Практическая эстетика1 icon

Практическая эстетика1



НазваниеПрактическая эстетика1
Дата конвертации02.07.2012
Размер229.98 Kb.
ТипДокументы

Практическая эстетика1


– Почему обязательно польза?

Вот какая польза от этой картины на стене?

– От этой картины на стене, – говорит мама, – очень

большая польза. Она дырку на обоях загораживает.


Эдуард Успенский

«Дядя Фёдор, пёс и кот»


В современной науке тема практической эстетики фактически не изучена: существуют либо косвенные упоминания о ней, либо ссылки на эту загадочную сферу деятельности. Отдельные вопросы практической эстетики, связанные с планированием пространства, возведением архитектурных форм, воздействием цвета, звука, ритма, динамики на восприятие человека, его работоспособность, здоровье и настроение, были темами для дискуссий на протяжении столетий. В исторической ретроспективе обнаруживается довольно частое обращение к вопросам практического использования эстетических идей. Например, еще у Пифагорейцев и Платона мы находим информацию о воздействии музыкальных ладов на душевное состояние человека. Сегодня частное применение ее принципов можно обнаружить, например, в экологической эстетике, философии искусства, дизайне и т.д.

Следуя принципам В.В. Бычкова2, выявившем в истории эстетики две ступени – имплицитную и эксплицитную – в соответствии с латинскими терминами implicite, что значит «неявно, в скрытом виде» и explicite - «в развернутом виде», - можно сказать, что практическая эстетика почти все время своего существования находилась в скрытом, имплицитном виде. Время от времени мыслители3, философы, искусствоведы, художники, скульпторы, архитекторы обращались к разработке и теоретическому описанию ее отдельных принципов, касающихся прикладных методик в области архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи и пр.

Только сегодня практическая эстетика, а так же ее прикладная сфера, начинают подвергаться комплексному теоретическому осмыслению:

^ Практическая эстетика – это специфическая область знания, направленная на формирование гармоничной предметной среды деятельности человека4,

^ Прикладная эстетика – это комплекс эстетических методов и подходов, обеспечивающих целостность осмысления культурных феноменов5.

Для сравнения приведем еще два определения:

  • Так, Л. Царькова относит к области практической эстетики эстетику быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта и прочей деятельности, исключающей собственно художественное творчество.

  • Ю.Б.
    Борев6 выделяет в проблемном поле эстетики несколько уровней, среди который эстетика действительности, эстетику искусства, теоретико-информативную эстетику, рецептивную эстетику, техническую (индустриальную) эстетику и практическую эстетику.

Практическая эстетика, по словам исследователя, – это «эстетическое освоение мира в не собст­венно художественно-образной форме, не в форме искусства […], — шестое про­блемное поле эстетики как науки. Это поле охватывает эстетические ас­пекты проблем природной среды, «второй» (рукотворной) природы, пове­дения людей и человеческих отношений (в частности, этикета), быта, на­учного творчества, спорта, карнавалов, праздников и массовых действий, обрядов, кулинарии, игр. Биосфера Земли, околоземное космическое про­странство, уже активно осваиваемое человеком, — все это также области реального или потенциального интереса практической эстетики»7.

Практическая эстетика направлена на организацию жизненного пространства человека по принципам красоты, гармонии и порядка, соединяя при этом эстетические и утилитарные функции организуемой среды. Данное исследование расширяет горизонты эстетического осмысления реальности, расценивая эстетическое чувство как основу ценностной ориентации человека в мире и мощный инструмент организации его деятельности.

Эстетическое восприятие фокусируется на оценке формы и познании сквозь эту призму внутренней сущности объекта, на структурированности, гармоничности и упорядоченности явлений внешнего мира. Несмотря на то, что эстетическое созерцание всегда связывают с неутилитарностью8 этого процесса, всё, что вообще доступно восприятию, может подвергаться эстетической оценке.

Так, оценка любых явлений и процессов связана не только с их функциональностью, но с их образными характеристиками и эмоционально-чувственной окраской, а так же с оценкой практичности, целесообразности и непротиворечивостью соотношения их идеи и формы воплощения. Формы культурной реальности (воплощенные, например, в фигурах художественной гимнастики, риторических оборотах, стиле интерьера, архитектурных или флористических композициях и пр.), созданные по законам красоты и гармонии, обретают целостность и завершенность, благодаря чему они легче воспринимаются, получают адекватную транскрипцию и встраиваются в структуру мировосприятия личности.

Потребность человека в целостном образе мира обусловлена самой структурой его сознания. Человек мыслит образами и наша познавательная активность строится на способности оперировать образами, полученными сознанием из внешнего мира. Зрительные (наглядные) образы становятся мысленными в процессе обработки информации нашим сознанием, они пересоздаются, конструируются, компилируются, эмоционально окрашиваются, ассоциируются с определенными ценностями, событиями, идеями.

Иначе говоря – образ мира, каким он воспринимается и осознается, является продуктом активности сознания личности, и образы реального мира являются проекцией его идеального образа, конструируемого в сознании человека и транслируемого культурой. Ценностное отношение к действительности начинается с ее эстетической оценки.

Ценностно-смысловая ориентация в бытии, стремление к конструированию соразмерного человеку образа мира, осуществляется в процедурах пространственно-временного моделирования идеальной реальности, а в практическом преломлении – в реализации идеальных образов в вещественных формах материального мира.

Исследование типологии восприятия человеком внешней реальности выявляет особую трехчастную структуру познания мира (см. табл. 1), где восприятие и осознание последовательно проходит три уровня – перцептивный, эстетический и концептуальный.


Восприятие и осмысление человеком внешнего мира

Физический мир

^ Перцептивный уровень восприятия




Ощущение окружающей действительности. поступление внешней сенситивной информации через органы чувств (тактильной, зрительной, слуховой…)

^ Эстетический уровень восприятия




Непосредственное

эмоционально-чувственное переживание, рождение целостного эстетического образа мира.

Эстетические, ориентационные и аксиологические чувства




^ Концептуальный уровень восприятия


Формирование рационально-логического представления о мире, вербальная и материальная фиксация образа, суждения, создание модели, теории, понятия.

^ Художественный уровень


Фиксация эстетического образа в произведении искусства. Создание художественного образа.




Табл.1: Соотношение уровней восприятия мира.

Сущность первичного перцептивного9 восприятия и ощущения раскрывается в эмпирической психологии. Г.Гельмгольц и И.Сеченов, анализируя особенности психики человека, подразумевали под этим уровнем «образное отражение […] характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы»10.

Картина мира, возникающая в результате перцептивного опыта, строится на основе телесного взаимодействия человека с внешней средой. Бессознательная непосредственная интерпретация простейшей информации, поступающей от сенсорных систем, позволяет человеку ориентироваться в физическом пространстве.

Следующей ступенью является поле чувственно-оценочного опыта. Эстетическое восприятие, устанавливая постоянную эмоционально – чувственную связь с миром, подготавливает поле для дальнейшей познавательной деятельности. Оно является второй ступенью познания, создавая базу для его дальнейших действий. Эстетическое чувство является и субъективным условием чувственности, и условием, онтологически присущим познавательной способности человека. Оно становится тем контекстом, в котором формируется образ мира. Осмысление мира базируется на эстетических чувствах как на непосредственных ощущениях.

Эстетическое чувство несет в себе первичную эмоциональную оценку, которая нуждается в дальнейшем осмыслении, поэтому пространство эстетического опыта является серединным, связующим звеном между перцептивными ощущениями и концептуальным видением мира.

Уровень концептуального осмысления действительности может носить абстрактный или образный характер и выражается в виде символов, образов, теорем, гипотез и даже метафор, поскольку человеческое сознание насквозь метафорично и система взглядов и понятий носит преимущественно образно-символический характер.

Человек создает и пересоздает образы-предметы в своем представлении и своей деятельности. Эстетическое восприятие делает акцент на выразительности образов, созданных в процессе человеческой деятельности и зафиксированных в культурном пространстве, на том, как выражаются чувства, возникающие при созерцании и осмыслении различных явлений. Эстетические чувства, преобразуясь, отражаются на всей жизни человека, научных взглядах, творческой деятельности и утилитарных интересах, в том числе.

Чувственный и рассудочный уровни познания пронизаны единой связью, которая не теряется в процессе осмысления увиденного и прочувствованного, но трансформирует последние как материал, переводя их на другой, понятийно-образный уровень: душа, переполненная чувствами, стремится выразить их в наполненном смыслом тексте, в формах практической деятельности, в линиях архитектуры или в красках живописи11.

В реальном пространстве и времени мир воспринимается как материальный объект, в перцептивном (условием внешнего и внутреннего психического опыта человека) – как «наглядный образ», в эстетическом – как образ-переживание, связанный с работой ассоциативно-образного мышления. На концептуальном уровне происходит отражение реальности на уровне понятий, символов, художественных образов – создается ее модель, содержащая определенный смысл, который вкладывает в нее автор.

Результатом встречи с миром в первую очередь является чувственное переживание, которое перерождается в суждение или образ. Эстетический образ может существовать в самых разнообразных формах. Обращаясь к образам мира, запечатленных в культурных формах, практическая эстетика предстает как процесс, основывающийся на присущей каждому человеку потребности в целостном, соразмерном ему образе мира. Она обращается к чувственному восприятию  и переживанию действительности и далее, – к интеллектуальному конструированию предметного образа, иначе – эстетического объекта, характеризующего особое отношение человека к действительности, и – к материальному воплощению этого образа.

Отличительной чертой практической эстетики является ее функциональность. Практическая деятельность человека созидает мир вещей, не являющихся предметами искусства, но служащими для удовлетворения жизненных потребностей, выстраивая мир материальной культуры, обладающий эмоциональной выразительностью. Тем не менее, утилитарность, функциональность предметов и процессов не мешает им обладать художественно-образными характеристиками.

Практическая эстетика и производство материальных благ идут рука об руку: «Человек прежде всего заинтересован в том, чтобы материальный предмет был не только практически целесообразен, но и обладал высокими эстетическими достоинствами»12, т.е. был не только функционален, но и внешне привлекателен. В эстетике вещи раскрывается как сущность самого объекта, так и индивидуальное эмоционально-чувственное отношение человека к своей деятельности и плодам своего труда.

Для практической эстетики, как и для любой эстетической деятельности, основополагающими являются категории Совершенства, Красоты, Порядка, Гармонии, Чувства Меры и Вкуса13.

Функциональность практической эстетики связана с ее способностью упорядочивать окружающие явления и порядок выступает в нашей жизни как эстетическая функция. Структурированность, когерентность и цикличность событий в окружающем мире была замечена еще в древнейшие времена. Определенный порядок как принцип существования присутствует в бытии вне воли человека. Человек, глядя на мир и учась у него, определенным образом позиционирует себя по отношению к миру и пытается повторить и в своей жизни те закономерности, которые кажутся ему наиболее органичными.

Словарь В.Даля трактует порядок как совокупность предметов, расположенных рядом. Однако эта «совокупность» не привязана жестко к месторасположению или физическим характеристикам самих предметов. Их взаимоотношение может осуществляться по самым разнообразным принципам. Например, подобия по форме, образу, семантике, назначению и пр. Такой комплекс явлений, объединенный внутри себя каким-либо способом, будет отличатся тем, что при изменении (физическом, семантическом, символическом и пр.) одного объекта трансформацию претерпит вся система. Таким образом, порядок может рассматриваться как соотношение группы объектов, в котором изменению одного из них будет сопутствовать изменение другого, т.е. как функция14.

Конечно, порядок можно рассматривать не только как функцию, уместен и системный подход, но в данном случае функциональный наиболее оправдан, поскольку изучение взаимоотношений между объектами, между объектом и познающим субъектом позволяет выявить некоторые особенности этого процесса, призванные объяснить саму возможность и принципы установления порядка в отношении чего-либо.

Взаимосвязи между объектами обнаруживаются или, скорее, навязывается внешнему миру в процессе познания. Это «выращивание» порядка из хаоса внешней информации является результатом работы нашего сознания. Конструирование целостного образа мира является основной функцией сознания и упорядочение внешних данных играет в этом процессе не последнюю роль. Способность к упорядочению – именно ее воплощением является порядок, – реализуется на нескольких уровнях взаимоотношений человека с миром: перцептивном, эстетическом и концептуальном (под концептуальным в данном случае подразумевается рациональная, осознанная деятельность человека).

На уровне перцептивного опыта, т.е. непосредственного активного восприятия, наиболее важным оказывается феномен константности. Последняя, описанная Б.Г. Ананьевым, является одним из главных признаков и условий самого процесса восприятия. Она «обеспечивает человеку познание окружающего его мира в относительно устойчивых, постоянных признаках, благодаря чему предметы внешнего мира, их свойства, характеристики и отношения становятся для него инвариантными, несмотря на значительные вариации»15 и непостоянство окружающей среды. Функция этой константности заключается в том, чтобы продуцировать целостный, устойчивый, стабильный образ перцептивно воспринимаемого мира независимо от изменчивости сенсорных ощущений.

Порядок восприятия складывается в результате узнавания в ходе актуализации объекта для субъекта. «Упорядоченные связи между частью и целым или между частью и частью формируются у разных людей не различными путями, как функция случайного опыта, но являются результатом специфического повторения (или тренировки)»16. Установление порядка (узнавание) на этом уровне можно рассматривать как процесс ассимиляции объектов субъектом.

Второй уровень реализуется в чувственно-эмоциональном взаимодействии и осознании мира, когда врожденное стремление к упорядочению объединяется с такой эстетической способностью как чувство меры. Поиск и усмотрение порядка в динамике внешних явлений происходит как ответ на нашу потребность в целостном образе мира на иной, более высокой ступени, охватывающей чувственно-ценностные представления о мире, т.е. в поле эстетического опыта. Это подразумевает, что способность сознания к различению, чувственному суждению, выбору и созиданию по мере собственного вида, основывается именно на чувстве меры, как универсальной эстетической способности, объединяющей как ориентационные, так и аксиологические чувства.

К ориентационным в данном случае мы относим чувства пространства, времени (в форме цикличности), симметрии, ритма, цвета и другие, а к аксиологическим – чувства, связанные с интеллектуальной оценкой явлений действительности, среди которых наиболее общим является гармония. И если рассматривать гармонию как «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты»17, то порядок будет выступать здесь как способ гармонизации бытия.

Чувство меры позволяет человеку выстраивать свой собственный индивидуальный жизненный мир, центром которого является он сам. Однако, конструируемый эстетический образ мира не ограничивается пространственно-временными характеристиками. Он всегда эмоционально и ценностно окрашен. При этом важно подчеркнуть, что и пространственная, и ценностная ориентации используют в качестве смыслового ориентира вертикаль. Выстраивание тех или иных ценностных представлений по принципу вертикали создает определенную систему ценностей личности. Так, соотношения «верх – низ», «земля – небо», «добро – зло» задают определенный порядок взаимоотношения с бытием, где чувство меры выступает как механизм регуляции.

На третьем, концептуальном уровне порядок выступает как принцип системного знания и реализуется в деятельности человека – утилитарной, концептуальной и художественной: в культуротоворческой и социальной, научно-теоретической и художественно-эстетической практиках. На этом уровне происходит проекция интуитивных представлений человека о порядке во внешнюю реальность, соотнесение внутреннего суждения о порядке с тем окружением, в которое попадает человек, будь это природный мир, бытовые ситуации или взаимоотношения с людьми. Наличие внутренней организованности, строгого подчинения своей душевной жизни определенному порядку, цели, установкам несомненно отражается на активности человека и проявляется в отсутствии суеты, постоянстве, организованности и продуманности его действий.

В культуре и социуме проявляются механизмы и характеристики, присущие самому человеку. Отсутствие или наличие порядка в жизни общества говорит о его наличии / отсутствии в сознании отдельного представителя этого общества. Следует заключить, что социальный порядок есть отражение порядка в сознании личности и, вспоминая М. Булгакова, повторить, что «разруха – не в клозетах, а в головах». Человек и социум подобны сообщающимся сосудам и обмен гармоничной или хаотичной информацией между средой и внутренним миром личности идет постоянно. Однако результат будет зависеть от позитивной или негативной ориентации индивидуальной системы ценностей, от полярно заряженных вертикалей или смысловых центров пространства души, и, в конечном счете, от чувства меры, определяющем тот или иной выбор человека.

Стремление к упорядочению как эстетическая функция обнаруживается в потребности личности изменить, улучшить, гармонизировать окружающую действительность не только в соответствии с собственными представлениями о красоте и соразмерности, но и в соответствии с традициями и тенденциями современной ей социокультурной ситуации.


^ 3. Направления практической эстетики18


В самой практической эстетике выделяют несколько ярких направлений, каждое из которых исследуется и описывается в научной литературе как самостоятельное явление. Среди них:

  • Техническая или промышленная эстетика (от греч. techne – мастерство, искусство) – понятие, максимально близкое к понятию «дизайн», – «научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека»19. Техническая эстетика занимается вопросами эргономики, восприятия того или иного промышленно произведенного товара, оценкой его эстетических качеств, проблемами художественного моделирования новых предметов и объектов, не являющихся по сути художественными произведениями (например, бытовой техники, архитектурных, ландшафтных объектов, одежды и пр).

  • ^ Производственная эстетика или эстетика труда – (сегодня уже редко используемое понятие, но встречающееся в учебниках по теории эстетики) – включение в организацию трудовой деятельности элементов эстетики, способствующих повышению результативности производства и комфортному самочувствию трудящихся.

  • Дизайн – (англ. Design – проект, чертеж) – в узком смысле это вид деятельности, связанный с художественным проектированием промышленно производимых товаров, в широком – конструирование предметно-жизненной среды человека самыми разными методами, начиная от промышленных и ремесленных, и заканчивая web-программированием и флористикой.

  • ^ Эстетическая организация среды – «система воздействия людей на природу и создаваемое ими материально-предметное окружение, определяющая уровень развития культуры общества, отражающая социально-эстетические идеалы и вкусы народа»20. Эта система формируется в процессе развития социокультурного континуума и включает в себя как художественные, так и прикладные методы организации жизненного пространства как отдельно взятого человека, так и социума в целом. Этими методами будут выступать архитектурные застройки, ландшафтный дизайн, моделирование одежды, декоративно-прикладное искусство, промышленное конструирование и пр.

  • Эстетика быта – Конструирование сферы человеческого бытия, связанной с удовлетворением материальных жизненных и социальных потребностей, по законам красоты. В этой сфере выделяют три направления: красоту предметно-вещественной мира, эстетику поведения и эстетику досуга.

  • Эстетика поведения – суть эстетический феномен, хотя его содержательная часть сводится к внешним правилам поведения – этикету. Этикет, как правило, является совокупностью эстетизированных правил-ритуалов общения и коммуникации.

  • ^ Декоративно-прикладное искусство – особый вид искусства, в котором на первое место выходит функциональность и утилитарное назначение создаваемых произведений, а комплекс его методов направлен на украшение, стилизацию внешней формы объекта – декорирование, вид которого подчас не зависит от назначения самого объекта.


Эстетика спорта, флористика, выставочная практика, музейная деятельность, реставрация, модные тенденции – каждое их этих направлений представляют собой формы деятельности подчиненные определенным системам ценности и эстетическим идеалам, характерным для данной социокультурной ситуации.

Слишком узкое понимание практической эстетики в качестве метода эстетизации среды пребывания человека – дома, на работе, в офисе, – влечет за собой перенесение характеристик интерьерного дизайна на всю эстетику в целом. Сегодня ценность именно такого применения эстетики вполне оправдана и востребована, а популярность программ и пособий, «гарантирующих» потребителю великолепный результат, граничит с нарочитой демонстративностью. Тем не менее стремление человека действительно каким-либо образом усовершенствовать свою жизнь, работу и наладить взаимоотношения с окружающей средой наилучшим образом – так, чтобы они приносили ему удовлетворение и успех, вполне естественно.

Практическая эстетика предполагает аналитику жизненного пространства человека как эстетического объекта, выявление роли прекрасного, гармонии и порядка в процессе восприятия и освоения человеком окружающей среды, в процессе конструирования личностью целостного представления о мире.

Но, как жизненное пространство не ограничивается характеристиками среды, так и практическая эстетика не замкнута на средовой дизайн, и представляет собой способ включенности личности в мир, который воспринимается как пространство действия. Практическая эстетика предлагает пути развития этой активности: «позиция человека в жизненном пространстве определяется его представлениями о том, какими из ценностей определенного круга он располагает»21. В этом контексте практическая эстетика является органичным дополнением теоретической эстетики, выявляя и реализуя ее принципы в реальной жизни, предлагая конкретные методы организации жизненного пространства.

Жизненное пространство выстраивается под воздействием определенных ценностей, которые руководят человеком в выборе стиля и образа жизни, целей и способов их достижения, а соотношение подобных ценностей-ориентиров у разных людей, социальных групп, представителей различных культурных традиций может быть полярным по отношению друг другу. Человек строит и совершенствует свое жизненное пространство в соответствии с представлениями и культурными традициями, полученными в процессе воспитания и обучения. Ориентирами для подобного конструирования служит не только вкус, как критерий выбора, но и система ценностей – материальных, социальных, культурных, к которым мы стремимся и которые защищаем.

Ориентационные эстетические чувства, среди которых чувство пространства, времени, цвета, света, ритма, линии, симметрии, направлены на организацию вещественного мира, и сформированная им система образов ложится в основу всех отношений человека. Чувство меры, объединяя все эти чувства, выявляет степень их взаимодополнения. Эстетические чувства ведут к переживанию единства с духовным мира другого человека или познанию сущностного содержания феномена культуры, сопряженного с миром ценностей.

Правила и формы практической эстетики исторически изменчивы и следуют тенденциям, характерным для культуры и социума в целом. Тип мировоззрения и образ мышления непосредственно отражаются в представлениях о красоте, порядке и гармонии, что ведет к появлению как традиционных тенденций, так и моды в мире практической эстетики. Трансформацию образов мира, отраженных в практике культуры, можно проследить в историко-философских, искусствоведческих и культурологических изысканиях.

Эстетике часто отводят роль философии и теории искусства, но область её намного шире: эстетика усматривает общие принципы в самых разных областях деятельности человека, иногда объединяя, казалось бы, несовместимые явления. Тем не менее, существует вопрос о соотнесении интересов практической эстетики и области искусства, сравнении эстетических качеств утилитарной вещи и характеристик произведения искусства. Особенно остро встает этот вопрос тогда, когда требуется определить статус вещи и ее ценность – антикварную, историческую, историко-культурную, коллекционную или музейную.

Проводя грань между эстетическими качествами материальных объектов и произведениями искусства, следует учитывать, что сознательное создание каких-либо предметов (в том числе и художественных) предполагает соответствие конечного продукта деятельности определенной цели, поставленной человеком и служит удовлетворению каких-либо потребностей человека – витальных (жизненных), социальных или духовных, выполняя, тем самым, определенную функцию. Поэтому, говоря о статусе произведения искусства, следует отметить, что смысл самого понятия «искусство» троичен:

  1. В самом широком смысле искусство (греч. tehne- мастерство) – это высокопрофессиональная, техничная деятельность.

  2. Любое творчество по законам красоты, улучшение повседневности.

  3. Художественное творчество.


Если рассматривать творчество в самом широком смысле как эстетическую деятельность, то степень приближения к собственно художественному творчеству проявляется в разделении материальной формы, функций и образно-смыслового содержания объекта. Иначе говоря, в повседневной деятельности, в утилитарных предметах нам важна полноценность функциональных возможностей вещей, которые и делают их ценными (например, разделочный нож должен быть острым, надежным и хорошо сбалансированным – и, в этом смысле, искусно выполненным). Во втором случае (творчество по законам красоты) форма и функция предмета, материал и образ, который он воплощает, взаимно дополняют друг друга, не входя в противоречие (например, нам хочется, чтобы наша одежда и вещи были не только удобными, но и красивыми; а предметы интерьера – в первую очередь практичными, комфортабельным и приспособленным для жизни, а не только выставочно-прекрасными). В данном случае создаваемый образ является приятным дополнением к основной утилитарной функции вещи.

В художественной деятельности материал является лишь средством выражения содержания и образ может не иметь ничего общего со своим материальным носителем. В искусстве материал и возможности его утилитарного применения в практической деятельности уходят на второй план, иногда вовсе игнорируются и нивелируются; художественный объект сохраняет только свое смысловое назначение – трансляцию художественно-эстетического образа, запечатленного с помощью этого материала (ткани, краски, дерева, металла, пластика) и его формы. Предназначение художественного объекта, его ценность и его функция – быть воплощением эстетического образа мира, мировоззренческих установок и фантазий его автора с помощью особых изобразительно-выразительных средств, характерных для разных видов искусства. В философском смысле функция искусства – быть формой самосознания культуры, выражая свои суждения особым языком, на котором говорят с помощью художественных образов. Под художественным образом в данном случае понимается способ отражения реальности и чувственно-ценностного отношения к ней автора, которые передаются с помощью цветовых, пластических, пространственных и иных характеристик произведения искусства.

Как только предмет искусства приобретает утилитарные, а не только эстетические функции, то он перестает восприниматься как художественный объект и переходит в разряд декоративно-прикладных. Но возможен и обратный ход, когда утилитарный предмет теряет свое первоначальное предназначение, наделяется иным смыслом, не позволяющим ему более выполнять свои материальные функции, и который встраивает его в систему новых ценностных отношений. В качестве примера можно привести современные арт-практики и выставочную деятельность, которые позволяют увидеть предметы повседневности (например, одежду, предметы быта и пр.) на месте произведений искусства; музеи, где предметы прошлого выступают в качестве объектов культурного наследия и ценятся наравне с шедеврами художественного творчества (например, археологические находки).


1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 08-03-93619 а/К «Универсальность эстетического опыта»

2 Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2002 – 556 с.

3 Среди них можно назвать И.В.Ф. Гегеля, Г. Земпера, У. Морриса, В. Кандинского, А. Гильдебранда и многих-многих других

4 формулировка проф., д.филос. н. А.П. Валицкой

5 то же.

6 Ю.Б. Борев Эстетика: Учебник. —М,: Высш. шк., 2002. — 511с.

7 Борев Ю.Б. Практическая эстетика. [Электронный ресурс] // Студенческая Электронная Библиотека: новости, электронные учебники, статьи, рефераты, курсовые и дипломные работы - электронный текст, - 31.07.06 - Режим доступа: http://studlib.ru/article/a-889.html - свободный, - Заглавие с экрана.

8 Эстетический опыт, эстетическое созерцание рассматривается как совокупность неутилитарных отношений с действительностью.

9 От лат. perceptio – восприятие.

10Восприятие пространства [Электронный ресурс] // Психологический словарь. – Электрон. текст. – 2000. — Режим доступа: http://psi.webzone.ru/st/018100.htm, свободный. — Загл. с экрана.

11 Подробнее об этом - в работах Г. Башляра напр. в издании:

Башляр Г. Избранное: поэтика творчества. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 376с.

12 Устинов В.В. О некоторых особенностях «Утилитарных искусств» // Ученые записки ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Вып. 1 - . Л.: Типогр.газ. «На страже Родины», 1970. – С. 7

13 Эти категории достаточно подробно описаны в многочисленных учебниках по эстетике, поэтому здесь мы только напомним их краткие определения, подробно остановившись лишь на некоторых, важных для нас, позициях.

Совершенство – категория, отражающая сущностные качества объекта, их максимальную полноту и соответствие идеальным представлениям об этом объекте; основа эстетического идеала.

Красота – категория, относящаяся к внешней форме какого-либо явления (например, предмета или высказывания), как к частному случаю совершенства, нежели к его содержанию: категорией, синтезирующей и проявляющей гармонию внешней формы и внутреннего содержания будет прекрасное;

Н.О. Лосский утверждал, что одна из таких ценностей – Красота занимает главенствующее место в саморегуляции внутреннего мира личности как одно из самых сильных эстетических чувств, формирующих позитивное мировосприятие. Красота разлита повсюду в мире, ее необходимо только увидеть; она может воплощаться и развиваться в творческой активности человека, а ее высшей ступенью, по Лосскому, является Личность: «Идеал красоты есть чувственно воплощенная жизнь личности, осуществляющей во всей полноте свою индивидуальность… осуществление бесконечного в конечном».

Гармония – категория, описывающая момент единства противоположностей (форм, смыслов) при их внешней непротиворечивости, но сущностных различиях;

Мера – категория, представление, описывающее пределы, в которых качества исследуемого предмета сохраняются неизменными, что позволяет отличать один предмет от другого (например, полезное от бесполезного, красивое от уродливого и т.д.). Чувство Меры, таким образом, исполняет регулятивную функцию, оказываясь и критерием суждения, и основой вкусовой оценки, синтезируя все остальные чувства, стремясь к целостности воспринимаемого и конструируемого образа мира;

Вкус – способность к суждению на эмоциональном уровне, результат работы как воображения, так и чувства меры, момент соотнесения качеств внешнего явления и своего внутреннего представления о нем;

Порядок – эстетическая функция, реализующая на практике чувство меры, выявляющая в совокупности предметов, непротиворечивые закономерности, т.е. являясь основой построения целостного образа мира.

Образ мира – представление о мире, его структуре и месте в нем человека, основанное на личном опыте (переживаниях, чувствах, эмоциях, знаниях, отношении) и отраженное в культуре.

14 Философский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1983 – С.751

15 Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. – С.97

16 там же – С.109

17 Эстетика: Словарь / Под общ. Ред.А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989 – С. 53

18 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 08-03-93619 а/К «Универсальность эстетического опыта»

19 Эстетика. Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат. 1989. - С. 351

20 Там же. – С.422

21 Лихтарников А.Л. Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца и духовное развитие личности: нормальное и патологическое [Электронный ресурс]. — В рамках проекта «Диагностика». Разработчик – С.Гриваченко. – 14.02.2004. – Электрон. текст. – Режим доступа: http://www.diagnostika.spb.ru./co_1_1.html, свободный. — Загл. с экрана.




Похожие:

Практическая эстетика1 iconПрактическая эстетика1
Например, еще у Пифагорейцев и Платона мы находим информацию о воздействии музыкальных ладов на душевное состояние человека. Сегодня...
Практическая эстетика1 iconДокументы
1. /Pril4-1/Контрольная работа Поиск в Интернет.doc
2. /Pril4-1/Правила...

Практическая эстетика1 iconДокументы
1. /Практическая работа/График.doc
2. /Практическая...

Практическая эстетика1 iconВсероссийская научно-практическая конференция «Символы России: история и современность»
Васильевича Александрова автора музыки Государственного гимна Российской Федерации, одного из главных символов государства в городе...
Практическая эстетика1 iconДокументы
1. /Практическая работа 1.doc
2. /Практическая...

Практическая эстетика1 iconВсероссийская научно-практическая конференция «Проблемы диалогизма словесного искусства» (Республика Башкортостан, Стерлитамак)
Октября 2007 г в городе Стерлитамаке Республики Башкортостан состоится Всероссийская (с международным участием) научно-практическая...
Практическая эстетика1 iconДокументы
1. /МОЕ/Методы прогнозирования риска.doc
2. /МОЕ/Практическая...

Практическая эстетика1 iconДокументы
1. /Практическая работа 1.doc
2. /Практическая...

Практическая эстетика1 iconДокументы
1. /Практическая работа ь1.doc
2. /Практическая...

Практическая эстетика1 iconПрограмма элективного курса «Теоретическая и практическая математика в решении нестандартных задач» 11 класс Руководитель курса: А. М. Лучникова, учитель высшей квалификационной категории
Программа элективного курса «Теоретическая и практическая математика в решении нестандартных задач» 11 класс
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов