Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы icon

Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы



НазваниеСовременные информационные технологии в образовательном пространстве школы
Дата конвертации29.07.2012
Размер81.89 Kb.
ТипДокументы

Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы


Куприева Н.В.

Информатизация образования в школе в первую очередь способствует решению педагогических проблем. Но информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Информатизация позволяет нам от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли учителя. Для поддержания качества образовательных услуг на должном уровне необходимо поэтапное формирование информационного пространства. Процесс формирования информационного пространства в нашей школе можно условно разделить на четыре уровня:

- управления образованием;

- администрации образовательного учреждения;

- преподавателя (учителя);

- учащегося.

На уровне администрации образовательного учреждения важными составляющими организации информационного пространства являются:

- материально-техническое оснащение школы современными техническими средствами информатизации;

- подготовка кадров и создание высокой мотивации использования информационно-компьютерных технологий в обучении;

На уровне преподавателя формируется методическое обеспечение по использованию информационного пространства образовательного учреждения, которое включает в себя:

- разработку или подбор методики использования информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности;

- создание условий для самостоятельной деятельности учащихся с использованием новых информационных технологий и компьютерных сетей и активизирующих их познавательную деятельность;

- изменение объективности и достоверности контроля за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Формирование единого информационного пространства школы на первом этапе эксперимента сводилось к созданию общей информационной базы данных. Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства содержит следующую информацию и предоставляет возможность ее обновления:

- общую информацию о школе;

- кадровые данные о преподавателях;

- личные данные об учащихся;

- учебный план;

- штатное расписание;

- данные о материально-технической базе;

- социальный паспорт школы;

- данные методической службы школы;

- статистические данные по итогам года.

В рамках экспериментальной работы 100% педагогов базовой школы прошли обучение по программе Intel, по работе с интерактивной доской.


Прошедший учебный год был вторым этапом реализации проекта по использованию информационных технологий в образовательном пространстве.

На этом этапе мы предусмотрели создание и открытие доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы, который предоставляет следующие возможности:
- интерактивное общение участников учебного процесса (на форуме сайта);

- размещение информации об учебно-воспитательном процессе;

- размещение служебной информации;

- размещение информационных полей участников образовательного процесса.

Одним из направлений деятельности экспериментальной работы является изучение мнений участников образовательного процесса о целесообразности эксперимента.

Мониторинг, проводимый в рамках эксперимента, позволил соотнести результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность по преодолению выявленных рисков при организации информационного пространства школы и выявлению интегративных связей для разработки интегрированных занятий, мероприятий, систематизации УМК педагогов с учетом использования компьютера на уроках.

Мы создали локальную сеть, позволяющую объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у школьников наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.

В работе учителей традиционными стали уроки с применением информационно-коммуникационных технологий.

^ Уроки-презентации, на которых Мягкая Людмила Васильевна, Ковалева Светлана Ивановна, Попова Елена Петровна материалы урока представляют на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекции учителей сопровождаются видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.

Уроки – исследования: Азаров Владимир Андреевич, Улезько Лидия Ивановна, Шевченко Светлана Николаевна, Шаповалова Надежда Леонидовна, Улезько Игорь Николаевич, Гринченко Лилия Ивановна используют неограниченные возможности компьютера для исследовательской работы.

Интересны уроки, на которых дети самостоятельно ведут поиск, отбирают материал по заданию учителя. На этих уроках используются ресурсы Интернет, МЕДИАТЕКИ.

Виртуальные экскурсии: Некрасова Елена Владимировна, Соловьева Людмила Ивановна, Левда Наталья Александровна, Лесниченко Татьяна Ивановна, Волкова Людмила Васильевна, Мягкая Светлана Николаевна посещают многие музеи мира не выходя из компьютерного класса. Чтобы организовать урок с посещением виртуального музея, необходимо составить маршрут или сформулировать запрос поиска информации для учащихся. Важным моментом является организация работы с полученной информацией. Необходимо, чтобы результатом виртуальной экскурсии стала творческая работа: доклад, сообщение, презентация, заполненная таблица, ответы на вопросы и другое.

^ Проектная деятельность: Радченко Алексей Петрович, Зубкова Елена Владимировна, Епиченко Елена Васильевна и другие считают, что современный учащийся должен не только использовать существующие информационные ресурсы, но и научится создавать собственные ресурсы. Учащиеся должны самостоятельно представлять и выражать свои знания. Проект компьютерного урока, который учащиеся готовят сами, позволяет закрепить и углубить знания, повысить уровень овладения умениями и навыками: главным из которых способствует исследовательскому методу работы, а также способности критически осмыслить информацию (аналитический метод работы), отработать речевые навыки.

Такие уроки способствуют формированию мотивации к обучению.

Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Педагоги на уроке создают благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства.
^ Что же даёт применение информационных технологий школе?

Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изу­чению любой дисциплины, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с однокласснниками, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различ­ных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Родителям. Даёт уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствую­щее требованиям времени. Меняет в лучшую сторону отношение к учительскому труду и взаимоотношения с собственными детьми: родители прислушиваются к своему ребенку, ценя его знания и умения.

Сегодня учитель имеет возможность достаточно широко использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках по любому предмету, так как школа обеспечена компьютерными классами в рамках программы «Компьютеризация школ».

Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя зна­ния по предмету, учитель повышает свой профессиональный уровень. Повышается его авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулируется процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы).. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

Доказательством этому являются результаты участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства. 1 место в областном конкурсе по применению ИКТ на уроках географии.
На базе школы были проведены теоретические семинары и семинары-практикумы для руководителей и педагогов школ района, которые способствовали ознакомлению с педагогическим опытом работы:

  • Инновации в образовательном пространстве школы (октябрь 2006 г.);

  • Актуальные проблемы совершенствования педагогического мастерства (февраль 2007 г.)

  • Диагностика и мониторинг воспитательной работы в школе (апрель 2007 г.)

  • Организация работы по формированию образа выпускника общеобразовательной школы (сентябрь 2006 г.)

Семинары-практикумы :

  • Организация качественной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ для учителей русского языка и математики (январь 2007 г.);

  • Первые результаты работы по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой и системе развивающего обучения Л.В. Занкова» (апрель 2007г.);

  • Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности (май 2007 г.).

  • Информационные технологии в предметной деятельности учителя (январь 2008 г.).

  • Начальная школа в компьютерном классе (апрель 2008 г.).

Школа приняла участие в областном конкурсе по использованию информационных технологий по проблеме «Роль современных информационных технологий в профессиональной подготовке будущего педагога».

На основе использования информационных технологий были организованы творческие отчеты о проделанной работе в режиме эксперимента.

Формами распространения использования ИКТ в урочной и неурочной деятельности являются открытые уроки, выступления на областных и районных конференциях, семинарах, мастер - классы, публикации в областных сборниках:

  • Приоритетный национальный проект «Образование»: позитивный опыт сельских образовательных учреждений;

  • «Учитель - учителю». Из опыта работы учителей Белгородской области

  • Педагогика искусства Материалы 1. Международных Бакушинских педагогических чтений;

  • Эффективные пути совершенствования образовательного процесса (из опыта работы инновационной деятельности педагогов Белгородской области).

Несмотря на положительные тенденции в работе школы по формированию информационного пространства существуют ряд проблем, которые мы должны решить на заключительном этапе эксперимента.

- увеличение числа публикаций педагогов в рамках распространения позитивного педагогического опыта;

- организация и проведение семинаров-практикумов по применению ИКТ в урочной и внеурочной деятельности;

- использование ИКТ в организации межтерриториального методического объединения;

- размещение на школьном сайте материалов из опыта работы;

Полученные знания и умения в области компьютерных технологий помогают ребятам усваивать в органическом единстве различную по тематике информацию, развивать навыки исследовательского мышления на основе приобретенных ими теоретических и практических знаний в области информационных технологий, формировать критическое мышление, адаптироваться в современной жизни и стать конкурентноспособными специалистами.




Похожие:

Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы iconПрограмма «информатика и икт (информационные и коммуникационные технологии)» (для четырёхлетней начальной школы) А. В. Горячев I. Пояснительная записка
Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии,...
Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы iconА. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача
...
Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы iconОб итогах проведения муниципальной выставки методических материалов педагогического опыта «Современные педагогические технологии в образовательном процессе» Поздравляем наших коллег!
Об итогах проведения муниципальной выставки методических материалов педагогического опыта «Современные педагогические технологии...
Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы iconЕ. Л. Шуремов Информационные технологии оптовой торговли
Информационные технологии оптовой торговли: Практическое пособие, М.: Ооо "1с-паблишинг", 2003. 186 с: ил
Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы icon"Межтабличные связи. Создание многотабличной базы данных"
Информационные технологии в будущей профессиональной деятельности. Приближая их к разрешению проблемных ситуаций, моделирующих противоречия...
Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы iconКонкурс по информатике «Современные компьютерные технологии»
«Современные компьютерные технологии», конкурс грамот с математической символикой, дипломов, благодарственных писем среди учащихся...
Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы iconМинимальные требования к проектам по курсу «современные информационные технологии в науке и образовании»
Включение разных типов слайдов (многоабзацные тексты (списки), таблицы, диаграммы, организационные диаграммы, изображения из ms clip...
Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы iconОбластная конференция школьников «Информационные технологии настоящего и будущего»
Приглашаем Вас принять участие в работе Областной конференции школьников «Информационные технологии настоящего и будущего», которая...
Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы icon«Психологическая безопасность среды и личности в образовательном пространстве». Выступление на тему «Психологическое сопровождение обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации»
Конференция на тему «Психологическая безопасность среды и личности в образовательном пространстве»
Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы iconПобедитель конкурса лучших учителей пнпо в 2009 году
«Педагогические технологии в образовательном процессе». Им подготовлен материал интегрированного урока по теме «Электромагнитные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов