В гостях у народных мастеров Хохломы icon

В гостях у народных мастеров Хохломы



НазваниеВ гостях у народных мастеров Хохломы
Дата конвертации25.05.2012
Размер53.52 Kb.
ТипУрок

НАРОДНОЕ МАСТЕРСТВО


Левда Н.А.

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Народное искусство является мощным средством эстетического, нравственного воспитания личности ребёнка.

Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре, учат любить и уважать труд и мастерство. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета – всё это учащиеся получают в процессе декоративного рисования. Приобретенные умения и навыки, учащиеся младших классов применяют в различных работах на уроках изоискусства и трудового обучения: в аппликации, изготовлении игрушек, вышивке.

Встречи с простыми и красивыми художественными изделиями народных мастеров, учат видеть прекрасное в жизни и в искусстве, развивают активную творческую деятельность каждого ребёнка, создают общую радость за сделанное на уроке.

Представляю урок на тему «В гостях у народных мастеров Хохломы».


^ Изобразительное искусство, 4 класс.

Тема: В гостях у народных мастеров Хохломы.

Цели:

  • Знакомство с художественной росписью по дереву мастеров из Хохломы: виды узоров и способы нанесения.

  • Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.

  • Воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров.

Оборудование: компьютерное и проекционное оборудование, презентация, металлическая доска, магниты, раздаточный материал (шаблоны изделий для росписи, тычки). Принадлежности: бумага, краски, фломастеры, кисти.

Изобразительный ряд: образцы изделий Хохломы, таблица «Элементы хохломской росписи».


^ Ход урока

1. Организация класса.

- Приветствие класса.

- Проверка готовности к уроку.

2. Знакомство с темой урока.

Ребята, сейчас я предлагаю совершить экскурсию в мастерскую художника.

Просмотр слайдов (изображения изделий Хохломы)

  • Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Да. Об узорах, о ложках, о посуде, которую изготавливают народные мастера Хохломы.

Слайд № 1. Наша тема: Народный промысел - Хохлома.

3. Объяснение нового материала. Презентация.

Слайд № 2. Золотые травы Хохломы.

jpg" name="рисунок 10" align=bottom width=170 height=170 border=0>

Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварёшке. Клюёт эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали - сказка началась? А это быль.

Слайд № 3. Сёла Сёмино, Кулигино, Разводино.

Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему? Вот как это случилось

Слайд № 4. На ярмарку!

Катят гружёные подводы вдоль извилистых берегов речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохлому семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.

Слайд № 5. На ярмарку!

- Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо блюда да чашки, ложки?

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама хохлома!

Так и повелось – Хохлома да Хохлома. Вот и зовут по сей день расписную золотую утварь – хохломской.

А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.

Слайд № 6. Как работают мастера из Хохломы.

И сейчас хохломскую посуду делают в Горьковской области.

1. Вырезают посуду из липы, осины, берёзы.

2. Просушенные изделия шпаклюют, чтобы дерево краску не впитывало.

3. Через 6 - 8 часов грунтуют изделие льняным маслом и - в сушильный шкаф на 4 - 6 часов, температура 40ْ - 50ْ.

4. Затем посеребрят и натирают алюминиевым порошком. Теперь можно и расписывать.

Слайд № 7. Цвета хохломской росписи.

Какие цвета используют хохломские мастера при росписи изделий?

Жёлтый, красный, чёрный и зелёный. Эту роспись называю «золотой», потому что преобладает жёлтый цвет.

Упражнения

Ребята, давайте выполним элементы хохломской росписи (кистевая роспись, узор «тычком»).

Слайд №8. Элементы хохломской росписи.

Рассмотрим таблицу «Элементы хохломской росписи». Учитель показывает приёмы росписи, учащиеся повторяют за учителем.



- «Осочки»

- «Травинки»

- «Капельки»

- «Усики»

- «Завитки»

- «Кустики»




4. Закрепление. Вопросы:

Назовите изделия хохломских мастеров?

Из какого материала изготавливают хох-ломские изделия?

Почему хохломскую посуду называют зо-лотой?

Какие цвета используют в хохломской росписи?

Назовите основные элементы росписи?

Где используются изделия Хохломы?



^ 5. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выполнить роспись изделия (шаблоны, предварительно затонированные), применить характерные цветовые сочетания и приёмы росписи.

Так как мы только учимся, мы в отличие от хохломских художников, сделаем лёгкий карандашный рисунок узора.Для работы в цвете используйте кисти, фломастеры и тычки. Законченность работы - яркость и чистота цве-тов, чёткость и выразительность.Приглашаем принять участие в выставке.

^ 6. Итоги урока. Выставка работ учащихся. По окончании работы детям предлагается для оценки своего труда посмотреть на изделия мастеров Хохломы и сравнить со своими работами.

А теперь организуем выставку. Тот кто сделал роспись выйдет и прикрепит её магнитом на доске.

Оценка работ учащихся. Отметить все работы.

7. Рефлексия. Учащиеся читают стихи о Хохломе.

^ Мир волшебной хохломы

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея –

В мир волшебной Хохломы.

Б. Дубровский

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золотому фону затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка.

Слайд № 9. Современная Хохлома (Горьковская область).

Сегодня мы чаще всего встречаем изделия, изготовленные хохломскими мастерами. Желаю иметь вам такие изделия у себя в доме, они создают уют и хорошее настроение.


Резюме. Данный урок является основным в изучении русского народного промысла Хохлома. Урок не только формирует навыки росписи, умение владеть приёмами и способами создания композиции, но и выявляет место изделий Хохломы в жизни человека.

Ребята понимают, что мы современные люди живём не так, как в прошлом. Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим предкам, к природе, к вере русских людей в то, что красота созданная их руками, принесёт счастье. Дети узнали, что изделия народных мастеров Хохломы продолжают жить в музеях, на выставках, изготавливаются на фабриках, продаются и делают нашу жизнь красивее и ярче.

Во время урока дети применяли различные художественные материалы: гуашь, акварель, бумажные шаблоны, фломастеры. Использовали не только кисти, но и специальные тычки, что помогло аккуратности исполнения работ.

Использование компьютерного и проекционного оборудования способствовало динамичности урока, весь представленный материал к уроку вызвал у детей интерес, повысил их творческую активность. Все ребята справились с заданием урока.




Похожие:

В гостях у народных мастеров Хохломы iconМосковское барокко
В конце XVII в в Москве работало много иностранных мастеров, архитекторов, живописцев, скульпторов. Искусство этого времени назвали...
В гостях у народных мастеров Хохломы iconОтчет о проведении краевой тематической Недели «Город мастеров» в мбоу сош №5 с 21. 03 по 26. 03. 2011 года
С целью повышения интереса к предметам через процесс активизации внеурочной деятельности, развития творческого и познавательного...
В гостях у народных мастеров Хохломы iconКлассный час во 2 «Б» классе Тема: «В гостях у здоровой пищи». Учитель: Ревуцкая И. П. Тема: «В гостях у здоровой пищи». Цель: убедить детей в необходимости правильно питаться
Класс разделён на три группы. Они сидят за столами с эмблемой разного цвета красный, жёлтый, зелёный
В гостях у народных мастеров Хохломы iconВ гостях у самовара классный руководитель 2 класса С. В. Корзун Цель: Сохранение народных традиций. Задачи: Сплочение детских и родительских коллективов. Привитие любви к русскому народному творчеству. Развитие творческих способностей учащихся. Хозяйка
Задачи: Сплочение детских и родительских коллективов. Привитие любви к русскому народному творчеству. Развитие творческих способностей...
В гостях у народных мастеров Хохломы iconТема: Изображение декоративной травки с ягодами в прямоугольнике или круге /2 урока
Задача: Содействовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за землю, на которой живут, и работаю мастера золотой Хохломы, углублять...
В гостях у народных мастеров Хохломы iconПоложение об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения
Топкинского районного Совета народных депутатов от 24. 09. 2008 года № «О внесении изменений в решение Топкинского районного Совета...
В гостях у народных мастеров Хохломы iconПоложение об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения
Топкинского районного Совета народных депутатов от 24. 09. 2008 года «О внесении изменений в решение Топкинского районного Совета...
В гостях у народных мастеров Хохломы iconКонкурс "город мастеров" 01 июля 2012 года

В гостях у народных мастеров Хохломы icon«О старом и новом календарном стиле празднования Нового года в Российской Федерации». Шевченко А. А. г. Новосибирск Декретом Совета Народных Комиссаров рсфср «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»
Кретом Совета Народных Комиссаров рсфср «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 20 января 1918 года по Р. Х., русское...
В гостях у народных мастеров Хохломы iconПлан проведения краевой тематической Недели «Город мастеров» в мбоу сош №5 с 21. 03 по 26. 03. 2011 года

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов