Направления практической эстетики1 icon

Направления практической эстетики1



НазваниеНаправления практической эстетики1
Дата конвертации02.07.2012
Размер74.12 Kb.
ТипДокументы

Направления практической эстетики1


В самой практической эстетике выделяют несколько ярких направлений, каждое из которых исследуется и описывается в научной литературе как самостоятельное явление. Среди них:

  • Техническая или промышленная эстетика (от греч. techne – мастерство, искусство) – понятие, максимально близкое к понятию «дизайн», – «научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека»2. Техническая эстетика занимается вопросами эргономики, восприятия того или иного промышленно произведенного товара, оценкой его эстетических качеств, проблемами художественного моделирования новых предметов и объектов, не являющихся по сути художественными произведениями (например, бытовой техники, архитектурных, ландшафтных объектов, одежды и пр).

  • ^ Производственная эстетика или эстетика труда – (сегодня уже редко используемое понятие, но встречающееся в учебниках по теории эстетики) – включение в организацию трудовой деятельности элементов эстетики, способствующих повышению результативности производства и комфортному самочувствию трудящихся.

  • Дизайн – (англ. Design – проект, чертеж) – в узком смысле это вид деятельности, связанный с художественным проектированием промышленно производимых товаров, в широком – конструирование предметно-жизненной среды человека самыми разными методами, начиная от промышленных и ремесленных, и заканчивая web-программированием и флористикой.

  • ^ Эстетическая организация среды – «система воздействия людей на природу и создаваемое ими материально-предметное окружение, определяющая уровень развития культуры общества, отражающая социально-эстетические идеалы и вкусы народа»3. Эта система формируется в процессе развития социокультурного континуума и включает в себя как художественные, так и прикладные методы организации жизненного пространства как отдельно взятого человека, так и социума в целом. Этими методами будут выступать архитектурные застройки, ландшафтный дизайн, моделирование одежды, декоративно-прикладное искусство, промышленное конструирование и пр.

  • Эстетика быта – Конструирование сферы человеческого бытия, связанной с удовлетворением материальных жизненных и социальных потребностей, по законам красоты. В этой сфере выделяют три направления: красоту предметно-вещественной мира, эстетику поведения и эстетику досуга.

  • Эстетика поведения – суть эстетический феномен, хотя его содержательная часть сводится к внешним правилам поведения – этикету.
    Этикет, как правило, является совокупностью эстетизированных правил-ритуалов общения и коммуникации.

  • ^ Декоративно-прикладное искусство – особый вид искусства, в котором на первое место выходит функциональность и утилитарное назначение создаваемых произведений, а комплекс его методов направлен на украшение, стилизацию внешней формы объекта – декорирование, вид которого подчас не зависит от назначения самого объекта.


Эстетика спорта, флористика, выставочная практика, музейная деятельность, реставрация, модные тенденции – каждое их этих направлений представляют собой формы деятельности подчиненные определенным системам ценности и эстетическим идеалам, характерным для данной социокультурной ситуации.

Слишком узкое понимание практической эстетики в качестве метода эстетизации среды пребывания человека – дома, на работе, в офисе, – влечет за собой перенесение характеристик интерьерного дизайна на всю эстетику в целом. Сегодня ценность именно такого применения эстетики вполне оправдана и востребована, а популярность программ и пособий, «гарантирующих» потребителю великолепный результат, граничит с нарочитой демонстративностью. Тем не менее стремление человека действительно каким-либо образом усовершенствовать свою жизнь, работу и наладить взаимоотношения с окружающей средой наилучшим образом – так, чтобы они приносили ему удовлетворение и успех, вполне естественно.

Практическая эстетика предполагает аналитику жизненного пространства человека как эстетического объекта, выявление роли прекрасного, гармонии и порядка в процессе восприятия и освоения человеком окружающей среды, в процессе конструирования личностью целостного представления о мире.

Но, как жизненное пространство не ограничивается характеристиками среды, так и практическая эстетика не замкнута на средовой дизайн, и представляет собой способ включенности личности в мир, который воспринимается как пространство действия. Практическая эстетика предлагает пути развития этой активности: «позиция человека в жизненном пространстве определяется его представлениями о том, какими из ценностей определенного круга он располагает»4. В этом контексте практическая эстетика является органичным дополнением теоретической эстетики, выявляя и реализуя ее принципы в реальной жизни, предлагая конкретные методы организации жизненного пространства.

Жизненное пространство выстраивается под воздействием определенных ценностей, которые руководят человеком в выборе стиля и образа жизни, целей и способов их достижения, а соотношение подобных ценностей-ориентиров у разных людей, социальных групп, представителей различных культурных традиций может быть полярным по отношению друг другу. Человек строит и совершенствует свое жизненное пространство в соответствии с представлениями и культурными традициями, полученными в процессе воспитания и обучения. Ориентирами для подобного конструирования служит не только вкус, как критерий выбора, но и система ценностей – материальных, социальных, культурных, к которым мы стремимся и которые защищаем.

Ориентационные эстетические чувства, среди которых чувство пространства, времени, цвета, света, ритма, линии, симметрии, направлены на организацию вещественного мира, и сформированная им система образов ложится в основу всех отношений человека. Чувство меры, объединяя все эти чувства, выявляет степень их взаимодополнения. Эстетические чувства ведут к переживанию единства с духовным мира другого человека или познанию сущностного содержания феномена культуры, сопряженного с миром ценностей.

Правила и формы практической эстетики исторически изменчивы и следуют тенденциям, характерным для культуры и социума в целом. Тип мировоззрения и образ мышления непосредственно отражаются в представлениях о красоте, порядке и гармонии, что ведет к появлению как традиционных тенденций, так и моды в мире практической эстетики. Трансформацию образов мира, отраженных в практике культуры, можно проследить в историко-философских, искусствоведческих и культурологических изысканиях.

Эстетике часто отводят роль философии и теории искусства, но область её намного шире: эстетика усматривает общие принципы в самых разных областях деятельности человека, иногда объединяя, казалось бы, несовместимые явления. Тем не менее, существует вопрос о соотнесении интересов практической эстетики и области искусства, сравнении эстетических качеств утилитарной вещи и характеристик произведения искусства. Особенно остро встает этот вопрос тогда, когда требуется определить статус вещи и ее ценность – антикварную, историческую, историко-культурную, коллекционную или музейную.

Проводя грань между эстетическими качествами материальных объектов и произведениями искусства, следует учитывать, что сознательное создание каких-либо предметов (в том числе и художественных) предполагает соответствие конечного продукта деятельности определенной цели, поставленной человеком и служит удовлетворению каких-либо потребностей человека – витальных (жизненных), социальных или духовных, выполняя, тем самым, определенную функцию. Поэтому, говоря о статусе произведения искусства, следует отметить, что смысл самого понятия «искусство» троичен:

  1. В самом широком смысле искусство (греч. tehne- мастерство) – это высокопрофессиональная, техничная деятельность.

  2. Любое творчество по законам красоты, улучшение повседневности.

  3. Художественное творчество.


Если рассматривать творчество в самом широком смысле как эстетическую деятельность, то степень приближения к собственно художественному творчеству проявляется в разделении материальной формы, функций и образно-смыслового содержания объекта. Иначе говоря, в повседневной деятельности, в утилитарных предметах нам важна полноценность функциональных возможностей вещей, которые и делают их ценными (например, разделочный нож должен быть острым, надежным и хорошо сбалансированным – и, в этом смысле, искусно выполненным). Во втором случае (творчество по законам красоты) форма и функция предмета, материал и образ, который он воплощает, взаимно дополняют друг друга, не входя в противоречие (например, нам хочется, чтобы наша одежда и вещи были не только удобными, но и красивыми; а предметы интерьера – в первую очередь практичными, комфортабельным и приспособленным для жизни, а не только выставочно-прекрасными). В данном случае создаваемый образ является приятным дополнением к основной утилитарной функции вещи.

В художественной деятельности материал является лишь средством выражения содержания и образ может не иметь ничего общего со своим материальным носителем. В искусстве материал и возможности его утилитарного применения в практической деятельности уходят на второй план, иногда вовсе игнорируются и нивелируются; художественный объект сохраняет только свое смысловое назначение – трансляцию художественно-эстетического образа, запечатленного с помощью этого материала (ткани, краски, дерева, металла, пластика) и его формы. Предназначение художественного объекта, его ценность и его функция – быть воплощением эстетического образа мира, мировоззренческих установок и фантазий его автора с помощью особых изобразительно-выразительных средств, характерных для разных видов искусства. В философском смысле функция искусства – быть формой самосознания культуры, выражая свои суждения особым языком, на котором говорят с помощью художественных образов. Под художественным образом в данном случае понимается способ отражения реальности и чувственно-ценностного отношения к ней автора, которые передаются с помощью цветовых, пластических, пространственных и иных характеристик произведения искусства.

Как только предмет искусства приобретает утилитарные, а не только эстетические функции, то он перестает восприниматься как художественный объект и переходит в разряд декоративно-прикладных. Но возможен и обратный ход, когда утилитарный предмет теряет свое первоначальное предназначение, наделяется иным смыслом, не позволяющим ему более выполнять свои материальные функции, и который встраивает его в систему новых ценностных отношений. В качестве примера можно привести современные арт-практики и выставочную деятельность, которые позволяют увидеть предметы повседневности (например, одежду, предметы быта и пр.) на месте произведений искусства; музеи, где предметы прошлого выступают в качестве объектов культурного наследия и ценятся наравне с шедеврами художественного творчества (например, археологические находки).


1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 08-03-93619 а/К «Универсальность эстетического опыта»

2 Эстетика. Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат. 1989. - С. 351

3 Там же. – С.422

4 Лихтарников А.Л. Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца и духовное развитие личности: нормальное и патологическое [Электронный ресурс]. — В рамках проекта «Диагностика». Разработчик – С.Гриваченко. – 14.02.2004. – Электрон. текст. – Режим доступа: http://www.diagnostika.spb.ru./co_1_1.html, свободный. — Загл. с экрана.




Похожие:

Направления практической эстетики1 iconЧувашское отделение Академии педагогических и социальных наук
Приглашаем Вас принять участие в III международной заочной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития современной...
Направления практической эстетики1 iconПротокол №7 от 19. 01. 2007г положение о XIII районной (I зональной ) научно-практической конференции учащихся
Настоящее Положение о научно-практической конференции учащихся «Первые шаги в науку» определяет порядок организации и проведения...
Направления практической эстетики1 iconОсновные направления воспитательной деятельности
Для решения поставленных задач были определены приоритетные направления воспитательной работы
Направления практической эстетики1 iconНаправления внеучебной деятельности
В процессе разработки учебного плана были выделены следующие основные направления внеучебной деятельности
Направления практической эстетики1 iconПриказ № «О проведении научно-практической конференции» На основании приказа «о проведении районной научно-практической конференции школьников «Одиссея разума» от 12.
На основании приказа «о проведении районной научно-практической конференции школьников «Одиссея разума» от 12. 01. 2010, №2, в соответствии...
Направления практической эстетики1 iconТеоретико-методологические проблемы исследования интеграции духовной и практической деятельности
Тюгашев Е. А. Теоретико-мето­до­­ло­гические про­блемы исследования интеграции ду­ховной и практической деятельности // Интеграционные...
Направления практической эстетики1 iconЮ. Е. Кондакова «Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века». Спб. 2005. Издательство ргпу им. А. И. Герцена, тираж 100 экз. 334 с. Исследование
Вышла новая книга Ю. Е. Кондакова Либеральное и консервативное направления в религиозных
Направления практической эстетики1 iconИнформация по организации и проведению XIII районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», I зональной научно-практической конференции Малой академии наук учащихся Кубани
В 13. 00 в моу дод «Дом детского творчества» – совещание с ответственными за научно-исследовательскую работу учащихся в школах
Направления практической эстетики1 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
Моу «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» и определяет теоретическую базу и основные направления воспитательной работы....
Направления практической эстетики1 iconПоложение о школьной научно-практической конференции «Шаг в науку»
Настоящее Положение о проведении школьной научно-практической конференции учащихся «Шаг в науку» моу сош №43 ст. Холмской Абинского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов