Утверждено Протоколом Ученого совета ГУ-ВШЭ от 24 июня 2005 г. № 15
ПОЛОЖЕНИЕ о базовой школе Государственного университета – Высшей школы экономики I. Общие положения: Базовой школой Государственного университета – Высшей школы экономики (далее БШ) может стать среднее общеобразовательное учреждение любой организационно - правовой формы, предусмотренной действующим законодательством, расположенное на территории Российской Федерации, обладающее лицензией на право осуществления образовательной деятельности, заключившее договор о сотрудничестве с Государственным университетом - Высшей школой экономики (далее ГУ-ВШЭ) и намеревающееся при поддержке ГУ-ВШЭ организовать углубленное изучение базовых и профильных общеобразовательных дисциплин по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилям. Отношения БШ и ГУ-ВШЭ регулируются законодательством РФ в области образования, настоящим положением и осуществляются в рамках заключенного между ними договора о сотрудничестве. Заключение и продление договоров о сотрудничестве происходит в течение первого полугодия каждого учебного года. Координация взаимодействия БШ и ГУ-ВШЭ осуществляется Отделом по работе с общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями (далее отдел БШ ФДП), которое входит в структуру Факультета довузовской подготовки ГУ-ВШЭ (далее ФДП), совместно с ответственными за работу с абитуриентами на факультетах ГУ-ВШЭ. Ответственные за работу с абитуриентами назначаются деканом факультета из числа сотрудников факультета. Содействие в наиболее эффективном сотрудничестве БШ и ГУ-ВШЭ оказывают штатные преподаватели ГУ-ВШЭ. Представители факультетов участвуют в организации и проведении олимпиад, элективных курсов, тематических конкурсов, и прочих интеллектуальных состязаний, семинаров, конференций, проводимых ГУ-ВШЭ. Контроль за деятельностью отдела БШ ФДП осуществляет декан ФДП.
^
Целью сотрудничества ГУ-ВШЭ и БШ является организация предпрофильной подготовки в основной школе и профильной подготовки в старшей школе в рамках социально-экономического и социально-гуманитарного профиля, а также содействие в профессиональной ориентации и в продолжении образования учащимися, обладающим и творческими и исследовательскими способностями, стремящимися к интеллектуальному развитию, самореализации и научной деятельности. Для достижения поставленной цели БШ формирует профильные классы (группы) и реализует в них: общеобразовательную программу, обеспечивающую дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся основного общего и среднего (полного) общего образования по одному или нескольким предметам, либо общеобразовательную программу профильного обучения на старшей ступени общего образования; различные виды учебно-развивающей деятельности учащихся по профильному предмету; Для достижения поставленной цели отдел БШ ФДП оказывает БШ содействие в организации обучения в профильных классах (группах) путём: обеспечения преподавателей БШ учебными программами и методическими материалами по профильным дисциплинам, утвержденными учебно-методическим советом ГУ-ВШЭ по довузовскому образованию и не противоречащими федеральному базисному учебному плану среднего общего образования; подбора преподавателей для преподавания в профильных классах (группах) из числа профессорско-преподавательского состава ГУ-ВШЭ или преподавателей, работающих в ГУ-ВШЭ на условиях совместительства, а также лучших учителей экономистов, прошедших подготовку в ГУ-ВШЭ; организации и проведения тематических консультаций (семинаров, круглых столов и совещаний) по профильным дисциплинам для преподавателей БШ; привлечения к участию в олимпиадах, конкурсах и других интеллектуальных соревнованиях учащихся профильных классов (групп) БШ; мониторинга успеваемости и внешней диагностики знаний учащихся профильных классов (групп) БШ; организации обучения в профильных классах (группах) подготовки по профильным и базовым дисциплинам социально-экономического и социально-гуманитарного профиля, по которым предусмотрена сдача вступительных испытаний в ГУ-ВШЭ, а также сдача Единого государственного экзамена.
III. Типы БШ
Критериями деления БШ на типы являются: численность профильного класса (группы); территория проведения занятий; обеспеченность учебного процесса методическими материалами; участие учащихся профильного класса (группы) в диагностических тестированиях, проводимых ФДП; участие учащихся профильного класса (группы) в профориентационных мероприятиях, проводимых ГУ-ВШЭ. В зависимости от успешности сотрудничества школы и ГУ-ВШЭ БШ школы делятся на три типа: ФДП осуществляет профильную подготовку школьников на территории БШ по программам ФДП, утвержденным Учебно-методическим советом по довузовскому образованию, для реализации сетевой модели профильного обучения в рамках социально-экономического и социально-гуманитарного профиля на старшей ступени средней школы с привлечением преподавателей ГУ-ВШЭ. К обучению в профильных группах опорных школ допускаются не только учащиеся школы, являющейся опорной, но и учащиеся других школ г.Москвы или Московской области; Организация на территории БШ профильного класса (группы) для углубленного изучения базовых и профильных общеобразовательных дисциплин в рамках социально-экономического и социально-гуманитарного профиля); Обеспечение учащихся информацией о ГУ-ВШЭ и направление учащихся, целенаправленно ориентированных на поступление в ГУ-ВШЭ, на ФДП для выбора стратегии и наилучшего способа подготовки к вступительным испытаниям в ГУ-ВШЭ.
БШ может быть отнесена к тому или другому типу базовых школ решением Учебно-методического совета по довузовской подготовке по рекомендации отдела БШ ФДП.
Каждому типу соответствует особоая форма договора, в которой зафиксированы права и обязанности БШ и ГУ-ВШЭ. ^ Вся деятельность профильных классов строится в соответствии с комплексно-целевой программой развития школы, разрабатываемой администрацией школы. В БШ возможна организация предпрофильного обучения в 8-9 классах, профильного обучения в 10-11 классах. Решение об организации предпрофильного и профильного обучения, количества профилей и профильных классов в рамках каждого профиля в конкретной БШ принимается администрацией школы. БШ оказывает содействие в привлечении учащихся профильных классов к участию в олимпиадах, тематических конкурсах и прочих интеллектуальных состязаниях, проводимых ГУ-ВШЭ . БШ организовывает распространение рекламного материала, подготовленного ГУ-ВШЭ, доводит до сведения учащихся профильного класса информацию о проведении дополнительных занятий, курсов довузовской подготовки, культурных мероприятиях, семинарах, конференциях, проводимых ГУ-ВШЭ. Работа по формированию профильных классов проводится во втором полугодии каждого учебного года. ГУ-ВШЭ исходит из того, что профильные классы (группы) могут осуществлять эффективную деятельность при соблюдении БШ следующих условий: наличие квалифицированных преподавателей по базовым и профильным предметам; наличие программно-методического обеспечения учебного процесса, в том числе по профильным предметам, спецкурсов, элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий; наличие учащихся старшей школы, мотивированных в обучении в рамках социально-экономического и социально-гуманитарного профиля; наличие материально-технического обеспечения образовательного процесса. Комплектование профильных классов осуществляется на конкурсной основе администрацией БШ. При приеме учащихся в профильные классы БШ учитывается участие школьников в кружках, факультативах, олимпиадах и конкурсах по профильным предметам, а также сертификат личных достижений клуба «Эрудит» и программы «9 класс» ГУ-ВШЭ. Число учащихся в профильных классах не должно превышать 25 человек (в профильной группе - не менее 5 и не более 15 чел). При наличии свободных мест возможен дополнительный набор обучающихся в класс независимо от района проживания школьника в начале и/или в течение учебного года (при условии самостоятельного изучения пропущенного материала в рамках учебных программ). Преподавание профильных учебных предметов ведется по программам, утвержденным Учебно-методическим Советом ГУ-ВШЭ по довузовскому образованию в установленном порядке, учителями БШ или преподавателями ГУ-ВШЭ, направленными для работы в профильных классах (группах) БШ. Размер оплаты труда преподавателей ГУ-ВШЭ, привлекаемых к процессу обучения учащихся в профильных классах БШ, согласуется с отделом БШ ФДП. Преподавание базовых учебных предметов в профильных классах ведется согласно федеральному базисному учебному плану средней общеобразовательной школы. Сокращение количества часов на их изучение, обозначенных в базисном учебном плане, не допускается. При изучении профильного учебного предмета в учебном плане БШ могут быть предусмотрены спецкурсы, элективные курсы по выбору, групповые и индивидуальные занятия по выбору учащихся (в соответствии с профилем) за счет часов школьного компонента базисного учебного плана. Результаты обучения по профильным предметам учитываются при формировании папки личных достижений школьника (портфолио). Ответственность за организацию и результаты деятельности профильных классов несет администрация БШ.
|