Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П icon

Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П



НазваниеПостановление От 18 февраля 2000 года n 3-П
Дата конвертации25.05.2012
Размер138.04 Kb.
ТипПостановление

#G0

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 18 февраля 2000 года N 3-П


По делу о проверке конституционности пункта 2 #M12293 0 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5

Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S в

связи с жалобой гражданина Б.А.Кехмана


Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Н.В.Витрука, судей Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, О.И.Тиунова, В.Г.Ярославцева,


с участием гражданина Б.А.Кехмана, а также постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации В.В.Лазарева и представителя Совета Федерации - кандидата юридических наук В.В.Невского,


руководствуясь #M12293 0 9004937 1265885411 7616465 77 849136391 4293098682 2697443001 2483551668 3196680670статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации#S, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей #M12293 1 9006048 1265885411 79 719422143 339570800 3708222496 2697443001 2483551668 4294967262статьи 3#S, пунктом 3 части второй #M12293 2 9006048 1265885411 24570 3280394433 2761179391 4294967294 2980037031 3730520626 339570800статьи 22#S, #M12293 3 9006048 1265885411 24888 3645393839 4 1338072967 6 567009902 100790статьями 36#S, #M12293 4 9006048 1265885411 26142 1082672263 1913113743 6 1224892142 3308421967 33957080074#S, #M12293 5 9006048 1265885411 26458 2728605473 3003152344 849136391 4293098682 2697443001 248355166886#S, #M12293 6 9006048 1265885411 26772 2384949398 2822 1865090725 4294967294 849136391 429309868296#S, #M12293 7 9006048 1265885411 26773 2690593192 1734715881 3847550414 2822 1188862197 180531987297#S и #M12293 8 9006048 1265885411 26775 2728605473 3003152344 2728605473 3003152344 849136394 44573093299 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"#S,


рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 2 #M12293 9 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S.


Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Б.А.Кехмана, в которой оспаривается конституционность указанной нормы, нарушающей, как он полагает, его права, предусмотренные #M12293 10 9004937 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373 2598724692статьями 24#S (часть 2) и #M12293 11 9004937 25516 77 4294967262 1136587311 3643380912 1126311823 2225 103901478356 (часть 3) Конституции Российской Федерации#S.


Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.Г.Морщаковой, выступление приглашенного в заседание представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации - доктора юридических наук В.П.
Рябцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации


#G1установил:


#G01. Прокурор Ленинского района города Самары отказал гражданину Б.А.Кехману в просьбе ознакомиться с материалами проводимой прокуратурой проверки, предметом которой являлась законность действий администрации Ленинского района города Самары при предоставлении Б.А.Кехману жилья в связи со сносом жилого дома, часть которого принадлежала ему на праве собственности, а также законность действий самого Б.А.Кехмана по исполнению договора, заключенного им с районной администрацией. Ленинский районный суд города Самары, куда Б.А.Кехман обратился с жалобой, признал отказ прокурора правомерным. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, рассматривавшая кассационную жалобу заявителя на решение суда первой инстанции, оставила ее без удовлетворения. Без удовлетворения оставлены также жалобы, поданные им в порядке надзора в Самарский областной суд и Верховный Суд Российской Федерации.


Принятые по заявлениям и жалобам Б.А.Кехмана решения прокурора и судов обосновывались ссылкой на пункт 2 #M12293 0 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S, согласно которому прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.


2. #M12293 1 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700Статья 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S (в редакции от 17 ноября 1995 года), относящаяся к разделу, закрепляющему общие положения, по своему смыслу и исходя из места в системе норм данного Федерального закона, направлена на обеспечение недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора, т. е. предусматривает гарантии его независимости. Она содержит запрет какого-либо вмешательства в деятельность прокуратуры под угрозой установленной законом ответственности (пункт 1) и запрет разглашения без разрешения прокурора материалов проводимых прокуратурой проверок и следствия (пункт 3), а также предписания, освобождающие прокурора и следователя от обязанности не только давать какие-либо объяснения, но и предоставлять кому-либо для ознакомления материалы, относящиеся к этим производимым прокуратурой действиям (пункт 2). Последнее из нормативных положений пункта 2 #M12293 2 9004584 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700 77статьи 5#S, конституционность которого оспаривается в настоящем деле, должно рассматриваться, таким образом, во взаимосвязи с другими ее положениями - именно как составная часть гарантий независимости прокуратуры.


Вместе с тем в соответствии с #M12291 9004584Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации"#S органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (абзац третий пункта 2 #M12293 3 9004937 1265885411 80 77 3375747728 2697443001 2483551668 4083209853 2822статьи 4#S), что отражает предписания #M12293 4 9004937 1265885411 24571 77 2890801675 477751276 4224782998 2822 3208900376статей 23#S, #M12293 5 9004937 1265885411 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 403727037324#S, #M12293 6 9004937 1265885411 24577 77 1472345703 357202589 1679589772 1173302662 429#S и #M12293 7 9004937 1265885411 25515 77 2830045029 4294967294 970532908 2697443001 248355166855 (часть 3) Конституции Российской Федерации#S. В силу указанных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого, на органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации.


3. #M12291 9004937Конституция Российской Федерации#S предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов. Однако согласно #M12293 0 9004937 1265885411 25515 77 2830045029 4294967294 970532908 2697443001 2483551668статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации#S данное право может быть ограничено исключительно федеральным законом. Причем законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения.


Из этого требования вытекает, что в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту. Иное противоречило бы и #M12293 1 9004937 1265885411 25201 77 2032937647 893572000 341732478 4 2959848808статье 45 Конституции Российской Федерации#S, согласно которой государственная защита прав и свобод гарантируется и каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом.


По существу такие же правовые позиции были выражены в ряде ранее принятых Конституционным Судом Российской Федерации постановлений, сохраняющих юридическую силу. В #M12293 2 9028722 3154 24573 731286757 2392261519 4264994108 3464 100809 10постановлениях от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР#S и #M12293 3 901703945 3154 24260 337309368 2392261522 4264994108 849136391 4293098682 2697443001от 16 марта 1998 года по делу о проверке конституционности статьи 44 УПК РСФСР и статьи 123 ГПК РСФСР#S Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о недопустимости формулирования законодателем таких положений, которые в силу своей неопределенности и при отсутствии законных пределов усмотрения правоприменителя могут применяться произвольно. В #M12293 4 9018736 3154 24575 337309368 2392261520 4264994108 106 8304965 4294960712постановлениях от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"#S, #M12293 5 9017054 3154 24257 126402925 2392261520 4264994108 106 2391764669 4294960712от 13 июня 1996 года по делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 УПК РСФСР#S и #M12293 6 9056290 3154 24259 1491012451 2392261522 4264994108 849136391 4293098682 2697443001от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"#S Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов, должен использовать лишь те из них, которые для конкретной правоприменительной ситуации исключают возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в #M12293 7 9004937 1265885411 25515 77 2830045029 4294967294 970532908 2697443001 2483551668статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации#S, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. В #M12293 8 901748304 3154 24571 682100447 2392261523 4264994108 106 2391961861 4294960712постановлении от 23 ноября 1999 года по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"#S Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул недопустимость искажения в ходе правового регулирования самого существа конституционного права или свободы.


Приведенные правовые позиции в полной мере применимы к определению допустимых ограничений прав, закрепленных в #M12293 9 9004937 1265885411 24571 77 2890801675 477751276 4224782998 2822 3208900376статьях 23#S, #M12293 10 9004937 1265885411 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 403727037324#S и #M12293 11 9004937 1265885411 24577 77 1472345703 357202589 1679589772 1173302662 429 Конституции Российской Федерации#S, нормы которых обосновывают и обеспечивают в том числе возможность для гражданина требовать предоставления ему собираемых органами государственной власти и их должностными лицами сведений, непосредственно затрагивающих его права и свободы, и тем более касающихся его частной жизни, чести и достоинства. Основания для таких ограничений могут устанавливаться законом только в качестве исключения из общего дозволения (#M12293 12 9004937 1265885411 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373статья 24, часть 2, Конституции Российской Федерации#S) и должны быть связаны именно с содержанием информации, поскольку иначе они не были бы адекватны конституционно признаваемым целям. Этот вывод дополнительно подтверждается тем, что согласно #M12293 13 9004937 1265885411 25516 77 4294967262 1136587311 3643380912 1126311823 2225статье 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации#S поводом к ограничению прав, закрепленных в #M12293 14 9004937 24571 77 2890801675 477751276 4224782998 2822 3208900376 255334093статьях 23#S (часть 1) и #M12293 15 9004937 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373 259872469224#S, не может служить и введение чрезвычайного положения.


Таким образом, #M12291 9004937Конституция Российской Федерации#S не предполагает, что право каждого получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы, как и корреспондирующая этому праву обязанность органов государственной власти и их должностных лиц предоставлять гражданину соответствующие сведения, могут быть полностью исключены, напротив, при всех условиях должны соблюдаться установленные пределы ограничения данного права, обусловленные содержанием информации, что не учтено в #M12291 9004584Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации"#S.


4. #M12291 9004584Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"#S, в том числе и положения пункта 2 его #M12293 0 9004584 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700 77статьи 5#S, не предусматривает какие-либо конкретные основания для ограничения вытекающего из #M12293 1 9004937 1265885411 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации#S права гражданина на получение собираемой органами прокуратуры информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Это обусловлено, в частности, предметом регулирования как названного Федерального закона в целом, определяющего согласно #M12293 2 9004937 1265885411 7616469 77 3160264704 2697443001 2483551668 3273668236 3145710340статье 129 Конституции Российской Федерации#S полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, так и его статьи 5, формулирующей лишь некоторые гарантии независимости прокуратуры. Кроме того, в данном Федеральном законе не закреплены процедуры общенадзорной деятельности прокуратуры и не предусматриваются гарантии прав тех лиц, в отношении которых осуществляется возложенный на прокуратуру надзор за исполнением законов.


Поэтому и в части установления ограничений права гражданина на получение собираемой органами прокуратуры информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, действуют другие федеральные законы, в том числе #M12291 9027690ГК Российской Федерации#S, #M12291 9038502УПК РСФСР#S, #M12291 9012676Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности"#S, обеспечивающие охрану государственной тайны, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью.


Вся иная информация, в том числе полученная при осуществлении органами прокуратуры надзора за исполнением законов, которая, исходя из #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия #M12293 3 9004937 1265885411 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации#S должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.


5. Положение пункта 2 #M12293 4 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S, согласно которому прокурор и следователь не обязаны предоставлять кому бы то ни было для ознакомления находящиеся в их производстве материалы иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством (т. е. федеральными законами), рассматривается в правоприменительной практике как распространяющееся и на регулирование отношений по поводу предоставления гражданам информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы. Именно поэтому оно подлежит оценке Конституционным Судом Российской Федерации с точки зрения конституционных целей и принципов, которые должны учитываться законодателем при введении ограничений конституционных прав и свобод, в том числе связанных со специальным правовым статусом соответствующей информации (#M12293 5 9004937 1265885411 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373статья 24#S, часть 2; #M12293 6 9004937 1265885411 24577 77 1472345703 357202589 1679589772 1173302662 4статья 29#S, часть 4; #M12293 7 9004937 25515 77 2830045029 4294967294 970532908 2697443001 2483551668 3548211643статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации#S).


По буквальному смыслу пункта 2 #M12293 8 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S, гражданин может быть полностью лишен доступа к любым затрагивающим его права и свободы сведениям, не являющимся конфиденциальными, без учета как конституционно признаваемой цели такого ограничения, так и его допустимых пределов. Тем самым отрицается какая бы то ни было обязанность должностных лиц прокуратуры, которая обеспечивала бы право гражданина на ознакомление с материалами проводимых в порядке надзора прокурорских проверок (до их завершения). Отсутствие же корреспондирующей праву гражданина обязанности государственных органов не может не приводить к умалению права как такового, что согласно #M12293 9 9004937 1265885411 25515 77 2830045029 4294967294 970532908 2697443001 2483551668статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации#S является недопустимым.


Оспариваемое положение пункта 2 #M12293 10 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S по существу исключает наличие законных оснований для удовлетворения ходатайства гражданина об ознакомлении с касающимися его материалами проверок: признаваемая им возможность предоставления соответствующих сведений "в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством" может быть реализована на основе действующего регулирования лишь применительно к материалам находящихся в производстве следователя и прокурора уголовных дел в соответствии с #M12291 9038502УПК РСФСР#S, в отношении же надзорных проверок такие случаи и порядок законом не установлены.


Режим ограничений для доступа к информации, собираемой в ходе надзорной проверки, вводимый оспариваемым положением, является более жестким по сравнению не только с #M12291 9038502УПК РСФСР#S, но и с нормами, регулирующими оперативно-розыскную деятельность, где допускается непредоставление гражданину лишь тех затрагивающих его права и свободы сведений, которые признаны законом не подлежащими разглашению.


6. Отсутствие закрепленных законом оснований, при наличии которых органы прокуратуры вправе отказать гражданину в ознакомлении с непосредственно затрагивающими его права и свободы материалами надзорных проверок, соответственно исключает и возможность проверки в судебном порядке законности самого отказа. Именно такой смысл придается положению пункта 2 #M12293 11 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S сложившейся правоприменительной практикой, что подтверждается всеми состоявшимися по жалобам гражданина Б.А.Кехмана решениями, принятыми как органами прокуратуры, так и судами.


Поскольку в настоящее время законодательно не закреплены ни сроки, ни процедуры проверок, осуществляемых органами прокуратуры в порядке надзора, защита непосредственно затрагиваемых такими проверками прав граждан, тем более, должна реально обеспечиваться правосудием. Иначе нарушается не только конституционное право на доступ к информации, но и конституционное право на судебную защиту, а также не выполняется обязанность государства следовать установленным #M12291 9004937Конституцией Российской Федерации#S, ее #M12293 12 9004937 24262 2384949384 4 1679589799 2645373932 4 567846718 287684389статьями 18#S, #M12293 13 9004937 24571 77 2890801675 477751276 4224782998 2822 3208900376 25533409323#S (часть 1), #M12293 14 9004937 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373 259872469224#S (часть 2), #M12293 15 9004937 24577 77 1472345703 357202589 1679589772 1173302662 4 203887356029#S (часть 4), #M12293 16 9004937 25201 77 2032937647 893572000 341732478 4 2959848808 264537393245#S, #M12293 17 9004937 25202 77 1472345703 357202589 1486456399 893572000 98292 34173247846#S (части 1 и 2) и #M12293 18 9004937 25515 77 2830045029 4294967294 970532908 2697443001 2483551668 354821164355#S (часть 3), целям и требованиям при введении возможных ограничений конституционных прав и свобод и создавать необходимые механизмы их государственной охраны от необоснованных вторжений.


Таким образом, до принятия федерального закона, который мог бы урегулировать процедуру проверок при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, в частности предусмотреть гарантии прав личности, в том числе права, вытекающего из #M12293 19 9004937 1265885411 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации#S, и его допустимые ограничения в сфере прокурорского надзора, одно лишь положение пункта 2 #M12293 20 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S не может служить основанием для отказа в предоставлении гражданину возможности ознакомиться с непосредственно затрагивающими его права и свободы материалами прокурорских проверок, - в силу части четвертой #M12293 21 9006048 1265885411 26147 2528864003 402865450 1303333711 3308421941 339570800 3708222496статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"#S и исходя из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, ограничение права, вытекающего из #M12293 22 9004937 1265885411 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации#S, допустимо лишь в соответствии с федеральными законами, устанавливающими специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием. При этом во всяком случае каждому должна быть обеспечена защита данного права в суде, а суд не может быть лишен возможности определять, обоснованно ли по существу признание тех или иных сведений не подлежащими распространению.


Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй #M12293 23 9006048 1265885411 26139 3242750807 1303333689 3308421941 2420968709 590326 4294967294статьи 71#S, #M12293 24 9006048 1265885411 26140 658486697 1303333711 3308421941 339570800 3708222496 2697443001статьями 72#S, #M12293 25 9006048 1265885411 26142 1082672263 1913113743 6 1224892142 3308421967 33957080074#S, #M12293 26 9006048 1265885411 26143 2584786677 1303333711 4294967262 1303333688 339570800 370822249675#S, #M12293 27 9006048 1265885411 26147 2528864003 402865450 1303333711 3308421941 339570800 370822249679#S и #M12293 28 9006048 1265885411 7615832 661906493 1303333685 3464 100809 4294960712 2460927212100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"#S, Конституционный Суд Российской Федерации


#G1постановил:


#G01. Признать не соответствующим #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S, ее #M12293 0 9004937 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373 2598724692статьям 24#S (часть 2), #M12293 1 9004937 24577 77 1472345703 357202589 1679589772 1173302662 4 203887356029#S (часть 4), #M12293 2 9004937 25201 77 2032937647 893572000 341732478 4 2959848808 264537393245#S, #M12293 3 9004937 25202 77 1472345703 357202589 1486456399 893572000 98292 34173247846#S (части 1 и 2) и #M12293 4 9004937 25515 77 2830045029 4294967294 970532908 2697443001 2483551668 354821164355#S (части 2 и 3), пункт 2 #M12293 5 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа.


2. Признать не противоречащим #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S пункт 2 #M12293 6 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S постольку, поскольку, являясь гарантией от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации, он освобождает прокурора и следователя от обязанности давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, если этим не нарушается вытекающее из #M12293 7 9004937 1265885411 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации#S право, ограничения которого возможны лишь при их надлежащем установлении федеральным законом.


3. Настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.


4. Дело гражданина Б.А.Кехмана, в котором пункт 2 #M12293 8 9004584 1265885411 81 960356776 230465448 4294967294 3862293637 933288952 4089007700статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"#S был применен в нарушение #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S, подлежит пересмотру в установленном законом порядке, с тем чтобы было обеспечено - если для этого нет других препятствий, кроме устраненных настоящим Постановлением, - его право, вытекающее из #M12293 9 9004937 1265885411 24572 77 3706450924 3279516133 212517485 4 4037270373статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации#S.


5. Согласно #M12293 10 9006048 1265885411 26146 4207644973 1303333711 813530783 4 4127192223 339570800статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"#S настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


#G1Конституционный Суд

Российской Федерации


Текст документа сверен по:

"Собрание законодательства

Российской Федерации", N 9

от 28 февраля 2000 года,

ст. 1066




Похожие:

Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П iconЛитургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности
Москве в феврале 2000 года. См.: Пентковский А. М. Об особенностях некоторых подходов к реформированию богослужения // Православное...
Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П iconУправление образования администрации Петровского
Петровска и Петровского района Саратовской области №453 от 20 сентября 1995 года (свидетельство о государственной регистрации №42),...
Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П iconПостановление От 3 апреля 2003 года n 27 о введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 4 1251-03
Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании#S, утвержденного #M12291 901765645постановлением Правительства...
Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации главный государственный санитарный врач российской федерации постановление от 3 апреля 2003 года n 27 о введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 4 1251-03
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П iconПостановление Избирательной комиссии Рязанской области от 16. 02. 2000 n 96
Данное постановление в газету "Рязанские ведомости"
Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П iconПостановление Избирательной комиссии Рязанской области от 16. 02. 2000 n 96
Данное постановление в газету "Рязанские ведомости"
Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П iconПостановление От 14 февраля 2000 г. N 7 О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних
В связи с вопросами, возникающими у судов при применении законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних, Пленум Верховного...
Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П iconПринят Государственной Думой 20 февраля 1998 года Одобрен Советом Федерации 13 марта 1998 года статья
Российской Федерации в городе Страсбурге 28 февраля 1996 года, со следующими оговоркой и заявлениями
Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П iconПоложение о муниципальной (окружной) конфликтной комиссии Общие положения
Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 года №1075, зарегистрированного Минюстом России от 17 февраля...
Постановление От 18 февраля 2000 года n 3-П iconПоложение о муниципальной (окружной) конфликтной комиссии Общие положения
Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 года №1075, зарегистрированного Минюстом России от 17 февраля...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов