Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий icon

Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий



НазваниеОсобенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий
Дата конвертации29.07.2012
Размер220.67 Kb.
ТипЗакон


ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ (ИЗБРАНИЯ) НА ДОЛЖНОСТЬ

МИРОВЫХ СУДЕЙ И СРОКА ИХ ПОЛНОМОЧИЙ


В.Ю. АНОХИНА


Анохина В.Ю., юрист 3-го класса, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Белгородского университета потребительской кооперации, помощник мирового судьи судебного участка N 2 Валуйского района и г. Валуйки Белгородской области.


Согласно п. 1 ст. 5 Закона "О мировых судьях в РФ" обязательным условием назначения на должность мирового судьи является получение согласия кандидатом на занятие указанной должности в квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Кроме того, законодательно закреплена и сама процедура отбора кандидатов на должность судьи <1>. В этом отношении все понятно, и у региональных законодателей вопросов в основном не возникает. Однако и здесь отдельные субъекты Федерации сумели "отличиться".

--------------------------------

<1> Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.


Так, ст. 5 Закона "О статусе судей в РФ" четко определяет перечень документов, представляемых вместе с заявлением в квалификационную коллегию судей:

- подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина РФ, или его копия;

- анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;

- подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;

- подлинник трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;

- документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

- сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.

Вместе с тем законы некоторых субъектов содержат указание на необходимость представления подробной характеристики с последнего места работы по юридической профессии, а если последнее место работы не было связано с юридической профессией, то и с этого последнего места работы <2>. Законом Белгородской области предусмотрено представление также сведений о неснятой и непогашенной судимости.

--------------------------------

<2> См., например: Закон Белгородской области от 13 марта 2000 г. N 91 "О мировых судьях Белгородской области" // Белгородские известия. 2000. 22 марта; Закон Хабаровского края от 26 апреля 2000 г. N 199 "О мировых судьях в Хабаровском крае"; Закон Чукотского автономного округа от 4 апреля 2000 г. N 24-ОЗ "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Чукотском автономном округе".



Особо следует отметить законы о мировых судьях Республики Северная Осетия - Алания, Белгородской и Владимирской областей, в соответствии с которыми кандидат на должность мирового судьи обязан представить в квалификационную коллегию судей сведения о размере и об источниках доходов кандидата, его супруга и детей, а также сведения об имуществе, принадлежащем кандидату, его супругу и детям на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга и детей <3>.

--------------------------------

<3> Закон Белгородской области от 13 марта 2000 г. N 91 "О мировых судьях Белгородской области" // Белгородские известия. 2000. 22 марта; Закон Владимирской области от 28 августа 2000 г. N 48-ОЗ "О мировых судьях во Владимирской области"; Закон Республики Северная Осетия - Алания от 23 августа 2000 г. N 18-РЗ "О мировых судьях в Республике Северная Осетия - Алания".


В соответствии с законом Владимирской области сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копий деклараций о доходах гражданина, являющегося кандидатом, его супруга и детей за два года, предшествующих году назначения его на должность мирового судьи (с отметкой налоговых органов). В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом (его супруг, дети), не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка из организации по месту получения доходов о совокупной величине доходов за два года, предшествующих году назначения кандидата на должность мирового судьи. Если кандидат (его супруг, дети) в течение двух лет, предшествующих году назначения кандидата на должность мирового судьи, не получали доходов и (или) не имеют имущества, принадлежащего им на праве собственности, и (или) обязательств имущественного характера, сведения о которых должны представляться согласно указанному пункту, сведения об этом указываются в заявлении кандидата на должность мирового судьи.

По поручению Квалификационной коллегии судей Владимирской области сведения, указанные в настоящей статье, подлежат проверке органом, уполномоченным администрацией Владимирской области, с помощью правоохранительных и контрольных федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Владимирской области, на основании соответствующего между ними соглашения и с письменного согласия на проведение этой проверки кандидата на должность мирового судьи.

Аналогичные нормы есть и в упомянутом выше законе Белгородской области.

Необходимо отметить, что, например, в 2003 г. по заключениям квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации на судейские должности были рекомендованы 700 кандидатов на должности мировых судей, не рекомендовано 77 кандидатов, а 68 кандидатов и вовсе не прошли по конкурсу <4>.

--------------------------------

<4> Обзор деятельности Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей общих, военных и арбитражных судов, а также впервые сформированных квалификационных коллегий судей субъектов РФ за 2003 год // Российская юстиция. 2004. N 5. С. 52 - 53.


По состоянию на 1 октября 2004 г. из 509 отобранных кандидатов в мировые судьи Республики Башкортостан экзамен сдали только 156 человек. Подобная ситуация имела место в Республике Дагестан (136 сдавших экзамен из 201 отобранного кандидата), Республике Коми (25 из 128), Республике Удмуртия (78 из 121), Алтайском крае (32 из 68), Приморском крае (270 из 500), Ставропольском крае (36 из 65), Белгородской области (4 из 14), Брянской области (94 из 131), Иркутской области (105 из 187), Кемеровской области (65 из 116), г. Москве (4 из 30), Московской области (14 из 32), Нижегородской области (15 из 66), Оренбургской области (27 из 60).

Сдать квалификационный экзамен всем отобранным на должности кандидатам удалось в 20 регионах: в Республиках Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республиках Калмыкия, Карелия, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, а также во Владимирской, Воронежской, Камчатской, Курганской, Курской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской и Пензенской областях.

В остальных же субъектах Российской Федерации показатели были средними. Например, в Республиках Хакасия и Чувашия из 8 и 12 кандидатов соответственно не смогли сдать экзамен только двое <5>.

--------------------------------

<5> Жаворонкова О.Н. Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей: Дис. ... канд. юр. наук. Рязань, 2005. С. 161 - 164.


В соответствии с Федеральным законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", принятым в декабре 1999 г. и дополненным в феврале 2001 г., общее число мировых судей в Российской Федерации должно составлять 6433 человека. Затем количество мировых судей несколько увеличилось, и на 1 октября 2003 г. составило 6544 человека. Наделено полномочиями в целом по Российской Федерации на эту же дату было всего 5528 мировых судей <6>.

--------------------------------

<6> Мировой судья в гражданском судопроизводстве / Под ред. А.Ф. Ефимова и И.К. Пискарева. М.: Издательский дом "Городец", 2004. С. 3.


Процесс наделения полномочиями мировых судей шел очень медленно. Это вызывалось тем, что во многих субъектах Российской Федерации органы государственной власти этих субъектов интереса к мировым судьям не проявили.

Например, в Ростовской области в 2000 г. было назначено 60 мировых судей, в 2001-м их штат увеличился до 130 человек, в 2002-м - до 185 человек <7>.

--------------------------------

<7> Цыганаш В.Н., Степанов О.В. Мировые судьи в современной России: опыт юридико-социологического анализа. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2004. С. 49.


В Рязанской области первые 8 мировых судей были назначены Рязанской областной Думой в декабре 2001 г. В 2002 и 2003 гг. введены еще 16 должностей и открыто соответствующее им количество судебных участков. На начало 2005 г. в регионе действовал уже 41 судья <8>.

--------------------------------

<8> Жаворонкова О.Н. Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей: Дис. ... канд. юр. наук. Рязань, 2005. С. 19, 25.


В 2001 г. мировые судьи еще не приступили к работе в 21 регионе Российской Федерации, а именно: в Кемеровской, Ленинградской, Магаданской, Мурманской, Омской, Рязанской, Сахалинской, Свердловской, Тверской, Тульской, Ярославской областях; в Республиках Алтай, Карачаево-Черкесской, Карелия, Чеченской; в Коми-Пермяцком, Ненецком, Таймырском, Усть-Ордынском (Бурятском), Эвенкийском автономных округах и Приморском крае. В Псковской области и Корякском автономном округе мировые судьи были назначены, однако по итогам 2001 г. дел не рассматривали <9>.

--------------------------------

<9> О работе федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2001 году // Российская юстиция. 2002. N 8. С. 58 - 59.


По состоянию на 1 января 2002 г. к выполнению своих обязанностей приступили 3805 мировых судей в 68 субъектах Российской Федерации <10>, а к 1 июля 2002 г. - 4535 мировых судей в 76 субъектах. В 9 субъектах был введен институт мировых судей: в Кемеровской, Ленинградской, Магаданской, Омской, Рязанской, Свердловской, Ярославской областях; в Таймырском автономном округе и Приморском крае <11>.

--------------------------------

<10> Жаворонкова О.Н. Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей: Дис. ... канд. юр. наук. Рязань, 2005. С. 17.

<11> Судебная статистика за первое полугодие 2002 года // Российская юстиция. 2003. N 1. С. 60 - 63.


На 1 июля 2003 г. 5500 мировых судей приступили к исполнению своих обязанностей в 83 субъектах Российской Федерации <12>.

--------------------------------

<12> Работа федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей Российской Федерации в первом полугодии 2003 года // Российская юстиция. 2004. N 1. С. 49 - 52.


По состоянию на 1 сентября 2003 г. серьезные проблемы при формировании корпуса мировых судей все еще имели место в таких регионах, как Республика Алтай (назначено 3 мировых судьи из 9 по штату), Ленинградская область (28 из 75 по штату), г. Москва (150 из 384), Мурманская область (6 из 45), Омская область (57 из 97), г. Санкт-Петербург (115 из 211), Сахалинская область (5 из 27), Ярославская область (31 из 63), Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ (2 из 5).

На 69 - 89% на 1 сентября 2003 г. был укомплектован штат мировых судей в Республиках Калмыкия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Удмуртия, Красноярском и Приморском краях, Астраханской, Кемеровской, Курганской, Нижегородской, Ростовской, Свердловской, Тульской областях.

В Коми-Пермяцком и Ненецком автономных округах из 9 и 3 соответственно мировых судей по штату к сентябрю 2003 г. по-прежнему не было назначено на должность ни одного судьи <13>.

--------------------------------

<13> Четян М.А. Правовые основы организации и деятельности мировой юстиции в современной России (историко-правовое исследование): Дис. ... канд. юр. наук. Коломна, 2003. С. 183 - 184.


По итогам 12 месяцев 2003 г. 5600 мировых судей осуществляли правосудие в 87 субъектах Российской Федерации <14>.

--------------------------------

<14> Работа судов Российской Федерации в 2003 году // Российская юстиция. 2004. N 4. С. 51 - 54.


К концу 2004 г. работа по комплектованию штатной численности корпуса мировых судей заметно улучшилась. На 1 октября 2004 г. на 100% был укомплектован штат мировых судей в 5 субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ: в Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и Липецкой областях. От 91,1 до 97,5% - во Владимирской, Ивановской, Калужской, Орловской, Смоленской, Тверской и Тульской областях. В Костромской области эта цифра составила 88,5%, в Московской - 88,4%, Тамбовской - 73,7%, Ярославской - 73%, в городе Москве - 68,2%, в Рязанской области - 41,4%.

В общем по федеральным округам штатная численность мировых судей на 1 октября 2004 г. была укомплектована следующим образом:

1) Центральный федеральный округ: из 1662 мировых судей по штату назначено 1412 (85%);

2) Дальневосточный федеральный округ: из 349 мировых судей по штату назначено 318 (91,1%);

3) Приволжский федеральный округ: из 1433 мировых судей по штату назначено 1318 (92%);

4) Северо-Западный федеральный округ: из 658 мировых судей по штату назначено 500 (76%);

5) Сибирский федеральный округ: из 953 мировых судей по штату назначено 873 (91,6%);

6) Уральский федеральный округ: из 562 мировых судей по штату назначено 504 (89,7%);

7) Южный федеральный округ: из 941 мирового судьи по штату назначено 903 (96%).

В целом же по России из 6558 мировых судей по штату было назначено 5828 (88,9%) <15>.

--------------------------------

<15> Справка о состоянии работы по выполнению в Центральном федеральном округе исполнительными органами власти законов, указов и поручений Президента Российской Федерации по вопросам проведения судебной реформы на 1 октября 2004 г. // Материалы к конференции по проблемам становления и развития мировой юстиции Центрального федерального округа в рамках судебной реформы в Российской Федерации, г. Москва, 26 ноября 2004 г. С. 125.


В настоящее время назначены и осуществляют правосудие в 88 субъектах Российской Федерации 6046 мировых судей (92,2%) <16>.

--------------------------------

<16> Справка о ходе реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы, задачах по ее выполнению в 2006 г. и основных направлениях разрабатываемой концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы. Приложение 4.


Статьей 5 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" урегулирован процесс отбора кандидатов на должность судьи. Пунктом 9 этой статьи предусмотрено направление решения квалификационной коллегии судей председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендованного лица на должность.

Из большинства региональных законов следует, что представление о назначении мирового судьи при положительном заключении квалификационной коллегии судей вносится председателем республиканского, краевого, областного суда (Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Республики Дагестан, Коми, Чувашская, Карачаево-Черкесская, Архангельская, Сахалинская, Костромская, Амурская, Ивановская области, г. Москва и др.).

Вместе с тем в ряде субъектов Федерации приняты законы, наделяющие правом представления кандидатур на должности мировых судей высших должностных лиц субъектов Российской Федерации или руководителей исполнительных органов государственной власти <17>, таких как:

- Президент Республики (Адыгея, Башкортостан);

- парламент (Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика);

- губернатор (Нижегородская, Тверская, Тюменская области);

- глава администрации (Коми-Пермяцкий автономный округ).

--------------------------------

<17> См., например: Закон Республики Тыва от 4 ноября 1999 г. N 363 "О мировых судьях в Республике Тыва"; Закон Тверской области от 31 мая 2001 г. N 149-ОЗ-2 "О порядке назначения и деятельности мировых судей Тверской области"; Закон Тюменской области от 5 ноября 2004 г. "О мировых судьях в Тюменской области".


К этой же группе регионов относятся: Омская, Кемеровская, Свердловская области, Республика Мордовия.

В других субъектах РФ мировые судьи назначаются следующим образом <18>:

--------------------------------

<18> См., например: Закон Республики Бурятия от 24 августа 1999 г. "О мировых судьях в Республике Бурятия"; Закон Республики Калмыкия от 21 октября 1999 г. "О мировых судьях в Республике Калмыкия"; Закон Архангельской области от 26 октября 1999 г. "О мировых судьях в Архангельской области".


- по представлению председателя областного (городского, краевого, окружного, республиканского) суда: город Москва, Владимирская, Ленинградская, Московская, Рязанская, Смоленская, Ярославская области, Краснодарский, Хабаровский края, Чукотский автономный округ, Республики Татарстан, Северная Осетия - Алания;

- по совместному представлению председателя краевого, областного или равного им суда и главы региона (по согласованию с главой региона): Астраханская, Оренбургская, Саратовская, Челябинская области, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Бурятия, Калмыкия;

- по совместному представлению председателя республиканского, краевого, областного суда и начальника управления Судебного департамента (либо по согласованию с начальником управления): Воронежская, Калининградская, Рязанская области;

- по представлению председателя областного суда и начальника управления Судебного департамента, согласованному с соответствующим представительным органом местного самоуправления (Брянская область);

- по представлению управления Судебного департамента (начальника управления) в регионе: Архангельская, Белгородская (после обязательного согласования с главой местного самоуправления), Вологодская, Камчатская, Калининградская, Томская области, Удмуртская Республика. Однако следует заметить, что указанный порядок не соответствует не только нормам Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации", но и Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", который не наделяет органы Судебного департамента в регионах такими полномочиями;

- по представлению (инициативе) председателя областного суда, подготовленного с учетом мнения председателей соответствующих районных (городских) судов, представительных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (Ивановская область);

- по согласованию с главой администрации области (главы республики) и (или) выборным (представительным) органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен судебный участок (Амурская, Ивановская, Кировская, Костромская, Новосибирская, Читинская области, Республики Хакассия, Коми);

- по письменному представлению председателя краевого (областного) суда с учетом мнения соответствующего представительного органа местного самоуправления и (или) администрации края (области): Липецкая, Ростовская, Тульская области, Алтайский, Краснодарский края, Республика Алтай;

- по согласованию представительного органа местного самоуправления или главы местного самоуправления того муниципального образования, где расположен соответствующий судебный участок, а также депутата областной Думы соответствующего избирательного округа (Курская область);

- по согласованию с Президентом республики и Министерством юстиции республики (Чувашия);

- с учетом мнения граждан, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, общественных объединений и правозащитных организаций, действующих на соответствующих судебных участках (Калужская область).

Интересна позиция, закрепленная в законе Чукотского автономного округа, согласно которой мировой судья назначается на должность на очередной сессии с приглашением кандидатов на должность мирового судьи. Рассмотрение вопросов о назначении мирового судьи на заседании Думы начинается с представления кандидатур, предложенных председателем суда Чукотского автономного округа. По просьбе полномочного представителя Президента Российской Федерации по Чукотскому автономному округу и представителя администрации Чукотского автономного округа в Думе автономного округа им предоставляется слово по обсуждаемым кандидатурам. Затем слово предоставляется кандидатам на должность мирового судьи в случае их присутствия на заседании Думы автономного округа. В ходе обсуждения депутаты Думы автономного округа могут задавать вопросы кандидатам на должность мирового судьи, высказываются за или против кандидатов. После обсуждения кандидатур на должность мирового судьи проводится голосование <19>.

--------------------------------

<19> Закон Чукотского автономного округа от 4 апреля 2000 г. N 24-ОЗ "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Чукотском автономном округе".


Вместе с тем включение в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" положений о формировании квалификационных коллегий судей не только (как это существовало ранее) из числа судей, но и из представителей общественности, а также и представителя Президента РФ преследовало определенные цели. Во-первых, это создание открытого для общества органа формирования судейского корпуса. И во-вторых, ограждение судей от необоснованного влияния органов исполнительной власти, чиновников местного самоуправления и предупреждение имевших место фактов избавления от "неугодных", проявивших принципиальность судей. Из процесса назначения исключено получение чьих-либо (кроме указанных в законе) заключений, мнений, рекомендаций, сведений.

В Определении Верховного Суда РФ от 26 мая 2004 г., которым без изменения оставлено решение Алтайского краевого суда от 24 февраля 2004 г. по заявлению прокурора края о признании недействующей нормы краевого закона, определяющей обязанность согласовывать кандидата на должность мирового судьи с органами местного самоуправления, указано следующее: "На квалификационные коллегии судей возложена обязанность давать заключение о рекомендации на должность судей, в том числе мировых (ст. 19 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"), и в состав данных коллегий входят представители общественности. При таком положении суд правильно сделал вывод о том, что участие органов местного самоуправления в наделении мировых судей полномочиями, а именно обязанность согласования кандидатуры на должность мирового судьи с органами местного самоуправления противоречит действующему федеральному законодательству" <20>.

--------------------------------

<20> Справка о проблемах организации и деятельности мировой юстиции в Российской Федерации // Материалы пленарного заседания Совета судей РФ, 21 марта 2005 г. С. 20.


В Кировской области после получения положительной рекомендации квалификационной коллегии судей председатель областного суда представляет кандидатуру мирового судьи на рассмотрение в представительный орган местного самоуправления (одновременно сведения о кандидатах публикуются в печати). Представительный орган местного самоуправления рекомендует конкретное лицо областной Думе для назначения.

Между тем п. 9 ст. 5 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что от председателя соответствующего суда требуется согласие с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи. В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационной коллегии судей двумя третями голосов членов коллегии подтвердится первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Никакому другому должностному лицу, кроме председателя соответствующего суда, не дано право возвратить в квалификационную коллегию судей принятое решение для повторного рассмотрения. В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей иное должностное лицо не вправе не представлять гражданина к назначению на должность судьи. Поэтому представление о назначении рекомендованного лица на должность мирового судьи принадлежит председателю соответствующего суда.

Данная правовая позиция поддержана Верховным Судом <21>, который указал, что поскольку мировые судьи входят в единую судебную систему РФ, обладают единым с другими судьями статусом судьи, то названная компетенция председателя соответствующего суда распространяется и действует в отношении мировых судей.

--------------------------------

<21> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ по делу об оспаривании отдельных положений Закона Ленинградской области "О мировых судьях Ленинградской области" и Постановление Президиума Верховного Суда РФ по делу об оспаривании отдельных норм закона Республики Коми от 27 октября 2004 г. N 33-Г04-8 "О мировых судьях Республики Коми" // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".


Закон о мировых судьях предоставил субъектам Федерации право выбора порядка наделения мирового судьи полномочиями и решения вопроса о том, назначать им или избирать мировых судей.

Практически все регионы пошли по пути назначения мировых судей на должность, и лишь некоторые из них, такие как Волгоградская область и Ненецкий автономный округ, поручили избрание мировых судей населению судебного участка <22>.

--------------------------------

<22> Закон Ненецкого автономного округа от 30 ноября 1999 г. "О мировых судьях Ненецкого автономного округа".


Таким образом, наиболее демократичная процедура непосредственного избрания мирового судьи населением судебного участка в общем не нашла своего закрепления в региональных законах. А ведь сама правовая природа института предполагает, что мировые судьи должны заслужить доверие именно населения, чьи ежедневные житейские проблемы они призваны разрешать. Поскольку понятие "мировой суд" предполагает направленность прежде всего на принятие мер для примирения сторон, немаловажным здесь является осведомленность судьи о возможных путях примирения, что в наивысшей степени возможно лишь в условиях, когда мировой судья лично знаком с большинством населения своего участка. И кто, как не жители судебного участка, могут лучше оценить личные и деловые качества того или иного кандидата на должность мирового судьи? Как справедливо подчеркивает в этой связи А. Шамардин, "повторное избрание судьи по истечении срока его полномочий было бы действительным показателем того, что он оправдал оказанное ему народом доверие" <23>. И вряд ли здесь стоит говорить о некой заинтересованности судьи при рассмотрении дела, когда он рассматривает споры между людьми, чьи судьбы ему знакомы. Разумеется, речь не идет о близких друзьях и родственниках, чьи интересы непременно будут важны мировому судье, в этом случае мы не оспариваем обязанность судьи передать материалы дела на рассмотрение мировому судье другого судебного участка. В остальных же случаях мировой судья непременно будет выступать гарантом справедливости и беспристрастности правосудия, что в целом положительно скажется на отношении населения к судебной власти.

--------------------------------

<23> Шамардин А. Недостатки областного закона - следствие несовершенства федерального // Российская юстиция. 1999. N 12. С. 13.


О судьях "народных" - назначаемых народом и судьях "правительственных" - назначаемых государственными органами говорил в своей работе еще Б.Н. Чичерин, подчеркивая при этом большую значимость и обоснованную необходимость избрания мировых судей непосредственно народом <24>.

--------------------------------

<24> Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М.: Типография "Кушнарев и К", 1894. Гл. IV.


В середине XIX в., как известно, также имела место выборность мировых судей населением. Более того, правительство не только возложило на местных жителей функции подбора кадров, но и гарантировало, что мировые судьи станут избранниками не отдельных сословий, а всего земства <25>.

--------------------------------

<25> Российское законодательство X - XX веков. Т. 8. М.: Юридическая литература, 1991. С. 32.


В настоящее время все еще продолжаются споры относительно процедуры наделения мировых судей полномочиями, а главное - по-прежнему выступает предметом дискуссии вопрос о том, назначать или избирать мировых судей в России.

В этой связи нельзя обойти вниманием позицию отдельных ученых, чьей критике подверглось избрание мировых судей населением судебного участка. Так, высказываются мнения о несовместимости статуса судьи с самой процедурой избрания, а именно с сущностью предвыборной агитации, поскольку в ее условиях кандидат вынужден будет публично демонстрировать свои личные и профессиональные качества в целях получения симпатии избирателей, что несовместимо с поведением и качествами, которые должны быть присущи будущему судье <26>.

--------------------------------

<26> Колоколов Н.А. Мировая юстиция - важная форма стабилизации человеческих отношений в гражданском обществе // Мировой судья. 2003. N 1. С. 5 - 7.


Вместе с тем сторонники данной точки зрения не учитывают, что кандидаты в судьи - это люди с высшим образованием и, как правило, достаточным жизненным опытом, что не может не сказываться на уровне их мышления и отношении к выбранной профессии. Надо полагать, что едва ли не любой кандидат может достойно представить и проявить себя в предвыборной агитации, не поколебав при этом высокий статус судьи и не нарушив Кодекс судейской этики <27>.

--------------------------------

<27> См.: Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. // Российская юстиция. 2005. N 1 - 2.


По указанным причинам мы считаем целесообразным рекомендовать отдельным субъектам Федерации избирать мировых судей населением участка, на который распространяется их юрисдикция. Кроме того, выборность могла бы стать гарантией независимости мировых судей от государственных органов субъектов РФ, что в полной мере соответствовало бы принципу разделения властей.

Необходимо отметить, что в случае отклонения кандидатуры на должность мирового судьи квалификационная коллегия судей может при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность мирового судьи. В этом случае вопрос о назначении кандидата на должность мирового судьи решается на общих основаниях <28>.

--------------------------------

<28> Завидов Б.Д. Комментарий к Федеральному закону "О мировых судьях в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2004. С. 14.


В связи с тем что федеральный закон предоставил субъектам право самостоятельно определять порядок назначения мирового судьи на должность, отдельные субъекты Федерации внесли в свои законы норму, ограничивающую права кандидата, не получившего одобрения квалификационной коллегии. В Курганской области один и тот же кандидат при неполучении большинства голосов при голосовании может быть представлен для назначения на должность мирового судьи не более двух раз в год. Законы Липецкой области и Республики Северная Осетия - Алания устанавливают, что повторное участие в конкурсе допускается не ранее чем через три и шесть месяцев со дня рассмотрения кандидатуры соответственно. В Ленинградской области повторное выдвижение кандидата на должность мирового судьи, в назначении которого было отказано, осуществляется не ранее чем через год со дня отказа в назначении на должность <29>. Аналогичное требование есть в законах Белгородской, Владимирской, Московской, Саратовской, Томской областей, Краснодарского края и Чукотского автономного округа. Между тем таких ограничений федеральное законодательство не содержит.

--------------------------------

<29> Справка о проблемах организации и деятельности мировой юстиции в Российской Федерации // Материалы пленарного заседания Совета судей РФ. 21 марта 2005 г. С. 22; Закон Липецкой области от 17 февраля 2000 г. N 66-ОЗ "О мировых судьях в Липецкой области"; Закон Республики Северная Осетия - Алания от 23 августа 2000 г. N 18-РЗ "О мировых судьях в Республике Северная Осетия - Алания"; Закон Ленинградской области от 6 июля 2001 г. N 41-ОЗ "О мировых судьях Ленинградской области".


Как установлено п. 1 ст. 7 Закона "О мировых судьях в РФ", мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих избраниях (назначениях) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Субъекты по-разному подошли к решению этого вопроса:

- два года при первом назначении, пять лет при повторном и последующем назначениях нашли отражение в законе Краснодарского края;

- три года при первом назначении, пять лет при повторном и последующем назначениях установлено в законодательстве Москвы и Санкт-Петербурга, Архангельской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской, Ярославской областей, Алтайского и Ставропольского краев, Республик Адыгея, Алтай, Бурятия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия - Алания, Чукотского и Ненецкого автономных округов;

- три года при первом назначении, десять лет при повторном и последующем назначениях имеют место в законах Вологодской, Владимирской, Курской, Оренбургской, Тульской, Читинской областей;

- три года при первом назначении, пять лет при повторном и десять лет при последующих назначениях прописаны в законах Калининградской, Ростовской областей, Хабаровского края;

- три года при первом назначении, семь лет при повторном и последующих назначениях - в законе Томской области;

- пять лет при первом назначении, пять лет при повторном и последующем назначениях - в законах Республик Башкортостан и Татарстан, Белгородской области.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при определении срока полномочий мирового судьи региональные законодатели установили наиболее приемлемую для каждого конкретного региона схему, но при этом не вышли за рамки Федерального закона.




Похожие:

Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий iconСтатья Мировые судьи в Российской Федерации
Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными...
Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий iconО некоторых вопросах статуса и деятельности мировых судей и. В. Головинская
Наиболее весомым из нововведений в области судоустройства стало включение в судебную систему Российской Федерации мировых судей
Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий icon1. Нарушение трудовой дисциплины
Решения высшей квалификационной коллегии судей российской федерации о прекращении полномочий судей по пп. 9 П. 1 Ст. 14 Закона РФ...
Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий iconРешение Аттестационной комиссии
Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на должность
Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий iconАттестационный лист
Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность учитель, 01. 09. 2004 г
Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий iconАттестационный лист
Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на должность учитель начальных классов, 01. 09. 1988 г
Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий iconАттестационный лист
...
Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий iconСведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации
Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на должность музыкальный руководитель 01. 09. 2011г
Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий iconПриказ №561 Об утверждении состава Совета руководителей
В соответствии с Положением о Совете руководителей муниципальных образовательных учреждений Павловского муниципального района, на...
Особенности порядка назначения (избрания) на должность мировых судей и срока их полномочий iconИсточник публикации – Оn-line версия Системы «гарант»
Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса"...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов