Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности icon

Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности



НазваниеРоссийская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности
Дата конвертации25.05.2012
Размер308.16 Kb.
ТипЗакон


#G0

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


Об оперативно-розыскной деятельности

(с изменениями на 20 марта 2001 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

#M12293 0 9045959 2851210947 2005303019 1390661583 436776661 4294967274 2320869384 3557893641 4294967294Федеральным законом от 18 июля 1997 года N 101-ФЗ#S (Российская газета, N 143, 26.07.97);

#M12293 1 901713203 1390661583 436776661 4294967274 2320869384 3557893641 4 2821664329 4294967294Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ#S (Российская газета, N 142, 29.07.98);

#M12293 2 901723807 2851210947 2005303019 1390661583 436776661 4294967274 2320869384 3557893641 4Федеральным законом от 5 января 1999 года N 6-ФЗ#S (Российская газаета, N 4, 13.01.99);

#M12291 901751205Федеральным законом от 30 декабря 1999 года N 225-ФЗ#S (Российская газета, N 4, 06.01.2000);

#M12291 901783280Федеральным законом от 20 марта 2001 года N 26-ФЗ#S (Российская газета, N 58, 23.03.2001).

____________________________________________________________________


#G1Принят

Государственной Думой

5 июля 1995 года


#G0Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативнорозыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.


Глава I.

^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность


Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.


^ Статья 2.
Задачи оперативно-розыскной деятельности



Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:


выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;


осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;


добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.


^ Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности


Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.


^ Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности


Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют #M12291 9004937Конституция Российской Федерации#S, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.


Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативнорозыскных мероприятий.


^ Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при

осуществлении оперативно-розыскной деятельности


Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятии должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (часть дополнительно включена с 13 января 1999 года #M12293 0 901723807 77 4294967262 3448018121 81 419630764 1900592417 1737954346 373612241Федеральным законом от 5 января 1999 года N 6-ФЗ#S).

___________________________________________________________________

#M12293 1 901724001 4294960075 3487043949 3862293637 4050176109 2428756068 2225 2074144783 3214039683Части первая - девятая предыдущей редакции#S с 13 января 1999 года считаются соответственно частями второй - десятой настоящей редакции - #M12293 2 901723807 77 4294967262 3448018121 81 419630764 1900592417 1737954346 373612241Федеральный закон от 5 января 1999 года N 6-ФЗ#S.

____________________________________________________________________


Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.


Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.


Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.


В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.


В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.


Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья (часть дополнена с 23 марта 2001 года #M12293 0 901783280 77 2351242664 265872960 3448018124 81 419630764 1900596502 3771580298Федеральным законом от 20 марта 2001 года N 26-ФЗ#S. - См. #M12293 1 901783687 3475580179 4294967294 3311049197 2918883727 4050180203 3059254941 4189435037 4294967294предыдущую редакцию#S).


Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, запрещается:


проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;


принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;


разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.


При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.


Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


Глава II.

^ ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия


При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:


1. Опрос (пункт в редакции, введенной в действие с 13 января 1999 года #M12293 0 901723807 78 4294967262 3233935677 77 4191076244 373612241 3448018124 82Федеральным законом от 5 января 1999 года N 6-ФЗ#S. - См. #M12293 1 901724001 77 1224334937 2323509361 78 1130401141 233012546 79 3706450924предыдущую редакцию#S).


2. Наведение справок.


3. Сбор образцов для сравнительного исследования.


4. Проверочная закупка.


5. Исследование предметов и документов.


6. Наблюдение.


7. Отождествление личности.


8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.


9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.


10. Прослушивание телефонных переговоров.


11. Снятие информации с технических каналов связи.


12. Оперативное внедрение.


13. Контролируемая поставка.


14. Оперативный эксперимент.


Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.


В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.


Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (часть в редакции, введенной в действие с 6 января 2000 года #M12293 2 901751205 1265885411 77 4294967262 4191076244 3659996401 3448018124 82 2773658752Федеральным законом от 30 декабря 1999 года N 225-ФЗ#S. - См. #M12293 3 901724001 3966294107 3059254963 745552707 13 212629902 2523450191 2911201673 373323147предыдущую редакцию#S).


Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.


Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.


Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.


Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.


^ Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных

мероприятий


Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:


1. Наличие возбужденного уголовного дела.


2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, сведения о:


1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;


2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;


3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;


4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.


3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.


4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.


5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:


1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.


2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.


3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.


4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.


5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.


Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий


Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.


Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации (абзац в редакции, введенной в действие с 13 января 1999 года #M12293 0 901723807 79 2132571614 373616323 4191076244 1516192553 3448018124 84 3562858724Федеральным законом от 5 января 1999 года N 6-ФЗ#S. - См. #M12293 1 901724001 3804979573 4050180203 3059254941 4106026007 1200809394 3160722179 4224782984 2323509361предыдущую редакцию#S):


1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.


2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.


3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.


В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.


Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами (часть дополнительно включена с 23 марта 2001 года #M12293 2 901783280 78 4294967262 3448018121 84 419630764 4081814784 257108192 3659996401Федеральным законом от 20 марта 2001 года N 26-ФЗ#S).


В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (часть дополнительно включена с 23 марта 2001 года #M12293 0 901783280 78 4294967262 3448018121 84 419630764 4081814784 257108192 3659996401Федеральным законом от 20 марта 2001 года N 26-ФЗ#S).

___________________________________________________________________

#M12293 1 901783687 4294967262 413036973 685659343 1606312029 2386608442 3322883410 649825028 4204066907Части четвертая - восьмая предыдущей редакции#S с 23 марта 2001 года считаются соответственно частями шестой - десятой настоящей редакции - #M12293 2 901783280 78 4294967262 3448018121 84 419630764 4081814784 257108192 3659996401Федеральный закон от 20 марта 2001 года N 26-ФЗ#S.

____________________________________________________________________


В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.


Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.


Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.


При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.


Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.


^ Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов

об ограничении конституционных прав граждан при проведении

оперативно-розыскных мероприятий


Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.


Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативнорозыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.


По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.


По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.


Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.


В случае, если судья отказал в проведении оперативнорозыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.


Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.


^ Статья 10. Информационное обеспечение и документирование

оперативно-розыскной деятельности


Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.


Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.


Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.


Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.


Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


^ Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной

деятельности


Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.


Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовнопроцессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.


Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.


Результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.


^ Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность


Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность.


Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.


Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность.


Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом (часть в редакции, введенной в действие с 13 января 1999 года #M12293 0 901723807 80 2351242664 3659997992 3448018124 24256 3562858724 4294967294 1467120115Федеральным законом от 5 января 1999 года N 6-ФЗ#S. - См. #M12293 1 901724001 3581598355 2226375951 1340001005 3311049219 4050176109 2428756068 769455968 4204361992предыдущую редакцию#S).


Глава III.

^ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


#G1

#G0Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность


На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:


1. Органов внутренних дел Российской Федерации.


2. Органов федеральной службы безопасности.


3. Федеральных органов налоговой полиции.


4. Федеральных органов государственной охраны (пункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 1997 года #M12293 0 9045959 4294967262 3233935677 80 4191076244 373612241 3448018124 24257 2687662028Федеральным законом от 18 июля 1997 года N 101-ФЗ#S. - См. #M12293 1 9046281 80 350793403 3232494294 49560517 2567317185 722698816 3932322719 2567317185предыдущую редакцию#S).


5. Органов пограничной службы Российской Федерации.


6. Таможенных органов Российской Федерации.


7. Службы внешней разведки Российской Федерации.


8. Министерства юстиции Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 29 июля 1998 года #M12293 2 901713203 4191076264 373613832 419630764 1843523556 84 1114213564 2606118535 84Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ#S#S).


Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1 - 8 части первой настоящей статьи (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года #M12293 3 901713203 4191076264 373613832 419630764 1843523556 84 1114213564 2606118535 84Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ#S#S. - См. #M12293 4 9046281 125929771 2512996863 803632462 74430931 763677000 1839791592 921587881 2697443001предыдущую редакцию#S).


Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативнорозыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.


Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.


Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (часть дополнительно включена с 29 июля 1998 года #M12293 5 901713203 419630764 3448018146 1737954346 395981353 1114213564 2606118535 125929771 2512996863Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ#S#S).


^ Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность


При решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:


1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.


2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.


3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.


4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.


5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативнорозыскной деятельности.


6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.


^ Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность


При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:


1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.


2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.


3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.


4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.


5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.


Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.


Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


#G1Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность


#G0На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.


Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.


Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативнорозыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.


При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.


Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


Глава IV.

^ СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность


Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.


Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.


Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.


#G1

^ Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность


#G0Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, находятся под защитой государства.


Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.


При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.


Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.


Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.


При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.


Глава V.

^ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


#G1

Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности


#G0Государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, выделяются из федерального бюджета финансовые средства, которые расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов.


Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.


Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. *#M12293 0 9012676 24263 1758332789 10 3665987413 303995079 938 404342524 382060999819#S)


Глава VI.

^ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ


Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью


Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых #M12293 0 9004937 2010401123 2851215321 2005302996 13 2629698864 3154 24254 127081857Конституцией Российской Федерации#S, федеральными конституционными законами и федеральными законами.


^ Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной

деятельностью


Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.


По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.


Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.


Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.


Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

(Статья в редакции, введенной в действие с 13 января 1999 года #M12293 0 901723807 81 1265885410 24569 3562858724 4294967294 1467120115 3777048164 1265885411Федеральным законом от 5 января 1999 года N 6-ФЗ#S. - См. #M12293 1 901724001 1265885411 24569 1499728717 1189350940 938 4050176109 2420200266 3302185500предыдущую редакцию#S).


^ Статья 22. Ведомственный контроль


Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.


^ Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона #M12293 0 901608076 4294960385 4050176109 2428756068 4294967294 2697443001 2483551668 4294967262 3777048164Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"#S (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст.892; N 33, ст.1912).


Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


#G1

Президент

Российской Федерации

Б.Ельцин


Москва, Кремль

12 августа 1995 года

144-ФЗ

#G0

#M12293 0 9012676 1144132064 2226375924 4294967294 1222152445 3777048164 2682692635 3464 1776359789#S

#G1#M12293 0 9012676 1144132064 2226375924 4294967294 1222152445 3777048164 2682692635 3464 1776359789Редакция#S документа с учетом

изменений и дополнений

"КОДЕКС"




Похожие:

Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в статьи 1 и 15 федерального закона
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года n 114-фз "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства...
Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности iconРоссийская федерация федеральный закон
...
Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности iconРоссийская федерация федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности
Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается...
Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности iconРоссийская федерация федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности
Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается...
Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности iconРоссийская федерация федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности
Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается...
Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности iconО физической культуре и спорте в Российской Федерации Федеральный закон Российская Федерация от 29 апреля 1999 года №80-фз
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных...
Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в закон российской федерации "об образовании" и федеральный закон "о высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена
Российской Федерации, 1996, n 3, ст. 150; 2000, n 30, ст. 3120; n 33, ст. 3348; 2002, n 26, ст. 2517; 2003, n 2, ст. 163; n 28, ст....
Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в закон российской федерации "об образовании" и федеральный закон "о высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена
Российской Федерации, 1996, n 3, ст. 150; 2000, n 30, ст. 3120; n 33, ст. 3348; 2002, n 26, ст. 2517; 2003, n 2, ст. 163; n 28, ст....
Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности iconРоссийская федерация федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности
Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов...
Российская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности iconРоссийская федерация федеральный закон о национально-культурной автономии
Статья 15. Обеспечение органами государственной власти права национально-культурных автономий на освещение их деятельности в средствах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов