Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика icon

Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика



НазваниеН. Л. Леонтьева этикет как малая этика
Дата конвертации02.07.2012
Размер122.75 Kb.
ТипДокументы

Н.Л.Леонтьева


Э Т И К Е Т КАК МАЛАЯ ЭТИКА


Исследовательский интерес к этикету как феномену нравственно-эстетической культуры взаимоотношений людей не ослабевает. Этикет деловых отношений является важным элементом профессиональной стратегии, влияет на репутацию и имидж делового человека. Умение правильно выстраивать деловые коммуникации определяет уровень профессиональной компетентности конкурентно-способного специалиста. Учебные курсы, посвященные современному этикету и этике общения, активно выбираются студентами ВУЗов в качестве курсов по выбору. Это отражает живой интерес студенческой молодежи к проблемам этического обоснования принципов и правил эффективного межличностного и делового общения .

Понять значение и смысл этикета в пространстве взаимоотношений людей без вдумчивого исследования нелегко. В чем специфика этикетного поведения? Чаще всего понятие «этикет» (франц. etiquette – ярлык, этикетка) определяется как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (напр., обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, за столом, в гостях, речевое взаимодействие, манеры и одежда). На первый взгляд, эстетическая функция представляется основной функцией этикетного поведения, ведь этикетные принципы и нормы регламентируют внешние проявления поведения людей. Внимание к внешним формам учтивого обращения с женщиной, представления и приветствия, проведения переговоров, поведения за трапезой, оформления имиджа и т.п. в различных обстоятельствах объясняется тем, что они воплощают общие представления о прекрасном в поведении и внешнем облике человека, отражают его насущную потребность видеть красоту, созидать ее в себе и вокруг себя. При этом эстетическая и этическая стороны поведения связаны между собой. Любой поступок человека обладает одновременно этическим и эстетическим значением, и может быть соотнесен, с одной стороны, с прекрасным или безобразным, а с другой стороны, с добром или злом. Эта особенность восприятия закреплена в этикете.

Этикетные правила обеспечивают поддержание существующих в данном обществе (сообществе) представлений о достоинстве человека, доброжелательности и вежливости. По своей нравственной сути этикет – это своего рода «малая этика».

Как соотносятся этикет и этика? Слова «этикет» и «этика» схожи по звучанию, но различаются по происхождению и смыслу. Слово «этика» имеет древнегреческое происхождение (от «ethos» - нрав, привычка) и относится к нравственной сфере. Этикет – понятие поведенческого характера. Вместе с тем, как явления культуры этика и этикет взаимодополняют друг друга и влияют друг на друга в жизни общества. Нормы этикета, в отличие от моральных норм, условны, они носят характер соглашения о том, каким образом проявить внимание к другим, как не поставить в неловкое положение партнера по общению.
В основу современного этикета положен древний нравственный принцип, известный у многих народов как «золотое правило нравственности», велящее поступать с другими людьми так, как вы хотите, чтобы люди поступали с вами.

Какова взаимосвязь этикета и внутренней культуры человека? Существует мнение, что этикет представляется узаконенной формой лицемерия. Мы будем более объективны в подобных оценках, если обратимся к личностному уровню внутренней культуры как к базовому критерию. Этикетное поведение органично и естественно для порядочного человека, обладающего высокой внутренней культурой. Порядочность является неотъемлемой составляющей этикета. Ж.Лабрюйер указывал на то, что людям быть добрыми недостаточно, «они еще должны казаться добрыми, коль скоро стремятся быть приветливыми, дружелюбными, благожелательными, короче говоря – людьми».

Этикетные правила основаны на этических принципах вежливости, тактичности, порядочности. Вежливое поведение воспитанного человека рассматривается как антипод природного, неуправляемого и грубого. Этикетное поведение деловых людей устраняет скованность, неловкость в словах или действиях, сохраняет личное достоинство и престиж фирмы. Этикет делает приятней нашу повседневную жизнь. Усвоение правил этикета способствует развитию тактичности и эмпатии. Истинная вежливость неразлучна с уважением к личности другого человека и без нее невозможна, справедливо замечает Н.В.Шелгунов.

Этикетные технологии могут осваиваться и применяться также и людьми, эгоистичными и корыстными по своей сути. В таком случае этикет может использоваться как инструмент манипуляции. Лицемер по-разному ведет себя с людьми, обладающими различными социальными статусами. В произведениях Н.В.Гоголя живописно изобличаются различные типы манипуляторов. Манипулятор принуждает себя играть роль порядочного человека. Подлинно вежливый и тактичный человек непринужденно ведет себя в соответствии с высокими стандартами культуры поведения с самыми различными людьми, в любой ситуации. Не имеет смысла обвинять этикет в лицемерии. Причина лицемерия коренится в порочных нравственных устоях личности.

Этикетные требования просты по содержанию, но имеют утонченную форму, что обеспечивает не только ограничение и социализацию, но и одухотворение естественных проявлений индивидов. По распространенности этикетных моделей поведения возможно оценивать добротность утвердившихся в обществе нравов, судить о характере образа жизни в целом. Если ослабление этикетных норм не восполняется соответствующим воспитанием, оно оборачивается, как правило, развязностью и хамством.

Этикетное поведение определяется ситуацией и статусом партнеров по общению. Нормы этикета реализуются в процессе взаимоотношений между неравными по разным основаниям людьми (женщина – мужчина, старший – младший, руководитель – подчиненный). С помощью таких специальных приемов и черт поведения как этикет происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению. Предлагая стандарты поведения различных людей в типичных ситуациях, этикет выполняет важную функцию гармонизации взаимоотношений, позволяет снизить напряжение, достичь взаимопонимания.

Этикет во многом схож с ритуалом. Этикет является выражением нормы обыденных отношений, в то время как ритуал – всегда событие, связанное с перестройкой структуры коллектива.

Этикет – понятие историческое. Этикет как исторический феномен генетически связан с историей становления общечеловеческой культуры. С глубокой древности люди ощущали необходимость установления четких правил проявления взаимоуважения, внимания и почтения к высшим силам и их представителям, природным силам, духам предков, друг к другу.

Формирование этикетных правил связано с эволюцией нравственных отношений и норм. Некоторые стереотипы поведения, которые можно рассматривать как зачатки последующих нравственных отношений и этикетных норм, стали складываться в эпоху первобытной культуры: подчинение старшим, почтительное отношение к женщине (матери), запрет на убийство сородичей, запрет кровосмешения, инициальные обряды, захоронение покойников, соблюдение племенных обычаев.

Поведенческие нормы, предусмотренные какой-либо инструкцией, относятся не к обычаям, а к этикету. Одна из древнейших книг по этикету со сводом правил поведения «Инструкция по поведению» была создана в Древнем Египте около 2350 г. до н. э. Первоначально этикет развивался как дипломатический, затем как придворный. Позднее на основе дипломатического и придворного сформировался гражданский этикет.

В Древней Греции в пространстве взаимоотношений свободных граждан полиса закладывались демократические основы этикета. Знаменитые «семь мудрецов» формулируют свои этикетные нормы: «Почитай старших», «Обуздывай гнев» (Хилон), «Спеши угодить родителям» (Фалес), «О богах говори: они есть» (Биас), «Предпочитай старые законы, но свежую еду» (Периандр), «Ничего слишком» (Солон) и пр. В античном мире высоко ценилась обходительность. Аристотель выделял три рода обходительности: «Первый род – в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй, - когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности, - когда бывают гостеприимными застольниками». Афинский оратор Исократ (436-338 гг. до н. э.) рассуждал о нормах приличия: «Признак изящества – приличие, признак щегольства – излишество».

Исторической разновидностью этикета является придворный этикет. С укреплением императорской власти начали вырабатываться особые правила обращения к монарху, а также нормы регламентации придворной жизни. Правила поведения при дворе монарха были самыми строгими и сложными. Сегодня представляется абсурдным то, что нарушение требований придворного этикета расценивалось как преступление.

Этикет всегда развивается в тесной связи с культурой народа, его национальными и историческими традициями. В буржуазную эпоху этикетные нормы утилизируются, избавляются от излишеств и демократизируются. Этикет постепенно распространялся на различные слои населения, принимая форму гражданского этикета.

В эпоху расцвета средневековья в среде феодалов этикет развивается как детально разработанная нормативная система. В период XI – XV вв. рыцарское сословие имело свой собственный кодекс чести, свод нравственных норм. Принадлежность к благородному сословию рыцарей требовала особого внимания к ритуалам, символам, атрибутам. Рыцарь должен был заботиться о чести более, чем о своей победе. Кроме воинских доблестей, ему предписывались щедрость, учтивость, милосердие. В рамках рыцарского этоса получила развитие куртуазная культура поведения влюбленных. Отношение к даме отличалось утонченной вежливостью и изысканностью. При этом по отношению к людям, не принадлежавшим к рыцарскому сословию, практиковались грубость, надменность и жестокость. Рыцарский этикет постепенно стал основой европейского, т. н. галантного этикета, правил хорошего тона, которые имеют значение и в современном сообществе.

Исторические формы этикета в допетровской России определялись патриархальным жизненным укладом русского народа. Большое значение в жизни русского общества имели патриархальные требования, изложенные в «Домострое». Этот памятник древнерусской письменной культуры XVI в. являлся своеобразным моральным кодексом поведения горожанина, которым он должен был руководствоваться в отношении к светской власти и церкви, семье и своим слугам. В «Домострое» утверждается мысль об ответственности мужа и жены друг за друга, за своих детей, за родителей, за духовное состояние членов семьи, за их материальное благополучие. На основании христианских ценностей даются наставления по воспитанию детей, религиозным ритуалам, свадебным обрядам, ведению хозяйства. Этикет домашней жизни зажиточных горожан основывался на неограниченной власти главы дома. В обществе же была создана строгая иерархия подчиненности: боярину, наместнику царя, самому царю. «Домострой» - это скорее свод нравственных, чем этикетных правил.

В эпоху Петра I поведенческая культура русских людей развивается в сторону европеизации жизненного уклада. Царскими указами предписывались новые внешние формы поведения русских дворян: нормы общения, манеры и западный покрой платья, парики и бритье бороды. Сопротивляющиеся сурово карались, закон предписывал «вылавливать и сводить на Литейную часть и бить кнутом изрядно <…> на звание и внешность не взирать, а также на вопли наказуемого» (царский Указ от 5 апреля 1709 г.). В России издаются пособия по этикету. В 1717 г. по распоряжению Петра I издается подготовленная Императорской Академией наук переводная книга «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Правила этикета различных стран Европы, преимущественно Англии, своеобразно сочетались с русскими национальными обычаями и условиями. Молодые дворяне, знакомясь с этим этикетным руководством, получали советы, как вести себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Например, предписывалось молодым людям дворянского происхождения между собой беседовать на иностранном языке, при встрече со знакомыми «за три шага шляпу снять приятным образом». При этом давались пояснения, почему это следует делать: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван». Книга «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» была востребована русским дворянством XVIII в. При Петре I она выдержала три издания, переиздавалась не раз и позднее. Исторической заслугой этикета, вводимого в уклад жизни общества, является то, что он способствовал развитию общей культуры человеческого общения. Вслед за Р.Эмерсоном можно заметить, что хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований.

В начале девятнадцатого века поведенческая культура высшего дворянства России находилась под сильным французским влиянием. Во время приемов, на званых ужинах, балах и маскарадах было принято говорить по-французски. В среде мелких провинциальных дворян, разночинцев и купцов этикетные изменения распространялись гораздо медленнее. В этой среде еще в начале девятнадцатого века жили по «Домострою». Купечество старалось подражать дворянству в быту и манерах, устраивая богатые дома в столице по последней моде. Однако внутренняя жизнь купеческой семьи шла на патриархальный лад.

Жизнь и быт крестьянства России вплоть до конца XIX в регламентировались патриархальными и религиозными традициями. В народных песнях, пословицах и поговорках отражены неписаные устойчивые правила поведения русского народа, предписывающие уважение к «отцу-батюшке», к «родной матушке», к старшим по возрасту, стили поведения «красных девиц», «добрых молодцев». Ценилось гостеприимство, скромность, трудолюбие, мужество и любовь к родной земле.

Своеобразные представления о хороших манерах формировались в среде городских обывателей – мещан. В мещанское сословие входили ремесленники, мелкие торговцы, служащие частных компаний, прислуга и т. п. Неписаный мещанский этикет влиял на широкие слои русского общества. Мещанское мировоззрение подвергалось насмешкам в литературе и в городском фольклоре фольклоре (см., напр., «Свадьбу» А.П.Чехова).

Революция 1917 г. изменила не только социально-экономическую жизнь в России, но и вторглась в мир этикета. Новая «пролетарская» мораль породила и новые правила этикета. Пролетарский этикет чаще всего исходил из принципа «от противного», в соответствии с революционной идеей – «кто был никем, тот станет всем». Впрочем, радикальная переоценка ценностей, свойственная любой революционной эпохе, имела ограниченный временем и пространством характер.

С выходом новой советской России (СССР) на международную арену, признанием ее международного статуса со стороны мирового сообщества вернулись европейские нормы этикетного взаимодействия. Прежде всего, этикет вернулся в среду советских дипломатов и высших партийных и правительственных функционеров, представлявших интересы России за рубежом. Внутри же страны Советов, прикрытой «железным занавесом», продолжал насаживаться грубый классовый этикет «победившего пролетариата». Этикет советского гражданина 1960-х годов обосновывался нормами «Морального кодекса строителя коммунизма». С течением времени Россия все больше и больше открывалась для контактов. Во второй половине ХХ века общепринятые нормы общения были уже широко распространены среди советских людей и приобретали универсальный для цивилизованных стран характер. После распада СССР, в период перестроечных преобразований 1990-х годов, в России активизируется интерес к этикетным нормам поведения, появляются школы этикета (напр., в Санкт-Петербурге в эти годы первой открылась школа «Политес» при обществе «Знание»), массовыми тиражами начинают издаваться учебные пособия и книги по искусству общения и этикету.

Современный этикет носит демократический характер. Он перестал быть привилегией аристократов, охватывает широкие слои населения, становится гражданским, входит в повседневную практику общения. Сегодня этикет освобожден от крайностей и устаревших формальностей. Выработались принципиально новые формы этикета, основанные на профессиональных особенностях (напр., медицинский, военный, юридический, студенческий и т.п.), на своеобразии тех или иных жизненных ситуаций, на специфичности некоторых сфер жизнедеятельности современного общества. Например, распространение информационно-технических достижений в бытовой сфере вызвало к жизни такие новые виды этикета как телефонный, мобильный, компьютерный. Вербальный этикет является частью культуры речи и объединяет разнообразные словесные формулы вежливости, приличия в ситуациях общения (приветствия, обращения, просьбы, возражения, отказы, благодарность и поздравления и т. п.). Этикет невербального общения включает совокупность жестов и поз, походку и манеры, мимику, визуальные контакты, средства оформления внешнего имиджа человека, акустические, тактильные и ольфакторые (запахи) факторы. Все перечисленные элементы общения попадают под критерии «вежливо/невежливо», «красиво/некрасиво», а, значит, и «этикетно/неэтикетно». На невербальный уровень этикетного общения сильное влияние оказывают национальные особенности культуры. Невербальный язык другой страны полезно изучать наряду со словесным иностранным языком.

Особое значение в современном обществе имеет деловой этикет. Он регламентирует поведение людей, связанных совместной деятельностью, служебными обязанностями. Владение этикетными нормами общения важно для репутации бизнесмена в деловом мире. Совокупность этикетных норм в предпринимательской сфере основана на «правилах честной игры» и называется бизнес-этикетом. Упорядоченностью и строгостью отличаются современный дипломатический этикет и протокол, предназначенный для организации взаимодействия VIP-персон. Деловой этикет в целом ориентирован на широкий круг деловых людей и отличается меньшей формализацией. Неофициальный (светский этикет) упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (семейный этикет, столовый этикет, этикет внешнего вида, поведение в общественных местах, свадебный этикет, церковный этикет, и т д.).

Характерными чертами современного этикетного общения являются вежливость, достоинство, искренность, доверие, целесообразность, удобство, красота, успех. Эти ценности межчеловеческих отношений закодированы в целостной системе словесных и несловесных знаков, каковой предстает этикет.


Литература:

  1. Апресян Р.Г. Этикет. // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М., 2001.

  2. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или Игра по правилам. М., 2002.

  3. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990.

  4. Бондаренко Э.О. Ваш друг – этикет. Изд. 2-е, перераб. Калининград, 2001.

  5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Ростов н / Д., 1995.

  6. Домострой. СПб., 1992.

  7. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. По истории морали. М., 1987.

  8. Разум сердца: мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: В.Н.Назаров, Г.П.Сидоров. М., 1990.

  9. Юности честное зерцало. Репринтное издание. М., 1990.




Похожие:

Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика iconН. Л. Леонтьева этикет как малая этика
Учебные курсы, посвященные современному этикету и этике общения, активно выбираются студентами вузов в качестве курсов по выбору....
Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика iconДокументы
1. /Этика/Этика/Author.txt
2. /Этика/Этика/Конспект.doc
Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика iconПравила этикета действуют в определенной и конкретной ситуации. Этикет большая и важная часть общечеловеческой культуры Выделяют следующие разновидности этикета
Церковный этикет составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека
Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика iconДокументы
...
Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика icon§ Профессиональная этика
Мораль (лат mores — нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей. Теорией морали выступает этика
Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика iconЖивотные Москвы Класс
Обыкновенный еж, европейский еж, европейский крот, обыкновенная бурозубка, малая бурозубка, кутора, малая белозубка
Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика iconIv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139
Константина Николаевича Леонтьева (1831 1891) исследована достаточно полно. В этой связи более значимым и перспективным направлением...
Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика iconДокументы
1. /Этика как она есть..doc
Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика iconЭтика руководителя, культура делового общения. Презентация Павлова Алексея
Этика- (греч привычка, нрав) философская наука, объектом которой является мораль. Это наука об отношениях, существующих между людьми...
Н. Л. Леонтьева этикет как малая этика iconВопр. 45 Правовые и этические основы рекламы и пр 32 Этика pr обращаясь к проблеме этики в сфере коммуникаций, следует различать понятия «деонтология»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов