Физическая культура IX класс базовый уровень icon

Физическая культура IX класс базовый уровень



НазваниеФизическая культура IX класс базовый уровень
страница1/4
Дата конвертации20.05.2012
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

С 12-ЛЕТНИМ СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

IX класс

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Утверждено

Министерством образования

Республики Беларусь


МИНСК

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

2005


Авторы:

В. Н. Кряж, 3. С. Кряж


©Министерство образования

Республики Беларусь, 2005

СОДЕРЖАНИЕ


^ Пояснительная записка

4

Базовый компонент

10

Вариативный компонент

34

Шкалы для оценки уровня общей физической подготовленности

36


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Изучение учебного предмета «Физическая культура» Подчинено общей цели — формированию физической культуры личности в процессе решения следующих образовательных и оздоровительных задач:

  • совершенствовать функциональные возможности организма и укреплять на этой основе здоровье учащихся;

  • разносторонне развивать физические качества и способности, осуществлять мониторинг их развития;

  • воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, потребность в регулярных фивкультурно- и спортивно-оздоровительных занятиях;

  • учить технологиям современных оздоровительных систем физического воспитания;

  • обогащать индивидуальный опыт занятий общеразвивающими упражнениями и изучаемыми видами спорта;

  • знакомить с системой физкультурных знаний, мотивирующих регулярные занятия физическими упражнениями и готовящих к ним учащихся;

  • способствовать предупреждению вредных привычек, формированию здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры, формируя необходимые для этого, знания, умения, навыки и способы деятельности;

  • формировать навыки творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.


В IX классе учебный предмет «Физическая культура» изучается с учетом уровнёвой: и профильной дифференциации общего среднего образования. Для решения задач учебного предмета в его программу включены базовый и вариативный компоненты. На освоение базового компонента независимо от уровня изучения учебного предмета отводится 64 часа. Базовый компонент включает учебный материал, необходимый учащемуся для: оздоровления; физического и нравственного совершенствования; формирования здорового, физически активного образа жизни; развлечения и отдыха с помощью средств физической культуры. Его освоение, является обязательным для всех уровней изучения учебного предмета. Базовый компонент дополняется вариативным компонентом. Он включает школьную и профильную части (таблица 1), которые разрабатывает учитель. Школьная часть разрабатывается с учетом условий, предоставленных школой для изучения, физической культуры, уровня изучения учебного предмета, других факторов. Профильная часть разрабатывается с учетом профильной дифференциации школы (класса), если она имеет выраженную специфику, которая может быть учтена при изучении физической культуры.

^ Таблица 1

Примерная структура программы учебного предмета

«Физическая культура», учитывающая уровневую

и профильную дифференциацию

Уровни изучения учебного предмета «Физическая культура»

Компоненты содержания вариантов учебного предмета «Физическая культура»

Профессиональные ориентации учащихся, образовательные учреждения

Базовый компонент (единый для всех уровней)

Вариативный компонент

Школьная часть

Профильная часть

^ Базовый уровень (оздоровительный)

108 ч

Всего 64 ч, в т.ч. 5-6 ч уроки знаний

Всего 38 ч, в т.ч. 1-3 ч уроки знаний

6 ч

Все профессии, кроме связанных с физической культурой

^ Повышенный уровень (спортивно-оздоровительный)

144 ч

Всего 64 ч, в т.ч. 5-6 ч уроки знаний

Всего 70-72 ч, в т.ч. 2-4 ч уроки знаний

8-10 ч

Педагогическая, физкультурная, медицинская и т.п.

^ Углубленный уровень (спортивно-прикладной)

216 ч (и более)

Всего 64 ч, в т.ч. 5-6 ч уроки знаний




152 ч, в т.ч. 6-8 ч уроки знаний

Профессиональный спорт, вооруженные силы МЧС, МВД и др.

В качестве вариативного компонента учебного предмета учитель по своему усмотрению может использовать: аэробику, атлетическую гимнастику, одну из спортивных игр и т. п. Если это невозможно по объективным (недостаточная материально-техническая база, несоответствие специализации учителя и т. п.) или субъективным (нежелание учащихся, родителей и т.п.) причинам, вариативный компонент может быть дополнен за счет расширения содержания изучаемых видов спорта и спортивных игр. В данной программе примерное распределение учебных часов вариативного компонента составлено с учетом расширения содержания изучаемых видов спорта и спортивных игр. Учебный материал вариативного компонента, в зависимости от его особенностей, может быть использовав рассредоточенно на комплексных уроках физической культуры или на специально отводимых для него уроках.

Объем учебного времени, необходимый для освоения учащимися учебного предмета на повышенном и углубленном уровне, устанавливается за счет школьного компонента учебного плана общеобразовательной школы с 12-летним сроком обучения.

Для занятий физическими упражнениями все учащиеся подразделяются на три медицинские группы. Учащиеся основной медицинской группы в полном объеме осваивают материал учебной программы по физической культуре. Учащиеся подготовительной медицинской группы осваивают материал программы с учетом медицинских ограничений. Для учащихся со значительными отклонениями в состоянии здоровья школа организует специальные медицинские группы (СМГ).

Основной обязанностью учащихся является, выполнение всех учебных требований, предъявляемых программой по физической культуре к знаниям, умениям, навыкам, способам деятельности. Аттестация учащихся по предмету «Физическая культура» производится на основании действующих нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.

Для успешного решения задач учебного предмета «Физическая культура» необходим комплексный подход к физическому воспитанию учащихся, предполагающий единство решаемых задач и преемственность содержания уроков физической культуры внеклассных и внешкольных форм физического воспитания и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Данная программа разработана для базового уровня освоения учебного предмета.


^ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Таблица 2

Примерное распределение учебных часов (108 ч)


Разделы и темы учебного материала

Учебная четверть

I

II

III

IV

^ БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

16

12

18

18

Теоретический раздел

3(1)1

3(1)1

4(2)1

4(2)1

1.

Основы безопасности занятий

0,25

0,25

0,25

0,25

2.

Олимпийское движение

0,25

0,25

1

0,25

3.

Воздействие средств физической культуры

0,25

0,25

0,5

0,25

4.

Методика самостоятельных занятий

0,5

0,5

0,5

0,5

5.

Методика самоконтроля

0,25

0,25

0,25

0,25

6.

Гигиенические знания

0,25

0,25

0,25

0,25

7.

Здоровый образ жизни

0,25

0,25

0,25

0,25

8.

Контроль знаний

1

1

1

1

^ Основы видов спорта

13

9

14

15

1.

Легкая атлетика

5







7

2.

Гимнастика и акробатика

1,5

5

2(6)3

2

3.

Лыжная подготовка







6




4.

Водные виды спорта

При наличии бассейна за счет других тем программы

5.

Спортивные и подвижные игры

9

4

8(4)

8

6.

Контроль техники физических упражнений и способов деятельности

1

1

2(1)3

1

7.

Контроль уровня физической подготовленности

3

1

2(1)3

3

^ ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

11

9

12

12

Теоретический раздел

1

1

1

1

1.

Методика самостоятельных занятий

0,5




0,5

0,5

2.

Здоровый образ жизни

0,5

0,75

0,25

0,25

3.

Контроль знаний




0,25

0,25

0,25

^ Физическая подготовка

10

8

11

11

1.

Легкая атлетика

5




0(1)2

6

2.

Аэробика




4

0(1)2

1

3.

Лыжная подготовка







11




4.

Спортивные и подвижные игры

3

2

0(4)3

2

5.

Контроль техники физических упражнений и способов деятельности

1

1




1

6.

Контроль уровня физической подготовленности

1

1




1

^ Домашние задания

+

+

+

+

В с е г о

27

21

30

30

1 В скобках отмечены методические уроки.

2 Разрабатывается учителем физической культуры.

3 В скобках отмечено количество часов в условиях бесснежной зимы.

^ БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Задачи учебной деятельности


Данный раздел программы включает в себя знания, необходимые для учебных и самостоятельных физкультурных или спортивных занятий и организации, здорового, физически активного образа жизни. Знания формируются в процессе учебной деятельности на уроках физкультурных знаний, на методических уроках, а также но ходу изучения и совершенствования движений, развития физических качеств и самостоятельно. Они являются основой общего физкультурного образования, необходимого для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задачей учебной деятельности является формирование и закрепление знаний о:

  • правилах безопасного поведения во время занятий, посещения спортивных я других массовых зрелищ и мероприятий;

  • личной пользе и социальной значимости занятий физической культурой;

  • методике самостоятельный занятий;

  • самоконтроле эффективности физического воспитания и самовоспитания;

  • необходимости регулярных организованных и самостоятельных занятий физической культурой для самооздоровления, физического саморазвития, самовоспитания, формирования здорового, физически активного образа жизни, развлечения и отдыха;

  • здоровом образе жизни, его преимуществах и требованиях, предъявляемых к учащемуся;

  • гигиене занятий физическими упражнениями, гигиенических требованиях к одежде, к уходу за телом к местам проведения- занятий;

  • Олимпийских играх, других крупнейших современных соревнованиях, достижениях отечественных спортсменов.


^ Учебный материал

В скобках обозначено примерное количество уроков, на которых изучаются темы, в т.ч. уроки физкультурных знаний

Основы безопасности занятий (12 – 14). Правила оценки возможной опасности. Правила подготовки мест безопасных занятий, самооценки своих сил, страховки, самостраховки, помощи. Правила безопасного поведения во время учебных занятий, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий.

^ Олимпийское движение (8 – 10). Международное спортивное движение и крупнейшие соревнования: чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры. Отечественные спортсмены — победители крупнейших европейских и мировых соревнований. Олимпийские игры как праздник мира и дружбы между народами. Престижность результатов, показанных на Олимпийских играх. Смысл олимпийских ритуалов: Олимпийская эстафета, клятва, подъем олимпийского флага. Олимпийский девиз. Содержание ритуала открытия и закрытия Олимпийских игр. Уважение к национальному флагу. Талисманы игр.

^ Воздействие средств физической культуры (10 – 12). Влияние физической культуры на человека. Влияние физических упражнений на скелет, мышечную, сердечнососудистую, дыхательную системы человека. Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на физическое развитие, физическую подготовленность, здоровье, функциональные возможности, физическую и умственную работоспособность учащихся. Воздействие средств физической культуры на психику (развитие устойчивости к психологическому стрессу, умственному утомлению), развитие устойчивости к простудным и другим заболеваниям, к проникающей радиации, вредным условиям некоторых профессий. Закаливающее воздействие средств физической культуры на учащихся.

^ Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями (6 – 8). Понятие о правильном распределение сил в беге на выносливость в заданное время. Правила распределения сил в беге на выносливость на время. Методика повышения скорости шестиминутного бега. Методика повышения силовой выносливости, силы мышц-сгибателей и разгибателей рук.

^ Методика самоконтроля в процессе физического воспитания и самовоспитания (12). Совершенствование и закрепление изученного учебного материала. Закрепление правил практического определения и оценки: массы и окружности грудной; клетки для своего возраста и роста; ЧСС и ЧД в состоянии покоя; ЧСС во время работы; общей физической подготовленности с помощью 10-бальных таблиц; «отстающих» физических качеств с помощью 10-бальных таблиц.

^ Гигиенические знания (6 – 8). Совершенствование изученного учебного материала. Составление и применение комплексов физических упражнений, повышающих умственную работоспособность в процессе самоподготовки в различное время года. Правила закаливания с помощью воздушных ванн, водных процедур в различное времена года. Разработка с учетом условий жизни методики самостоятельного закаливания в течение: учебного года и каникул. Правила соблюдения гигиены тела в различные времена года.

^ Здоровый образ жизни (10 – 14). Практическое освоение одной из оздоровительных систем. Методика применения освоенных средств физической культуры, оздоровительной системы с целью рекреации, реабилитации, оздоровления, организации отдыха в свободное время.





Требования к учащимся





  1. Знать и выполнять технику безопасности в процессе организованных и самостоятельных занятий.

  2. Уметь применять знания о страховке и самостраховке в процессе самостоятельных занятий.

  3. Знать возможные результаты воздействия физических упражнений на организм и уметь объяснять необходимость регулярных занятий физкультурой.

  4. Знать, что такое распределение сил, и уметь применить его при беге на расстояние и заданное время.

  5. Знать, как составлять комплекс физических упражнений, направленный на развитие силы и силовой выносливости, уметь составлять и выполнять его.

  6. Знать, как измерять нагрузку при беге на выносливость и при выполнении упражнений на развитие силы и силовой выносливости.

  7. Знать, как измерять и оценивать физическое развитие и физическую подготовленность.

  8. Знать правила закаливания и уметь применить их на практике.

  9. Уметь рассказывать об одной из оздоровительных систем.

  1   2   3   4




Похожие:

Физическая культура IX класс базовый уровень iconПрограмма для учреждений общего начального образования при четырехлетнем обучении теоретический раздел I класс (2 часа)
Что такое физическая культура? Что включает физическая культура? Значение физической культуры для человека
Физическая культура IX класс базовый уровень iconРабочая программа по физике 11 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории
Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2008. Программа составлена в соответствии с Федеральным...
Физическая культура IX класс базовый уровень iconПеречень направлений подготовки (специальностей) и вступительных испытаний в сгутикд в 2009г
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Физическая культура IX класс базовый уровень iconПеречень вступительных испытаний в 2009 году в Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Физическая культура IX класс базовый уровень iconЛетним сроком обучения физическая культура
«Физическая культура», являясь основной формой физического воспитания школьников, оказывает на них разностороннее образовательное,...
Физическая культура IX класс базовый уровень iconДокументы
1. /физическая культура/протокол 5,6 классы.doc
2. /физическая...

Физическая культура IX класс базовый уровень iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году
Учебный предмет «физическая культура и здоровье» на первой ступени общего среднего образования (I—iv классы)
Физическая культура IX класс базовый уровень iconКалендарно-тематическое планирование «Алгебра и начала анализа» 11 класс, базовый уровень (2 часа в неделю) на 2011-2012 учебный год № урока Тема урока

Физическая культура IX класс базовый уровень iconКалендарно-тематическое планирование «Алгебра и начала анализа» 11 класс, базовый уровень (3 часа в неделю) на 2011-2012 учебный год № урока Тема урока

Физическая культура IX класс базовый уровень iconРабочая программа по математике 6 класс базовый уровень учитель математики 1 квалификационной категории
Государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по математике, программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов