Дизайн как форма эстетической практикиi icon

Дизайн как форма эстетической практикиi



НазваниеДизайн как форма эстетической практикиi
Дата конвертации02.07.2012
Размер93.12 Kb.
ТипДокументы


Дизайн как форма эстетической практикиi


Дизайнер имеет дело с предметами,

но его цель не предмет, а человек.

Л. Мохой-Надьii


Еще несколько десятилетий назад в нашей стране было широко распространено понятие «технической эстетики» -- науки, изучающей эстетическую сторону промышленного производства, дизайн же понимался как процесс воплощения ее теоретических идей на практике. С того времени роль дизайна в жизни человека несравненно более увеличилась. Сегодня решение задач по эстетизации действительности в условиях развитого промышленного производства отводится дизайну.

С­­­­­­­­мысловое многообразие понятия «дизайн» охватывает большое количество значений. Его корни следует искать в латинском языке, где мы находим слово «designare» – определять, обозначать; итальянское «designо» относилось к рисункам, проектам, основополагающей идее, а современный английский вариант насчитывает около 30 толкований. Дизайн интерпретируют как:

1 – замысел, план или цель; 2 – чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор; 3 – модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция;

4–форму деятельности, проектирование, конструирование, намерение, задумку или разработку. Все эти значения так или иначе входят в современное определение дизайна.

Дизайн понимается как творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования, направленный на преобразование окружающей и предметной среды по определенным принципам, определяющим форму конструируемого объекта исходя из его предназначения, с целью добиться максимальной практичности и удобства для потребителя, удовлетворяя тем самым его утилитарные, социальные и эстетические потребности. Традиционно считается, что функция эстетизации действительности – прерогатива искусства, но это не так. Дизайн также является практикой эстетического освоения мира. Искусство воплощает образы мира в рамках художественной реальности, дизайн же творит и работает непосредственно в мире, поскольку в нем заложена осознанная установка на гармонизацию среды. Он не только изменяет привычные нам вещи по законам красоты, но и целенаправленно создает новые.

То, что будет являться конечным продуктом подобного конструирования – будет ли это архитектурный проект, модель самолета или модная форма секундной стрелки, зависит от вида дизайнерской деятельности: смысловая многогранность дизайна реализуется в многогранности его применения.

Внутри дизайна выделяют несколько основных направлений. Это индустриальный или промышленный дизайн, сопряженный с проектированием и разработкой любых продуктов промышленного массового производства. Графический, относящийся к созданию полиграфической продукции, логотипов и символов. Web-дизайн, занимающийся созданием сетевых интерактивных проектов.
Архитектурный, ландшафтный и средовой дизайн, чья деятельность направлена на оптимизацию внешней среды – природной или архитектурной. Дизайн одежды и аксессуаров и арт–дизайн, создающий концептуальные, элитные объекты, фигурирующие на выставках и созданные по специальному заказу.

К этим основным направлениям прибавляются более частные ветви дизайна, такие как стайлинг – художественная адаптация дизайнером уже готовой формы, ее усовершенствование. Нон-дизайн, организующий процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения и т.д. Фито-дизайн – дизайн с применением живых цветов и растений. Рекламный дизайн -скорее как коммерческое ремесло. Наиболее интересны Футуро-дизайн – прогностический дизайн будущего и Психо-дизайн, стоящий на стыке двух наук – психологии и дизайна. Наука адаптации дизайн-модели интерьера, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности, поскольку окружающая среда способна настраивать на продуктивную деятельность и успокаивать, сосредоточивать или расслаблять, снимать усталость или вызывать раздражение, создавать душевный дискомфорт или способствовать дружелюбной атмосфере в коллективе, влиять на поведение покупателей и служащих.

Каждый из этих видов занимается строго определенной областью и имеет свою специфику, что выражается не только в конечном продукте, его материальном воплощении, т.е. предметной, графической или виртуальной реализации идеи, но и в сущностном подходе к решению поставленных задач. Дизайн это и инструмент, который можно одинаково продуктивно использовать как для манипуляции, так и для гармонизации жизни человека, и гуманизирующая эстетическая деятельность, лишающая вещи и предметный мир бездушности, хаотичности, приспосабливая их к человеку. Если раньше этот процесс опирался на интуицию мастера-ремесленника в каждом конкретном случае, то теперь профессионал-дизайнер, ориентированный на создание красивой, но массовой продукции, использует в своем творчестве достижения науки.

Индустриальный дизайн появился на рубеже 19-20 веков как ответ на «эклектичность и безвкусицу» промышленно производимых товаров. Собственно, возобновление интереса к эстетике в 19-20 веке связано именно с развитием дизайна, поскольку именно тогда вновь стали переосмысливаться такие эстетические категории как красота, гармония, ритма, цвет и многие другие. Именно тогда стало формироваться понимание того, чем же должен заниматься дизайнер, какими навыками и умениями обладать, к чему стремиться. Исторический маршрут развития дизайнерской профессии связан с вхождением мирового сообщество в индустриальную эпоху, с развитием промышленности, появлением новых материалов, новых товаров и услуг, с изменением социального уклада и формированием нового образа жизни, требовавших для себя нового языка, новых образов и форм. И, хотя необходимость преобразований в области производимых товаров уже назрела и обсуждалась во 2-й половине 19 века такими мыслителями как Джон Рёскинiii и Уильям Моррис (1834–1896), первые практические шаги были сделаны только в начале 20 столетия.

В повседневный быт вторгались всё новые и новые предметы, электрические приборы, хозяйственные средства, технические новинки, а инженеры и промышленники методом проб и ошибок искали формы для этих совершенно новых предметов. Совершенно закономерно они приходят к функционализму, когда степень красоты и удобства изделия оценивается степенью соответствия его формы его назначению или функции. Соответственно, идет отказ от стилевых излишеств и украшений, характерных для предметов, производимых вручную. В 1907 году в Германии - одной из самых развитых стран Европы,   архитектор Герман Мутезиус основал производственный союз «Веркбунд», объединявший людей различных профессий – от художников до коммерсантов, понимавших, что успешное продвижение на рынке может быть обеспечено только соединением экономических и эстетических условий промышленного производства, когда качество продукции зависит не только от технических характеристик, но и от мастерства и художественности, с которым она выполнена. Основатели «Веркбунда» были уверены, что вкус массового потребителя необходимо воспитывать, отказываясь от традиционных форм. Благодаря художественным новациям Петера Беренса в лексикон дизайна вошло понятие фирменного стиля.

В 20 годы развитие дизайна получило новый импульс, когда В 1919 году в городе Веймаре был создан «Баухауз» – первая художественно-промышленная школа нового типа, готовившая художников-конструкторов, ориентированных на работу в промышленном производстве, а в России – ВХУТЕМАСiv (1920) –ВХУТЕИН ( с 1926 года) – научно-исследовательская и учебная организация. Школы вели глубокую исследовательскую работу, разрабатывая науку о цвете, композиции, особенностях конструкции, изучая материалы, инструменты и способы проектирования. Организация среды и удовлетворение социальных потребностей совмещались в разрабатываемом школой системном подходе к дизайну. В преподавательский состав «Баухауза» входили такие деятели как В. Кандинский, П. Клее, О. Шлеммер, Г. Майер и многие другие. В команде «ВХУТЕМАСа» – не менее известные лица – А.Веснин, А. Родченко, Л. Попова, В. Татлин и В. Маяковский, задавались вопросами новой эстетики быта, труда и производства. В США в это время появляются первые бюро, предоставляющие дизайн -услуги и разрабатывающие фирменные стили для таких компаний как «Шелл» и «Кока-Кола». В эти годя были заложены теоретические основы дизайна, разрабатывались самые смелые идеи, оттачивались приемы и методики соединения искусства и техники.

К середине ХХ века практика дизайна уже перестала быть новинкой, а его необходимость ни у кого не вызывала сомнений. Все понимали, что дизайн как детище индустриальной эпохи и новых социально-экономических отношений встал на службу коммерческому успеху, выигрывая конкуренцию и способствуя увеличению продаж. Значимость дизайна достигла государственного уровня, поэтому в Англии в 1944 году был создан Британский Совет по технической эстетике, а в СССР в 1945 – художественно-промышленные училища, готовившие художников-конструкторов в Москве и Ленинграде. Таким образом, дизайн становится неотъемлемой частью производства. В 50-60-е годы практика дизайна начинает распространяться по всему миру, приобретая национальные черты и, в то же время, вырабатывая усредненный интернациональный стиль. Проходят государственные и международные конференции, выставки, съезды, а в 1957 году организуется Международный совет организаций по дизайну (ИКСИД) на первом съезде которого было дано одно из первых определений дизайна, характеризующее его как инструмент конструирования окружающей среды. В Советском Союзе примерно в то же время был основан Научно-исследовательский Институт технической эстетики (ВНИИТЭ), где большое внимание уделялось проектной практике советской промышленности, разработке теории системного проектирования, эргономическимv исследованиям, строившимся по принципу «от функции – к форме и от формы – к функции», философско-социологической вопросам дизайна. Интересно отметить, что к началу 70-х ИКСИД отказался от первоначальной формулировки понятия дизайна и принципиально не предложил ничего взамен, аргументируя тем, что дизайн является основой всей разнообразной деятельности человека в индустриальном обществе.

К началу 80-х годов, начавшись в Америке, новая концепция дизайна, предлагавшая проектировать не предметы, а эффекты, которые достигаются с их помощью, охватила весь рынок. В связи с разработкой новых технологий конструкция и функция больше не определяли функцию предмета. Место функционализма прочно занял системный подход, учитывающий данные эргономики и экологии, учитывающий социально-культурные и исторические факторы. К 90-м годам эта тенденция приняла еще большие размеры и превратила рынок предметов первой необходимости в рынок «эмоциональных покупок».

Производство удобных, надежных, и, вместе с тем впечатляющих, поражающих воображение и доставляющих удовольствие изделий стало главной идеей. Конкуренция подобных изделий разных производителей шло не на уровне функциональных характеристик модели, которые быстро исчерпываются, а за счет дизайнерских фантазий: форма, цвет, подсветка, прилагаемые аксессуары – всего, что способно привлечь внимание потенциального покупателя. В этом русле создается реклама, выставляются концепт-модели фирм, предназначенные исключительно для того чтобы продемонстрировать оригинальность и изящество, ведутся психологические исследования по выявлению эмоциональных и мотивационных особенностей тех или иных групп населения при выборе товара. Человек не успевает задуматься, почему та или иная вещь ему нравится или кажется красивой: профессионально разработанный дизайн, используя законы красоты предметного мира, куда входят такие понятия как пропорция, композиция, движение, контраст и многие другие, воздействует на подсознание человека, заставляя отдавать предпочтение какому-либо определенному предмету.

  • Обладая специфическим социальным языком, учитывающим взаимосвязь создаваемого предмета с человеком, дизайн отражает социальные потребности общества, его интересы, стимулы и рычаги управления. В стратегию и тактику дизайна входит и его особый инструментарий. Поскольку в основе дизайн-композиции лежит художественная композиция, то дизайну не чужды такие понятия как движение, пропорции, контраст, симметрия, ритм, центр, баланс и законы равновесия. Физиологическое воздействие дизайн-объекта на потребителя учитывается при создании его общей конструкции, психологическое – при разработке цветовой гаммы, особенности тактильного восприятия – при выборе материалов. Все предметы приспосабливаются под человека: легковые автомобили становятся более комфортабельными и надежными, одежда – более функциональной и практичной, а бытовые приборы превращаются в украшения дома.

  • Это явление во многих исследованиях получило название «гуманизации техники», что сделало дизайн скорее наукой, нежели искусством. С другой стороны, современный дизайн аккумулирует в себе достижения мировой культуры, особенности восприятия мира, характерные для разных народов, идеи, воплощенные в искусстве, переосмысливая и используя их как исходный материал при создании новых образов, стилей или новой концепции. Появление многообразия эко-, этно-стилей, ретро, хай-тек и пр. позволило вновь заговорить о художественном смысле интерьера, о возможностях образного языка архитектуры и о творческих проблемах дизайна.

  • Задачей дизайна выступает устранение хаоса в предметном мире, упорядочение по трем генеральным линиям – пользы, удобства и красоты. В отличие от искусства, отражающего внешний мир, дизайн обращается к предметному миру, преднамеренно преображая его, организуя в зависимости от потребностей человека. Все, что проектирует дизайнер, является своеобразным продолжением человека и должно гармонично ему соответствовать: одежда, мебель, средства передвижения и т.д. Можно заключить, что сегодня дизайн является одним из наиболее эффективных способов трансформации жизненной среды человека посредством художественно-эстетического проектирования ее облика.



i Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 08-03-93619 а/К «Универсальность эстетического опыта»

ii Ласло Мохой-Надь - (1895-1946) - один из основателей «Баухауза».


iii Джон Рёскин - английский философ (1819–1900), призвавший вернуться от промышленного производства к ремеслу.

iv ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, позже- институт, существовавший до 1930 года в Москве. Готовил художников и архитекторов, создавая основы отечественного художественного конструирования.

v Эргономика (от греч. ergon -работа и nomos –закон) – наука, изучающая человека или группу людей, их деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации предметов, условий и процесса труда и жизнедеятельности. Основным объектом исследований являлись системы «человек-машина».




Похожие:

Дизайн как форма эстетической практикиi iconПрограмма курса по выбору для предпрофильного образования школьников «Дизайн как вид художественного проектирования» Пояснительная записка
Программа курса «Дизайн как вид художественного проектирования» предназначен для углубления знаний о созидании предметной среды труда,...
Дизайн как форма эстетической практикиi iconУрок по технологии в 4 классе. Тема: " Дизайн. Роль дизайна в современном производстве "
Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «дизайн», профессией дизайнер
Дизайн как форма эстетической практикиi iconПравила оформления компьютерных презентаций Материал взят с ресурса
Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества,...
Дизайн как форма эстетической практикиi iconПонятие как форма мышления
Суждение – форма мышления, отражающая вещи, процессы предметные связи и отношения – это мысленное отражение м б либо истинным, либо...
Дизайн как форма эстетической практикиi iconДокументы
1. /Дизайн пользовательского интерфейса/Дизайн пользовательского интерфейса.pdf
Дизайн как форма эстетической практикиi iconНеверная форма глагола. Средний род вместо женского рода
Неверная форма глагола. Так как в данном контексте «звезда» использовано как существительное общего рода, то норма требует глагола...
Дизайн как форма эстетической практикиi iconПриложение №1 к Договору № от 2011 г. Состав дизайн-проекта и этапы оказания услуг Состав дизайн-проекта
Разработка идеи дизайна помещений в виде трехмерных изображений, согласование итогового
Дизайн как форма эстетической практикиi iconБасин Е. Я. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли
Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский...
Дизайн как форма эстетической практикиi iconКритика сми как форма медиапросвещения населения
Баканов Р. П. Критика сми как форма медиапросвещения населения // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика...
Дизайн как форма эстетической практикиi iconПравила шрифтового оформления: Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек); Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы
Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов