Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" icon

Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему "Виды и типы корневых систем"



НазваниеКонспект урока по биологии в 6-м классе на тему "Виды и типы корневых систем"
Дата конвертации29.07.2012
Размер44.8 Kb.
ТипУрок

Конспект урока по биологии в 6-м классе

на тему "Виды и типы корневых систем"

Куприёва Н.В.,

учитель биологии

МОУ «Ровеньская СОШ с УИОП»


Цель урока: познакомиться на уроке с новыми понятиями – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы. Развивают творческое мышление и монологическую речь. Воспитывать любовь к бережному отношению к зелёным растениям, к природе.

Оборудование:

Демонстрационное – комнатные растения, таблица “Строение корня”, “Типы корневых систем”.

Лабораторное - проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий “Типы корневых систем”.

1. Организационный момент: 1 мин.

2. Этап актуализации знаний: 5 мин.

Фронтальная беседа по домашнему заданию.

  1. В чем преимущества семени перед спорой?

  2. Какое строение имеет семя двудольных растений?

  3. Чем отличается семя однодольного растения от семени двудольного?

  4. Что такое щиток и какую функцию он выполняет?

  5. Какие особенности строения семени лежат в основе деления растений на однодольные и двудольные?

  6. Назовите характерные особенности однодольных растений?

^ 3. Изучение нового материала

Тема урока: “ Виды и типы корневых систем ”.

Цель урока: исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем; развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем; убедиться в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

План урока:

  1. Внешнее строение корня и его функции.

  2. Виды корней.

  3. Виды корневых систем.

  4. Рост корня.

  5. Движение корня.

  6. Лабораторная работа: “Стержневая и мочковатая корневые системы”.

Этап мотивации:

“Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!”

Какую роль играет корень в жизни растения?

Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

Учащиеся отвечают на вопрос.
(Растения выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями).

Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы тополь с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.

Учитель: на прошлых уроках мы изучили общие вопросы строения тела растений, выяснили функции вегетативных органов растения – корня и побега. Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем.

^ Объяснение учителя: Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек.

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.

В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ, МОРКОВЬ). Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).

Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – “тяга, поворот к земле”. Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом.


^ Лабораторная работа: “Стержневая и мочковатая корневые системы”.

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

Задания.

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь.

  2. Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.

  3. Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.

  4. Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.

Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

Закрепление – 5 мин. Фронтальная беседа.

  1. Какие функции выполняет корень?

  2. Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?

  3. Что такое корневая система?

  4. Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?

  5. Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой?

  6. Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли?

  7. Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?

Анализ и оценка успешности деятельности учащихся на уроке.

Итоги урока:

-Ребята, мы выполнили задачу урока?

-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

- Было ли вам интересно?

6. Домашнее задание – 2 мин.

1. Изучить параграф 19, знать основные понятия.

2. Вырастить несколько растений фасоли и провести пикировку, а 3 растения оставить без изменений.




Похожие:

Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе
Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" iconПлан-конспект урока в 9-ом классе на тему «Английская еда»
Лексический материал: a plate of soup, a slice of cheese, some salad, a glass of milk
Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" iconУрок: «типы алгоритмов. Линейные алгоритмы» Тема: Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Класс: 8 класс Цели урока: · познакомить учащихся с типами алгоритмов
Откройте тетради. Запишите тему урока: «Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы»
Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" iconУрок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции головного мозга» Подготовила и провела учитель биологии
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции головного мозга»
Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" iconУрок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции спинного мозга» Подготовила и провела учитель биологии
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции спинного мозга»
Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" iconКонспект урока по алгебре в 7-м классе на тему: «Свойства степени с натуральным показателем» Цели урока
Образовательные: – отработка умений систематизировать, обобщать знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать...
Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" iconКонспект урока по алгебре в 7 классе на тему: «Одночлен и его стандартный вид»
Говорится о том, что на этом уроке нужно повторить определение степени, свойства степеней с одинаковыми основаниями, и начнется изучение...
Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" iconПлан-конспект урока по биологии в 8 классе. Тема урока: пищевые продукты и питательные вещества
«питательные вещества», «пищевые продукты»; рассмотреть функции пищеварительной системы; роль питательных веществ. Формировать умения:...
Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" iconКонспект урока по математике в 6 классе на тему: «Основное свойство дроби»
Какое основное свойство дроби вы знаете? Сформулируйте его со словом «умножить», со словом «разделить»
Конспект урока по биологии в 6-м классе на тему \"Виды и типы корневых систем\" iconПлан-конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко М. В. Тема урока : Устаревшие слова. Цели урока
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов