбуку удачного ведения хозяйства. Им хорошо известны, например, химические анализы питательных веществ, устройство орудий, но они, например, не привыкли рано вставать, их не возмущает брошенное на пашне орудие, или валяющийся под ногами животного корм, или непроизводительно потраченное на данную работу лишнее время ..


Загляните и в: http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc







Похожие:

\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного iconНеизвестная рукопись Никола Тесла
Сша. Много труда было потрачено на обработку переведенного текста, кто работал с компьютерным переводчиком, тот хорошо поймет меня....
\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного iconВпервые в городе
Уважаемые жители г. Александровска! Администрация гимназии приглашает вас посетить выстав­ку образовательных услуг моу "Гимназия"....
\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного iconАлис’ины Приключения в Чудо стране Глава II
Бедная Алиса! Это было самое большее что [это было так много как] она могла сделать
\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного iconИз истории кино
Этого теперь никто не узнает… Судьбу не выбирают, но, как бы она не сложилась впоследствии, оно было, было — это начало. И блеснул...
\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного iconЗаметки инопланетянина
Помню, когда я был совсем маленький и сидел у папы на плечах, вокруг было много народа, все шумели, что–то кричали. Запомнил флаг...
\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного iconКлассный час «Если добрый ты это хорошо» разработан учителем начальных классов Перепелятниковой Л. Г. для учащихся 3-х классов Целевая установка
Здравствуйте! Будем знакомы. Именно так мы говорим, когда хотим познакомиться. Будем знакомы, говорим мы и улыбаемся. Улыбаемся и...
\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного iconВаша цель – говорить много и правильно
«детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышу так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого...
\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного icon«ап это музыкальное интонирование русской поэтической речи»
Уже много копий сломано по этому поводу, много мнений высказано, много истин найдено, похоронено и эксгумировано снова. Загадку определения...
\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного iconВопросы были очень интересными и не раз ставили всех в тупик
Так как желающих показать свои знания было очень много, мы выставили и вторую команду «Дубль»
\"можно\" было так много наивного, так много, прямо-таки не умного, не полезного iconНачнём с нуля
Моделист-конструктор №12, 1985 г. Начало статьи не сохранилось, но скоро будет восстановлено. Там не хватает только вступления, так...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов