«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» icon

«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»



Название«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
страница1/3
Дата конвертации02.07.2012
Размер497.28 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/____________/

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________200___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № »

____________/______________/

ФИО

«___»____________200___г.


«Согласовано»

Руководитель МОУ «СОШ № »

____________/______________/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________200___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

___________Юневой Елены Юрьевны, _I категория_____________________

Ф.И.О., категория


Основы здорового образа жизни, 7 класс

Предмет, класс и т.п.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______200__ г.


^ 2009 - 2010 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по «Основы здорового образа жизни»____

предмет


Классы 7 «а»,7 «б»

Учитель Юнева Е.Ю.

Количество часов 35

Всего __35___ час; в неделю __1__ час.

Плановых контрольных уроков _нет__, зачетов ___, тестов _1__ ч.;

Административных контрольных уроков _нет__ч.

^ Планирование составлено на основе региональной программы «Основы здорового образа жизни», составители: О.П. Аккузина, Ю.И. Буланый, Т.В. Кобзева, М.А. Павлова и др.


Дополнительная литература:

Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.

Вообрази себе: поиграем - помечтаем. М.: Центр «Эйдос», 1990.

Газман О. Педагогика свободы. Педагогика необходимости // Учительская газета. 13 мая 1997.

Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотерапии. М.; Л., 1967.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1987..

Гребенщиков И. В. Семья: воспитательные возможности.
М., 1985.

Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.

Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики. Опыт, проблемы, решения.М., 1993.

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 54-62.

Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 86-92.

Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти.// Вопросы психоло­гии. 1995. № 1. С. 41-45.

Заика Е.В., Лаптушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников // Во­просы психологии. 1997. № 4. С. 58-62.

Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб.: Питер-пресс, 1996.

Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.

Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебн. пособие к спецкурсу. Л., 1969.

Казанский О.А. Игры в самих себя. М.: Роспедагентство, 1995.

Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.

Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 98-107. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Киев, 1989. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. Макеев Т. А..

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Пер. с англ. / Под ред. Г.А.Ягодина М.: Прогресс, Пангея. 1993. Моисеев Н.Человек и ноосфера М.: Молодая гвардия. 1990. Мы живем среди людей. Кодекс поведения М.: 1989.

Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье 1995.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.

Розанов В.В. Основы учения об окружающей среде. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984..

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: 1990.

Руководство практического психолога. М.: 1995.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.

Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: Феникс, 1997.

Словарь по этике. М.: Изд-во политической литературы, 1963.

Смолка Е. Правила хорошего тона. М.: Прогресс, 1980.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1995.

Харчев А.Г. Быт, семья, досуг. М.: Просвещение, 1969.

Шварцман К.А. Философия воспитания. М., 1989.

Шнайдер К. Как снять стресс. М., 1993.

Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск: 1996.

Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб., 1997.

Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб., 1997.


Рабочая программа по курсу «Основы здорового образа жизни» разработана основе региональной программы рекомендованной Министерством образования Саратовской области.

^ Пояснительная записка.

Рабочая программа адресована учащимся 7-х классов средней общеобразовательной школы.

Необходимость введения образовательного курса «Основы здорового об­раза жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего — это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психиче­ских болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркоти­ков и других токсических веществ.

Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Как проявление душевного нездоровья населения можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости, увеличение числа убийств, изнасило­ваний и др.

Крайние проявления кризисного состояния личности видится в росте ко­личества самоубийств.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к се­бе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастаю­щего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, ра­зобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последователь­ной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана пози­тивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сфор­мировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.

Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулиро­вано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармо­ничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоциональ­ного и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, уме­ниями и привычками здорового образа жизни.

Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческо­го общества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов су­ществования Земли и Вселенной. Поэтому проблема здоровья не может рас­сматриваться как личное дело одного человека.

Современный уровень знаний и человеческого мышления позволяет осоз­нать гармоническую связь всех событий и явлений окружающего мира, ощу­тить себя частью Вселенной.

Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зре­лой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия.

Цели курса «Основы здорового образа жизни»: формирова­ние личности, способной реализовать себя максимально эффективно в совре­менном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, не­обходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формиро­вание потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

^ Содержание программы

Данная программа предполагает изучение вопросов философии, эти­ки, морали, психологии, социологии, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

  • Форма деятельности:

  • Теоретические занятия:

  • лекции

  • беседы

  • дискуссии

  • практические занятия:

  • тренинги

  • анкетирование

  • и тестирование

  • игровое моделирование.

  • совместные занятия родителей и детей

Индивидуальные и груп­повые консультации.


технические средства:

  • аудио- и видеотехника,

  • наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.)



Программа обучения состоит из пяти блоков.


«По законам Вселенной»

(1час в неделю, всего-34 часа)

Этический блок (6 часов)

Нравственные законы развития общества. Нравственность. Мораль. Ценностный базис общества. Культура межличностных отношений. Этика. Этикет. Нравственные категории. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. Последствия наших поступков для жизни общества.

Психологический блок (8 часов)

Способности человека. Задатки, способности, одаренность, талант, творчество. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания.

Способность комбинирования, Способность выделять характерное и существенное в предмете. Способность выделять индивидуальные особенности других люде учитывать их при построении собственных действий.

Ассоциативный фундамент воображения. Способность создавать образные обобщения. Способность видеть в одном предмете признаки других. Навыки коллективного творчества.

Способность создания образов принципиально новых предметов. Способность смотреть на мир непредвзято, воспринимать предметы во всем потенциальном богат­стве их признаков и функций.

Самосознание, самопринятие, конструктивное реагирование на ситуацию обиды. Преднамеренное и непреднамеренное нанесение обиды, переживание обиды, выраже­ние обиды и досада.

Правовой блок (6 часов)

Преступления против морали. Возраст наступления уголовной ответственности (14 лет).

Понятие преступления (противоправное общественно опасное деяние предусмот­ренное УК РФ).

Преступления против семьи и несовершеннолетних. Воровство, бродяжничество, распространение наркотиков, проституция.

Умение сказать «нет» в критической ситуации.

Семъеведческий блок (6 часов)

Женские и мужские особенности: мужественность и женственность. Различия мужчин и женщин: физиологические, психологические, социальные. Понятие мужест­венности в различные исторические эпохи. Современные отношения мужчин и жен­щин. Процессы феминизации мужчин и мускулизации женщин.

Знакомство. Виды и формы знакомств. Особенности современных форм зна­комств. Проявление мужской и женской инициативы при знакомстве. Взаимоотноше-

Медико-гигиенический блок (8 часов)

Здоровье - нравственная категория. Болезни, как безответственность и невежест­во.

Воздействие стресса на организм. Создание установки на благополучие.

Обзор различных систем «Здорового образа жизни».

Возрастные особенности режима дня, труда и отдыха, питания подростка. Гигиена сна.

Гигиена одежды и обуви. Детская косметика. Уход за кожей. Гигиенические аспекты работы на компьютере.

Этический блок(6часов)

Занятие 1. Нравственные законы развития общества. (1 ч)

Цель: Сформировать представления о нравственных законах развития общества, как об одном из основных спосо­бах нормативной регуляции действий человека в обществе, регуляции поведения и сознания человека во всех сферах об­щественной жизни.

^ Основные понятия: общество, нравственность, мораль, ценностный базис общества, культура межчеловеческих взаимоотношений, этика, этикет.

Методические рекомендации.

Девиз занятия: «Циник знает всему цену, но не знает ценности» (О. Уайльд).

В начале занятия педагог выносит на обсуждение основные понятия темы (по ходу обсуждения педагог дает точ­ные и емкие определения понятий). Затем, апеллируя к разуму, творчеству, нравственности ребенка выводит школьников к личностному восприятию и отношению к нормам морали. Ключевыми в диалоге могут быть фразы «Если мы с вами сделаем так, то тогда ...»; «Ведь в наших же силах ...»; «Представим, каково человеку при таких обстоятельствах...».

Далее рекомендуется организовать мозговой штурм с целью определения соотношения личностного и обществен­ного в поведении и жизнедеятельности человека. Выводом может служить потребность в этикете, как регуляторе этого соотношения.

Подчеркиваем: образование становится этическим только тогда, когда в сознании каждого участника процесса (школьника, педагога и т. д.) сложилось понятие «человек», отражающее обобщенное ценностное отношение вообще к человеку как таковому.

^ Занятие 2. Последствия наших поступков для жизни общества (1 ч)

Цель: Вывести школьников за пределы предметного взаимодействия с миром, актуализировать личностное отно­шение и ответственность перед обществом за последствия наших поступков.

^ Основные понятия: поступки и их последствия; свободная воля человека; сознательность и ответственность за поступки.

Методические рекомендации.

В начале занятия педагог предлагает школьникам ознакомиться с рассказами «И грянул гром», «Каникулы» (рас­сказы могут быть прочитаны заранее, в качестве домашнего задания). Затем организуется обсуждение этих произведений. В ходе обсуждения педагог выводит школьников на осмысление жизни и собственных поступков с философских пози­ций, способствует развитию у школьников обобщенного отношения к жизни как к таковой, ценностному отношению к собственной жизни и жизни любого живого существа.

В заключении педагог проводит исторические примеры, где прослеживаются последствия поступков людей для жизни общества (желательно использовать примеры из Российской истории).

^ Занятие 3-4. Нравственные категории. Понятия чести, совести, порядочности. Понятия добра и зла. (2 ч)

Цель: Упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру, красоте; формирование потребности в постоянном осмыслении своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

^ Основные понятия: честь; совесть; порядочность; добро; зло.

Методические рекомендации.

Занятие рекомендуется провести в форме ролевой игры. Фабула игры такова. На плоту 5 мест для путешественни­ков. Они плывут по реке, вокруг необитаемые берега. Вдруг что-то случилось: волной смыло съестные припасы; волной смыло маршрутную карту; загрустила Дама, единственная среди юношей на плоту; по берегу бежит какой-то человек, просит взять его на плот шестым; пошел сильный, холодный дождь и т.д. Что делает человек в подобной ситуации? Реак­ции участников находятся под наблюдением зрителей.

По завершении ролевой ситуации зрители сообщают о своем мнении: было ли поведение достойным. Момент движения плота обозначается музыкой (например, Генделя, «Музыка на воде»). Участники игры не рассуждают о том, что следовало бы делать, а совершают действия, которые они считают необходимыми в создавшихся условиях.

Ученики собираются в группы по 5-6 человек и определяют для себя смысл понятий «добро» и «зло». Далее пред­ставители от групп зачитывают формулировки и определения. Педагог организует обсуждение. В конце занятия форми- I руется окончательное определение. Важно, чтобы прозвучал личностный смысл, вкладываемый каждым школьником в ! определение понятий «добро» и «зло». Актуальным будет обсуждение понятий «ложь во благо», «все средства хороши» и т.д.

^ Занятие 5-6. Моральные нормы и критерии поведения. (2 ч)

Цель: Определить критерии поведения, обозначить моральные нормы поведения.

Основные понятия: моральные нормы; критерии поведения; культура поведения; научение; приучение.

^ Методические рекомендации.

I

Занятие начинается с повторения пройденного материала. Педагог акцентирует внимание на том, что, предоставив личности свободный выбор в организации собственной жизни, поставив ее в состояние постоянного духовного усилия по решению жизненных проблем, мы не можем оставить личность без опоры на человеческий опыт.

Сконцентрированный в высших ценностях, жизненный опыт передается посредством этих ценностей: в категории Добра сфокусировалось отношение к людям; в категории Истины отразилось отношение к разуму, познающему законо­мерности мира; категория Красоты обозначилась в жажде гармонии мира; ценности - Свобода, Совесть и Счастье харак­теризуют итоговые представления человека о достойной жизни; ценности - Труд, Познание, Общение, и Игра указывают на открытые человечеством деятельностные способы созидания достойной жизни. Иерархия ценностей невоспроизводи­ма и строго индивидуальна.

Педагог, как представитель человеческой культуры, направляет внимание детей на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя ребенок стоит перед сложным выбором так как су­ществует огромное количество лжеценностей.

Далее педагог выстраивает «мостик» от нравственных ценностей к моральным нормам и критериям поведения. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание описать поведение культурного человека: в общественных местах; с незнакомыми людьми, со стариками, малышами, инвалидами; на лоне природы; наедине с собой; в общении с книгой и т.п.

После обсуждения материалов, представленных группами, делается общий вывод о культуре человека. В заверше­нии второго занятия предлагается каждому участнику обсуждения продолжить фразу «Культурный человек......».

Психологический блок(9) часов)

Занятие 7. Способности человека. (1 ч)

Цель: Дать представление о способностях, их составляющих и их развитии.

Основные понятия: задатки, способности, одаренность, талант, творчество; структура способностей, составляю­щие элементы творческого процесса; основные функции одаренности в рамках обеспечения максимального приспособле­ния к миру; специальная одаренность; личностные образования, составляющие основу творческой одаренности.

^ Методические рекомендации

В рамках лекции необходимо сформировать отношение к способностям, как к возможности наиболее эффективно­го приспособления к реальности. Анализ понятий: Способности, одаренность, талант, желательно рассмотреть с точки зрения особенностей творческой личности. Необходимо предложить направление развития собственных способностей учащихся в рамках самовоспитания.

В психологическом блоке педагог проводит тренинг воображения. Комплекс игр оказывает положительное влия­ние не только на воображение и мышление школьников, но и в ряде случаев на их эмоциональное состояние, коммуника­тивные качества.

^ Тренинг воображения.

Занятие 8 (1 ч)

Цель: Развить способности комбинирования. Обучить выделять наиболее характерные признаки предмета, сопос­тавлять их друг с другом, образовывать всевозможные их сочетания, создавать целостные образы и понятия по отдель­ным разрозненным характеристикам.

^ Основные понятия: Характерные признаки предмета, целостные образы, комбинирование.

Методические рекомендации

Школьники обучаются выделять наиболее характерные признаки предмета, сопоставлять их друг с другом, образо­вывать всевозможные их сочетания, создавать целостные образы и понятия по отдельным разрозненным характеристи­кам.

Упражнения: «Загадывание предмета с помощью пары других предметов», «Отгадывание предмета по паре дру­гих предметов». « Перехват закодированных сообщений».

«Загадывание предмета с помощью пары других предметов».

Называется какой-либо хорошо известный всем предмет (явление, существо), например, змея. Нужно назвать два других предмета, в целом мало похожих на заданный, но таких, сочетание которых по возможности однозначно бы его определяло, т.е. как бы замаскировать, закодировать его другими предметами. В данном случае могут быть названы, на­пример, горная дорога и кожаное портмоне (синтез некоторых их признаков: удлиненности, узости и извилистости доро­ги и особенностей поверхности портмоне - являющиеся признаками змеи) или ручей и мышь (длинное извивающееся и подвижное, живое, с головой, глазами), или веревка и ветер (удлиненное и извивающееся) и т.д. В течение ограниченного времени (5-7 мин) следует найти как можно больше вариантов такого загадывания и выбрать наилучший. Предложенные участниками игры ответы обязательно обсуждаются и обосновываются. По результатам обсуждения определяется побе­дитель, а также формулируется наиболее точный и оригинальный ответ, который может быть продуктом коллективного творчества.

Эта игра развивает способность быстро выделить в предмете наиболее характерные для него признаки и находить другие предметы, имеющие как сходные, так и не сходные с ними признаки. Указанные операции составляют основу комбинирования, являющегося одним из приемов воображения.

«Отгадывание предмета по паре других предметов»

Описываемая игра противоположна предыдущей. Руководитель игры (а в дальнейшем и сами игроки) называют пары предметов, которые, по их мнению, однозначно кодируют некоторый третий задуманный ими предмет (например, задумав «фонтан», говорят: «дерево» и «ливень»), предлагая участникам игры отгадать задуманное. При этом задачей иг­роков является записывание как можно большего числа разнообразных предметов (так, в нашем примере это может быть дельта реки: вода «ветвится» подобно дереву, сыплющиеся опилки и т.д.). Побеждает тот, кто наряд}' с задуманным предметом назовет наибольшее число других, особенно неожиданных предметов и четко обоснует свои ответы.

«Перехват закодированных сообщений».

Эта игра является синтезом двух предыдущих. В качестве основных игроков в ней участвуют четыре человека, иг­рающие два на два. Первый передает своему партнеру закодированные с помощью пары предметов слово, и партнер дол­жен в течение ограниченного времени (например, 30с. или 1 мин.) дать однозначную ее расшифровку. Два других игрока (два «противника»), услышав сказанное первым игроком, должны в течение этого же времени записать свой вариант расшифровки. Одна из сторон получает призовой балл только в том случае, если противная сторона не сумела отгадать задуманное. Если отгадали обе стороны, балл не засчитывается. Если первый игрок неудачно закодировал слово, его сто­рона получает штрафной балл.

Игра организуется так, чтобы каждая сторона по очереди называла свои закодированные, а внутри каждой стороны эту функцию выполняли бы оба партнера попеременно. Остальные играющие обеспечивают составление слов, подлежа­щих передаче в зашифрованном виде, и их распределение по жребию между четырьмя игроками, а также выполняют су­дейские функции во время игры.

В этой игре развивается способность загадывать предмет так, чтобы при этом сочеталось одновременно хорошая его замаскированность (от противников), и однозначная его расшифровываемость (для партнера), а также умение выде­лять индивидуальные особенности воображения и мышления других людей и учитывать их при построении собственных действий.

Занятие 9 (1 ч)

Цель: Развитие ассоциативного фундамента воображения. Формирование гибкости мышления. ^ Основные понятия: Ассоциации, гибкость, мышление, воображение. Методические рекомендации

Формирование гибкости мышления и развитие ассоциативного фундамента воображения проводится с помощью серии упражнений.

Упражнения: «Передача закодированных слов по испорченному телефону». «Передача ассоциаций по цепочке», самостоятельное составление ассоциативных цепочек.

«Передача закодированных слов по испорченному телефону»

Игроки рассаживаются, образуя цепочку. Первый игрок получает от ведущего некоторое слово, например, «само­лет». Его задача - быстро закодировать его с помощью пары других предметов (Например ...синица...- летает, с крыльями, хвостом, и ... напильник... - металлический, тяжелый) и передать второму игроку эти два слова. Второй игрок по этим двум словам должен синтезировать некоторый целостный предмет, закодированный в них. Например, он может предпо­ложить, что это... граната... (шероховатая, металлическая, тяжелая - от напильника... округлая, продолговатая, летает по воздуху - от ... синицы), и передает это слово третьему игроку. Третий кодирует принятое сообщение по-своему (напри­мер, «метательный диск» - гранату метают, и «обвал в горах» - грохот и облако пыли) и в таком виде передает его четвер­тому. Четвертый раскодирует и т.д.

Передача каждого сообщения осуществляется письменно, на узких полосках бумаги. Чтобы интенсифицировать игру и уменьшить простой игроков, уже передавших свои сообщения, ведущий, не дожидаясь прохождения первого сло­ва по всей цепочке, называет первому игроку новое слово, которое он должен закодировать для второго игрока, и т.д. Для подготовки сообщения вводится ограничение времени, не уложившийся в него штрафуется выходом из середины цепоч­ки и занятием места в самом ее начале, перед первым игроком. В дальнейшем процесс игры, зафиксированный на бумаж­ных полосках, подробно обсуждается. Играющие обосновывают, почему одни отгадывания и загадывания им кажутся удачными, а другие неудачными, и вместо последних предлагаю собственные, более удачные, по их мнению, варианты ответа.

«Передачи ассоциаций по цепочке»

Игроки рассаживаются, образуя цепочку. Ведущий дает первому игроку полоску бумаги с написанной на ней фра­зой, например «во время грозы следует закрывать окно». Первый игрок должен на другой полоске быстро записать одну из понравившихся ему ассоциаций и передать второму игроку, тот записывает на полоске свою ассоциацию и передает третьему и т.д. В результате может образоваться, например, такая ассоциативная цепочка: «Шаровая молния, влетевшая в комнату; Сильный пожар в доме. - Ноль один (телефонный номер, который может быть воспринят как футбольный счет) - Спартак (футбольная команда, но может быть воспринят и как руководитель восстания рабов) и т.д.»

При обсуждении итогов игроки анализируют полученную ассоциативную цепочку и предлагают в каждом случае другие, более оригинальные ассоциации

Занятие 10 (1 ч)

Цель: Формирование способности создавать образные обобщения. Развитие способности видеть в одном предмете признаки других. Отрабатывается навык коллективного творчества.

^ Основные понятия: Творчество, восприятие, образные обобщения, совместимые признаки и несовместимые при­знаки.

Методические рекомендации

Развитие способности видеть в одном предмете признаки других. Отрабатывается навык коллективного творчест­ва. Упражнения «Перечень возможных ошибок в восприятии предметов», «Поиск сравнений», «Передача сравнений по цепочке».

«Перечень возможных ошибок в восприятии предметов»

Называется какой-либо предмет (иногда и некоторые черты окружающей его обстановки), например «лежащая на столе меховая шапка» Нужно выписать как можно больше названий других предметов, за которые может быть принят за­данный предмет в условиях затрудненного видения (например, при вспышке света лишь на мгновение, в полумраке, в ту­мане и т.п.). В данном случае это могут быть, например, кошка, наполовину спущенный волейбольный мяч, чья-то ма­кушка, высунувшаяся из-под проломанной крышки стола, и т.д. Эта игра формирует способность видеть в одном предме­те признаки других, иногда очень далеких от него по смыслу, но сходных по некоторым характерным внешним очертани­ям, и на этой основе создавать образные (в отличие от понятных) обобщения.

«Поиск сравнений»

Описывается некоторый предмет или ситуация, например «зеркало сверкало в лунную ночь, как ...» Нужно подоб­рать как можно больше сравнений ( другими словами, вариантов окончания этого предложения). Сравнения могут быть банальными («как поверхность озера») и довольно неожиданными ( «как экран телевизора во время показа рок-парада», «как белое платье девушки, идущей на первое свидание»). Побеждает автор наиболее оригинального сравнения.

«Передача сравнений по цепочке»

Первый игрок, получив от. ведущего полоску с описанием какого-либо явления например «рядом прогромыхал по­езд», должен в течение короткого времени подобрать к нему сравнение и, записав его на другой полоске (опустив слово «как», например, «барабанная дробь»), передать второму игроку который в свою очередь должен подобрать сравнение к этому явлению (например, «шум в ушах при головной боли») и т.д. При обсуждении результатов игрокам предлагается в каждом случае подбирать альтернативные, более оригинальные сравнения, поощряется также и коллективное творчество.

Занятие 11 (1 ч)

Цель: Формирование одного из основных приёмов воображения - комбинирование признаков различных предме­тов, совмещение того, что несовместимо в обычных условиях. Развитие способности создания образов принципиально новых предметов. Развитие способности совмещать признаки совершенно не похожих друг на друга и далёких по смыслу предметов. Развитие способности создавать при совмещении двух различных предметов нарочито необычную смесь. Раз­витие способности смотреть на мир непредвзято.

^ Основные понятия: комбинирование, совместимые и несовместимые признаки.

Методические рекомендации

Развитие способности создания образов принципиально новых предметов, развитие способности совмещать при­знаки совершенно не похожих друг на друга и далеких по смыслу предметов, развитие способности создавать при со­вмещении двух различных предметов нарочито необычную смесь достигается через выполнение упражнения «Формули­ровка вопросов по двум заданным словам». Развитие способности смотреть на мир непредвзято формируется с помощью упражнения «Формулировка необычных вопросов о предмете».

«Формулировка вопросов по двум заданным словам»

Называются любые два предмета например «газета» и «верблюд». Нужно составить как можно больше разнооб­разных вопросов, в которых обязательно использовались бы заданные слова, прочем вопросы должны быть по возможно­сти необычными, иногда смешными. Так, в нашем случае могут быть записаны вопросы: «Сколько верблюдов можно за­вернуть в одну газету?», «Почему ты, читая газету, сутулишься, как верблюд?», «Почему ты, верблюд, грустишь так, как будто начитался газет про нашу теперешнюю жизнь?» Победителями оказываются авторы трех наиболее оригинальных вопросов, определяемых по итогам обсуждения.

В этой игре развивается способность создавать при совмещении двух различных предметов нарочито необычную, странную, причудливую смесь, решительно преодолевая при этом все шаблоны здравого смысла, прошлого опыта и при­вычного словоупотребления.

«Формулировка необычных вопросов о предмете».

Называется какой-либо предмет, например «цветок». Нужно составить как можно больше различных вопросов о нем, причем чем необычнее вопросы, тем лучше. Например. «Правда ли, что при рождении каждого человека обязательно где-то распускается цветок?», «Почему цветок не может, подобно птице, взлететь на своих лепестках?». Если участники игры поначалу испытывают трудности, можно предложить им вжиться в образ маленького ребенка, который впервые встретился с этим предметом и задает о нем нелепые или наивные вопросы. При обсуждении составленных вопросов можно попросить игроков попытаться сгруппировать их в несколько тематических блоков, например о происхождении предмета («На каком заводе собирают эти живые цветы?»), о новых возможностях его использования («Правда, что если долго смотреть на цветок, то станешь такой же красивой, как он?»), об изменении его свойств («Если бы этот цветок был мальчиком, то он дружил бы со мной?») и т.д. Составленную классификацию вопросов можно в дальнейшем использо­вать как мощный инструмент для порождения целого спектра самых разнообразных вопросов о других предметах, ко­торые будет называть ведущий.

В этой игре развивается способность смотреть на мир непредвзято, наивно, без всяких ограничений, накладывае­мых на нас рассудком, воспринимать предметы во всем потенциальном богатстве их признаков и функций, как реализо­ванных, так и нереализованных.

^ Тренинг самосознания.

Занятие 12 (1 ч)

Цель: Формирование самопринятия. Формирование навыков анализа представлений окружающих по заданной схеме.

^ Основные понятия: Принятие, самопринятие.

Методические рекомендации

Ритуал начала занятия.

  1   2   3




Похожие:

«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Содействие обучающимся в познании своих личностных особенностей, способностей, возможностей через проведение диагностических методик,...
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
Планирование составлено на основе программы элективного ориентационного курса Чистяковой С. Н. «Слагаемые профиля выбора обучения...
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано»
В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребёнку семьёй или формируются в процессе...
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» iconРассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано»
Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» iconРассмотрено на заседании шмо естественных наук. Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано»
Федерального компонента образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» iconРассмотрено на заседании шмо естественных наук Руководитель шмо: /Приезжева Т. В./ Фио протокол № от 2012г. «Согласовано»
Федерального компонента образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об...
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» iconСогласовано» «Согласовано» Учредитель и главный редактор Директор лагеря Координатор газеты «Безнең юл». Председатель клуба «Шарыкъ» г. Казани Союза Татарской Молодежи «Азатлык» «Танбатыр» Шайхутдинов Д. И. Р. З. Юлдашев С. Закиров
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Учредитель и главный редактор Директор лагеря Координатор
«Согласовано» Руководитель мо / / фио протокол № от 200 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Методист моу дпос «умц» / / фио 2011г. «Согласовано»
«ГеографияРоссии» (7-9 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов