Урок №25 «Органы дыхания» icon

Урок №25 «Органы дыхания»



НазваниеУрок №25 «Органы дыхания»
Дата конвертации29.07.2012
Размер44 Kb.
ТипУрок

УРОК №25 «Органы дыхания»


Задачи:

1. Раскрыть значение биологического окисления;

2. Показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава;

3. Разъяснить связь дыхательной и кровеносной систем;

4. Рассмотреть связь дыхательной и кровеносной системы;

5. Рассмотреть строение и функции дыхательных путей, голосообразование и артикуляцию звуков речи;

6. Познакомить с болезнями верхних дыхательных путей.


I. Проверка знаний.

1. Рассказать о внутренних и внешних кровотечениях.

2. Перечислить типы кровотечений и приёмы их остановки.

3. Рассказать, как заживает рана и как за ней ухаживать.

4. Объяснить, почему при носовых кровотечениях не рекомендуют запрокидывать голову назад.

^

II. Новый материал


Дыхание - совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой.


В покое ЧД = 16 раз/мин. В сутки это составляет около 2 тыс. раз. При этом через легкие проходит около 7 тыс. литров воздуха.


Акт дыхания состоит из трех процессов:

  1. внешнее, или легочное, дыхание - обмен газов между организмом и окружающей средой;

  2. внутреннее, или тканевое, дыхание, протекающее в клетках;

  3. транспорт газов кровью, т.е. перенос кислорода кровью от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким.


^ Легочный тип дыхания является наиболее совершенным, он характерен для высокоорганизованных животных - птиц и млекопитающих, а также для человека. У более низкоорганизованных животных дыхание жаберное, трахейное и кишечное.


Значение дыхания:

  • обеспечение организма О2

  • образование и удаление из организма СО2

  • окисление органических соединений с высвобождением Е

  • удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: Н2О, NH3, H2S и др.








gif" align=left hspace=12>



Органы

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

Обоняние, согревание вдыхаемого воздуха, задерживание и удаление пыли

Гортань

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6

шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Образование звуков и речи

^ Трахея и бронхи

Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Прохождение воздуха

Легкие

Они имеют форму конуса: верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Газообмен

Плевра

2 листка соединительнотканной оболочки:

  • легочная плевра

  • пристеночная плевра

Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Уменьшает трение при дыхании


Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 гр. пыли в сутки.


Образование звука:








Чем короче голосовые связки, тем выше звук.

Голосовые связки у женщин короче, чем у мужчин.




^ Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей

Воздухоносные полости (пазухи) - в лобной кости (фронтальная)

- в верхней челюсти (гайморова)

Пазухи усиливают звуки, образующиеся в гортани 9определяют тембр голоса)

  • гайморит - воспаление слизистой оболочки гайморовой пазухи

  • фронтит - воспаление слизистой оболочки пазухи лобной кости


Кольцо Пирогова-Вальдгейера:

  • миндалины пищевода + гортани + носоглотки (небные, глоточные, …)

  • тонзиллит - воспаление миндалин

  • аденоиды - опухолевидное разрастание лимфатической ткани у выхода из носовой полости в носоглотку (рис. 63, стр. 136)



III. Закрепление


Ответы на вопросы на стр. 138,139 учебника.


IV. Д/з * 26

Стр. 139 вопр. 1, 2, 3




Похожие:

Урок №25 «Органы дыхания» iconУрок №8 «Ткани и органы человека»
Работа с микроскопом, научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы
Урок №25 «Органы дыхания» iconУрок 28. Органы чувств
Цели урока: ознакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств
Урок №25 «Органы дыхания» iconИмеются бесплатные санаторно-курортные путевки в санатории
«Пады» г. Балашов (желудочно- кишечный тракт, опорно двигательный аппарат, органы дыхания, часто болеющий ребенок)
Урок №25 «Органы дыхания» iconИмеются детские бесплатные санаторно-курортные путевки в санатории
«Пады» г. Балашов (желудочно- кишечный тракт, опорно двигательный аппарат, органы дыхания, часто болеющий ребенок)
Урок №25 «Органы дыхания» iconИмеются детские бесплатные санаторно-курортные путевки в санатории
«Пады» г. Балашов (желудочно-кишечный тракт, опорно- двигательный аппарат, органы дыхания, часто болеющий ребенок), 14. 09. 2011-07....
Урок №25 «Органы дыхания» iconИнформация для классных руководителей и родителей обучающихся Имеются «горящие путевки»
Заболевания: сердечно – сосудистые, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания, мочеполовая система, часто...
Урок №25 «Органы дыхания» iconУрока: «Гигиена органов дыхания. Использование индивидуальных средств защиты. Влияние наркотических веществ на дыхательную систему». Урок открытых мыслей для учащихся 8 класса
...
Урок №25 «Органы дыхания» iconУрок №53, 54 «Органы равновесия, обоняния, осязания и вкуса»
Выяснить механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов
Урок №25 «Органы дыхания» iconРасписание уроков физической культуры в бассейне День недели Учитель 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок Понедельник

Урок №25 «Органы дыхания» iconРасписание звонков в моу "Гимназия №6" г. Прохладный кбр 1 урок 30 10 2 урок 20- 10. 00 3 урок 10. 20 -11. 00 4 урок 11. 20 -12. 00 5 урок 12. 10 -12. 50 6 урок 13. 00 -13. 40

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов